Александр Ямщиков
Длинное чтиво
Или – лонгрид. Один из самых популярных форм подачи информации в XXI веке. Многие блогеры и журналисты используют его для создания контента. Даже сейчас вы читаете именно лонгрид. Какова его история? Чем он привлекает авторов? И какой путь прошел, чтобы стать популярным с появлением технологий?
В наше время понятие лонгрид понимается как формат подачи материалов, спецификой которого является большое количество письменного текста. Он разбивается на части с помощью различных мультимедийных элементов: фото, видео, инфографики и т.д. Формат лонгрида в большей степени адаптирован к электронным носителям.

С точки зрения структуры текста лонгрид должен обладать характерной особенностью: целостностью истории. Не важно, пишите ли вы что-то художественное или научное, или же создаете публицистический материал, в лонгриде обязательно должен быть нарратив и сюжет. Это не значит, что нужно выдумывать истории уровня Нолана. Просто у того, о чем вы пишите, должно быть развитие, чтобы читатель от начала с экспозицией дошел до средины с завязкой, затем и до конца с кульминацией и развязкой. Опять-таки, не важно, о чем идет речь: реклама микроволновых печей, философские рассуждения о бессмысленности бытия или анализ футбольного матча. Все они должны быть композиционно построены в виде небольшой истории.

Такой подход к подаче материалов стал популярен в США. В 1960-х стало набирать популярность такое явление как Long form journalism (многостраничная журналистика), которая стала противостоять классической журналистике в Америке с её методами краткого и лаконичного подхода к подаче информации. Здесь авторы могли подробно порассуждать на различные темы, используя художественные приемы в своих текстах. При этом никто из авторов не отходил от основных критериев, свойственных журналистике: стремление к объективности, работа только с фактами, отсутствие информации взятой из непроверенных источников. Таким образом Long form journalism стал чем-то средним между статьей и новеллой. С самого зарождения этого журналистского формата он имел в себе композиционную структуру.
Довольно часто «длинные» материалы принимали форму творчески переработанной Документальной прозы (литературный жанр, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла). Или лонгформы подавались через нарративную журналистку.



  • The New Yorker
    Одни из первых начали писать «длинные» статьи с нарративом. В выпуске от 11 июня 1960-го, одна из статей рассказывает драматичную историю о брате и сестре Мауд, у которых накануне умер отец.
  • Harper
    Вместе с The New Yorker стали использовать многостраничную журналистику. Например, в номере от июня 1960-го, журнал рассказывал о косметических операциях.
  • Esquire
    Еще один фаворит на первенство среди массовой нарративной журналистики. В выпуске от мая 1960-го автор через композиционно-выстроенную структуру текста рассуждает о том, что ждет Индию после правительства политика Джавахарлал Неру.



Особенности нарративной журналистики и сторителлинга справедливы и для мультимедийного лонгрида. Разница лишь в том, что переход с печатного носителя в интернет-среду дает еще больше возможностей для раскрытия темы и создания связи с читателем: фото, видео, аудио и т.п.


Оба наших издания вспоминают, что приложили огромное усилие на создание лонгридов. В том числе, потому что пришлось научится верстать страницы. Но доступ к мультимедийным элементам стоил того. «Дни затмения» и «Земля отчуждения» получились интересными, атмосферными и читаемыми.



Изначально лонгрид использовался как средство совмещения сторителлинга с журналистикой. Максимум, что можно было встретить в «Snow Falls, Днях Затмения и Земле Отчуждения», - это гиперссылки и элементы наглядности в виде аудио, видео, фото элементов. Красиво, интересно, с высокой читаемостью.

Но уже через пару лет читатель смог найти интерактивные элементы, которые создавали целые игры. Наглядность и вовлеченность увеличились в разы. Также виден тренд на создание материалов по подобию небольших клипов, как в «Short History of Highrise» и «50 states. 50 spots. Natural Wonders». Журналистика всегда стремилась к краткой и лаконичной форме подачи информации. А за счет использования интерактивного нарратива аудитория могла понимать «окружающую обстановку» без огромных абзацев текста, что упростило усвоение информации.
Лонгрид с самого начала своего появления на просторах сети стал крайне действенным инструментом для создания качественных материалов, а так же для привлечения и удержания аудитории. Авторы получили огромный потенциал создания наглядных статей. Через нарратив они привлекали читателей, а через мультимедийные элементы демонстрировали то, о чем говорили.
Сегодня, чтобы оформить лонгрид, не нужно обладать специальными навыками программирования или быть профессиональным дизайнером. Весь инструментарий уже упакован в удобную форму: будь то верстка в ВК или создание материалов через Word Press. Платформ на самом деле куда больше, и все они предоставляют обширный и интуитивно-понятный инструментарий. Это привлекает авторов и читателей. Первые – создают понятные и наглядные материалы, а вторые – созидают и впитывают информацию, благодаря доступной форме подачи.

Еще одной известной платформой является Tilda. Она использует систему заранее заготовленных дизайн-блоков. Автору остается выбрать один из них и оформить информацию через настройки. Блоков тут много, так что сделать стильный материал с использованием наглядных элементов не составит проблем.

Как создать интересный лонгрид?
  • Пишите историю
    Нарратив очень важен в создании вашего материала. Найдите героя или выберите событие, как точку отсчета. Дальше, просто проследите за тем, как эта точка двигается по истории и опишите ее путь.
  • Используйте мультимедиа
    Они помогут сохранить интерес читателя и создадут дополнительные элементы погружения в вашу историю.
  • Работайте с фактами
    Не стоит слишком приукрашивать ваш материал. Не забывайте, что важно стремиться к объективности и правдоподобности событий.
  • Сохраняйте читаемость
    Не стоит добавлять все подряд и графически выделять каждое слово «курсивом» для создания книжного эффекта. Здесь нужно знать меру и не перегружать ваш материал.