Артём Шамшурин
Авиакатастрофа под завесой тайны
В СССР тщательно скрывали катастрофы. Крушение самолёта «Ли-2» не стало исключением...
Наш мир полон тайн и загадок. Какие-то были раскрыты и ушли в историю, а некоторые засекречены и сейчас. Но сегодня поговорим о тайне, ушедшей глубоко в историю: о крушении самолета «Ли-2», где погибло 19 человек, многие из которых были хоккеистами команды ВВС МВО.
Немного предыстории
Шёл 1950-ый год. Уже месяц идёт Чемпионат СССР по хоккею. Одной из 12 команд, игравшей в том сезоне, был ВВС МВО (Военно-воздушные силы Московского военного округа). Курировал спортсменов тогда небезызвестный человек — Василий Иосифович Сталин, младший сын Иосифа Сталина. Так что внимание к коллективу было высоким.

Поначалу всё шло хорошо, хоккеисты одержали семь побед в девяти матчах, а далее по плану должен был состояться выезд в Челябинск на игру с местным «Дзержинцем». Незадолго до этого тренер Борис Бочарников заметил, что погодные условия на Урале будут максимально суровыми, и ребятам требуется акклиматизация. Он предложил Василию отправиться в путь за несколько дней до игры. В то время основным средством передвижения служил поезд, однако Бочарников попросил самолёт, который команде и выделили.

Катастрофа, о которой молчали
Первое упоминание о трагедии в номере «Футбол-Хоккей» от 26 января 1969 года.
Перелёт должен был следовать маршруту Москва ― Казань ― Челябинск, но в дело вмешалась погода. Нелётные условия застали пилотов по пути следования, и командир экипажа майор Иван Зотов принял решение садиться на запасном аэродроме «Кольцово» в Свердловске. На удивление, на этом участке приоритет отдавался пассажирским самолётам, и пилоты были вынуждены кружить в воздухе, ожидая разрешения на посадку. Неудачное стечение обстоятельств привело к тому, что «Ли-2» настроился на частоту другого военного аэродрома «Арамиль», находившемся в шести километрах. Получая данные о посадке от другого диспетчера, капитан воздушного судна не рассчитал расстояние до земли, и самолёт потерпел крушение. Ни один пассажир не выжил.

Думаете, был всенародный траур о случившемся? Нет. О трагедии не знал никто. Даже малейшей заметочки не было этому посвящено. О гибели хоккеистов советская пресса умолчала, так как в коммунистическом обществе такого случиться не может. Первое упоминание в СМИ о событии произошло спустя 19 лет. 26 января 1969 года на страницах еженедельника «Футбол-Хоккей» вышла корреспонденция, посвящённая авиакатастрофе. Её автором стал журналист Владимир Пахомов. Как он позже вспоминал, ему пришлось приложить немало усилий и настойчивости, чтобы получить разрешение на публикацию от Главлита (Главное управление по делам литературы и издательств). Журналист сухо, без деталей, даёт информацию о трагедии, немного спутав дату крушения: «...Катастрофа случилась 5 января (прим. ред. на самом деле 7 числа) 1950 года вблизи Свердловска. Погибли 11 хоккеистов. ...Не стало команды, которая была вице-чемпионом страны 1949 года». Далее Владимир Пахомов рассказывает о спортивных достижениях погибших.

Чудом избежавшие трагедии
Из состава команды несколько человек на злосчастный рейс не явились. Один из них Всеволод Бобров, звезда советского хоккея. У него не сработал будильник. Этот будильник спас жизнь ещё одному человеку― администратору команды Кольчугину. Его послали отыскать проспавшего Боброва. Также на борт не попали Александр Виноградов и Виктор Шувалов. Первый из-за дисквалификации, а второй по причине недавнего перехода в ВВС МВО из челябинского «Дзержинца», где Виктора считали предателем. Повезло и тренеру Матвею Гольдину. Его в начале января уволил Василий Сталин за похвалу хоккеиста чужого клуба.
Как сейчас помню, придя домой, я завёл будильник, поставив его на 4 часа утра. И ещё, кроме того, сказал своему младшему брату Борису, чтобы он, услышав звон будильника, разбудил меня. Но, проснувшись в 7-м часу утра, я увидел, что будильник остановился ещё ночью, а братишка сладко спит. Проспал! ― вспоминает спортсмен.
Всеволод Бобров
хоккеист ВВС МВО
Матч всё же был сыгран
7 января самолёт потерпел крушение, но игру никто отменять и не думал, ведь трагедию надо было тщательно скрыть.
Так за несколько суток создали новый состав. Разумеется, на матч отправились Бобров и Шувалов, а остальные игроки в экстренном порядке были набраны из других команд, часть из которых до недавнего времени играла за ВВС. Этот процесс доходил до абсурда: Павлу Жибуртовичу пришлось заменить на площадке своего погибшего брата Юрия. Видимо, никто не заметил подмены хоккеистов, и матч успешно состоялся. Победу, кстати, одержала новоиспечённая команда.
Нас позвали к Сталину, который усадил нас и сказал: «Ребята, несчастье. Команда разбилась. Вам надо собраться и поездом ехать в Челябинск на игру». Мы сели и поехали. В Челябинск, потом в Свердловск и так далее… И никто нас не спрашивал, что мы чувствуем, трясёт нас или нет… В то время все обязаны были быть крепкими и здоровыми. Мы из Челябинска поехали в Свердловск, где нас повели в ангар. Там лежали искорёженные тела ребят. Смотреть на это было невозможно. Но мы смотрели. Потом играли. А после игры хоронили…
Виктор Шувалов
хоккеист ВВС МВО
Память о трагедии
В 1990 году руководство хоккейного клуба «Автомобилист» привело в порядок братскую могилу в посёлке Кольцово и установило там памятник и надгробные плиты в память о погибших спортсменах.
Судьба выживших
Дальнейшая судьба бывшего тренера ВВС МВО Матвея Гольдина, избежавшего катастрофы, сложилась так: работал в должности главного инженера стадиона Динамо, а после строительства стадиона Лужники стал его главным инженером. Скончался в 1977 году в Москве. Об администраторе команды Николае Кольчугине после трагедии ничего слышно не было.

Жизненный путь трёх оставшихся игроков был весьма удачный. Александр Виноградов (1918-1988) ещё 5 лет играл в хоккей, после чего на несколько лет стал тренером. За это время он трижды стал чемпионом СССР, а также завоевал золотую медаль на Чемпионате мира 1954 года. Умер в 1988 году. Его партнёр по команде Виктор Шувалов повесил коньки на гвоздь в 1958 году, и на протяжении 35-ти лет занимался тренерской и воспитательной деятельностью. Однако за время своей игровой карьеры завоевал множество наград. Например, в 1956 году Виктор Григорьевич стал олимпийским чемпионом. Помимо этого он трижды становился чемпионом Европы и дважды выигрывал Чемпионат мира. В 2020 году хоккеист получил орден «За заслуги перед Отечеством», а спустя год, в возрасте 98 лет, ушёл из жизни. Всеволод Бобров (1922-1979) после трагедии остался в команде и стал совмещать должности тренера и игрока. До 1957 года игрок радовал болельщиков своими голами, а затем, как и сокомандники, завершил карьеру и стал передавать свой опыт другому поколению. В отличие от других хоккеистов, Боброву было посвящено целое стихотворение за авторством известного русского поэта Евгения Евтушенко — «Прорыв Боброва».