дарья синицына
Я не оставлю тебя. Я поклялся
Как дружба в трилогии «Властелин колец» помогала героям преодолевать препятствия на сложном жизненном пути.
Великое в малом
Многие русские и зарубежные писатели неоднократно затрагивали в своих произведениях тему дружбы. Она помогала героям преодолевать любые сложности, с которыми они сталкивались на протяжении всей истории. Эта не та дружба, о которой имеют представление многие современные люди. Это нечто большее, чем просто быть рядом с человеком. Это прежде всего умение чувствовать и принимать его таким, какой он есть. Джон Рональд Руэл Толкин смог показать нам дружбу, способную на многое: от нахождения рядом и поддержки, до самопожертвования и готовности прыгнуть за другом в самое сердце Роковой горы. Отношения, которые автор представил нам в своей трилогии как между главными героями, так и между народами Средиземья, поистине поражают. Находясь на волоске от смерти, не зная, что ждет дальше, они всегда были готовы прийти на помощь, думая в первую очередь не о себе, а о товарищах. Объединившись, персонажи осознают, что любое зло начинает казаться не таким уж коварным. Когда рядом союзники, которые казались раньше абсолютно далекими, любая проблема решается по-другому. Взглянуть в глаза опасности и нарастающей тьме не так страшно, когда рядом друг.
С чего все началось
Даже путь в тысячу миль начинается с первого шага. Такая незначительная деталь может в корне поменять жизни многих людей. Сделав первый шаг, уже невозможно вернуться обратно. Для Фродо и Сэма тот шаг стал испытанием не только воли, храбрости и силы духа, но и дружбы. Случайно подслушав разговор Фродо и Гэндальфа, Сэм, сам того не зная, стал важной частью похода, в котором всеми силами старался не дать позволить Фродо упасть во тьму. Впервые за всю свою жизнь Сэм так далеко ушел от дома. Не имея представления, что его ждет дальше, он был готов идти за другом до конца, ведь он поклялся, что ни при каких обстоятельствах не оставит его. Не каждый из нас может сдержать обещания в связи с личными проблемами. Но Сэм, даже глядя в глаза смерти, не мог отказаться от своих слов.
Меня предупредил Гэндальф: «Не потеряй его, Сэмуайз Гемджи». И я не потеряю.
— Сэмуайз Гемджи
Всю дорогу по пути в Мордор героев поджидала смертельная опасность. Один неверный шаг мог привести к гибели. После того как Арагорн присоединился к хоббитам, их всю дорогу преследовали назгулы. Получив ранение мечом, Фродо был на грани жизни и смерти. Если бы не Арвен, которая вовремя доставила его в Ривенделл, то было бы слишком поздно. Она рисковала своей жизнью, жизнью Фродо и кольцом, но не испугалась и смогла оторваться от врага. Смелость Арвен, забота Сэма, который сутками не отходил от друга, и эльфийская медицина сделали свое дело. Фродо очнулся, но еще даже не представлял, что его ждет дальше. Попав на собрание, решающее судьбу кольца, он стал тем, кому это кольцо было предназначено уничтожить. Фродо выпало по-настоящему тяжелое бремя, нести которое в силах не каждый. Сэм, подслушав результаты собрания, принял решение помочь ему.
Мистер Фродо никуда не пойдет без меня.
— Сэмуайз Гэмджи
Будучи представителем народа, который являлся особо не приспособленным к бою, не имея явного преимущества перед врагом, Сэм не испугался пойти за Фродо дальше. Он не мог вернуться домой один, бросив друга на произвол судьбы. Дав обещание однажды в Шире, Сэм принял решение сдержать его до конца. Даже когда Фродо отталкивал его, подозревал в том, что Сэм претендует на кольцо, тот в свою очередь не мог отвернуться от друга. Ведь он знал, что Фродо делает это под властью кольца, бороться с которым было практически невозможно. Сэм не мог позволить кольцу поглотить Фродо, как когда-то это произошло со Смеаголом. Храбрость и сила духа Сэма стали опорой для Фродо в самые опасные моменты.
Сформировав братство кольца из представителей разных народов Средиземья, герои отправились в путь, который с каждой милей становился все тяжелее и тяжелее, неся за собой все больше новых жертв. Но ни одна из них не оказалась напрасной. Жертва Гэндальфа и смерть Боромира позволила другим идти дальше. Дала им шанс на жизнь. Шанс на то, что добро победит. Наблюдая за всем этим, Фродо принял решение покинуть братство и двигаться в одиночку. Ему было больно смотреть на то, что путь к Мордору лежит через трупы его товарищей. Попытка продолжить путь одному провалилась. Когда Фродо отплыл на достаточно далекое расстояние от берега, Сэм пошел за ним прямо в воду. Не умея плавать, он продолжал идти к лодке. Зная, что, возможно, от него будет мало пользы на этом тяжелом пути, он не отступал.
Фродо:
Вернись Сэм. Я пойду в Мордор один.
Сэм:
Конечно один. А я пойду с Вами.
Со временем мягкие травы полей сменились на острые, как лезвия, камни. С каждым днем улыбка у героев появлялась все реже, а черты лица передавали лишь изнеможение и отчаяние. В такие моменты Сэм старался окружить Фродо заботой и поддержкой. Он всегда следил за его питанием, чтобы у того были силы идти дальше. Даже отказывался от своей доли еды, жертвуя ее для своего товарища. Он понимал всю важность похода и то, какую роль Фродо играет в нем. Он не мог допустить, чтобы у хранителя кольца не осталось сил на долгий путь. Но в первую очередь его волновала не судьба носителя кольца, а судьба его друга. Вынесение на второй план своих собственных потребностей показывает нам, что в дружбе между Сэмом и Фродо отсутствовал эгоизм. Внимание, альтруизм и эмпатия оказались сильнее собственного «Я» и помогли переосмыслить героям собственные ценности.
Я дал обещание, мистер Фродо. Я не оставлю тебя. Я поклялся.
— Сэмуайз Гемджи
Постепенно кольцо начало затуманивать разум Фродо, делать его зависимым от его власти. Кольцо заставляло думать лишь о его важности и ценности, чтобы хранитель отталкивал всех вокруг себя, подозревая даже самых близких людей в том, что они могут предать и забрать его «прелесть». В моменты, когда Фродо решал довериться Голлуму, когда Сэм предлагал ему помощь в переноске и хранении кольца, герой наиболее остро испытывал противоречивые чувства и эмоции, которые могли бы оттолкнуть многих людей. Фродо пренебрегал мнением Сэма, отталкивал его, когда тот предлагал помощь, и даже прогнал, когда те почти добрались в Мордор. Сначала Сэм решил послушаться и начал возвращаться домой, но потом понял, что совершил большую ошибку. Он всегда следовал за Фродо, когда тот отталкивал его. Так он поступил и сейчас. Если бы Сэм не решил вернуться, то Фродо бы погиб, а кольцо попало бы не в те руки. Решимость Сэма идти до конца помогла вырвать из рук орков не только кольцо, но и друга.
Фродо:
Я не просил тебя идти со мной.
Сэм:
Я знаю, мистер Фродо.
С каждым шагом, который приближал героев к Мордору, небо все больше заволакивали тучи. Единственный свет, который присутствовал в их жизни, угасал. Но ничто не могло погасить их внутренний свет, который мог согреть лучше солнца в самый темный день. Это была поддержка Сэма. Даже когда ему самому было тяжело, он старался поддерживать веру в лучшее и оставался оптимистом. Он всегда улыбался. Старался, чтобы блеск в глазах Фродо не угасал. Его слова подталкивали товарища двигаться дальше. Как бы тяжело им ни было, они находили поддержку друг в друге, не теряли надежды и продолжали свой путь. Они делали это ради всего добра, что осталось еще в этом мире. Однако Сэм все же не мог избежать и негативных эмоций. В момент, когда Фродо прогнал его, лицо Сэма обжигали горькие слезы обиды. Когда его товарищ решил покинуть Шир и уехать в Ривенделл, Сэм также не смог сдержать слез. Но они были лишь от того, что их долгий, совместный путь разошелся. Для Сэма не были страшны те испытания, которые подстерегали его на каждом шагу в Мордоре. Страшнее и печальнее всего для него оказалось прощание с другом.
Даже самый непроглядный мрак рассеивается.
— Сэмуайз Гемджи
Еще одним примером крепкой дружбы стали взаимоотношения между Перегрином Туком и Мериадоком Брендибаком. Они, как и Сэм, решили последовать за Фродо, совершенно не зная, что ждет их впереди. Они были вместе и это было важнее любой опасности. Когда их похитили орки, Мериадок находился без сознания какое-то время. Перегрин настолько сильно волновался за него, что осмелился попросить помощи у орков, что было безумием с его стороны. Когда не имеешь возможности помочь другу, то готов обратиться за помощью даже к злейшему врагу. В это время Арагорн, Леголас и Гимли преследовали орков 3 дня и 3 ночи, чтобы вырвать друзей из их коварных рук. Они жертвовали своим отдыхом, сном и приемом пищи лишь для того, чтобы спасти их. Постоянно находившимся рядом, Мериадоку и Перегрину особо сложно далось расставание в дальнейшем, хоть и не на большой промежуток времени. Даже находясь порознь, они постоянно думали друг о друге. Ведь приключение без товарища рядом кажется не таким уж трепещущим, когда не с кем разделить воспоминания о нем.
Он всегда был со мной, куда бы я не пошел. Еще с детства я втягивал его в самые большие неприятности, но всегда был рядом, чтобы спасти его. А теперь его нет.
— Мериадок Брендибак
Разделившись на некоторое время Мериадок и Перегрин пошли по пути, который был предначертан им судьбой. Жизнь порознь научила их не убегать от проблем, как когда-то давно, а смотреть в лицо самой смерти. Вернувшись в Шир, они стали уже не теми трусливыми хоббитами, что покинули дом. В их глазах горел огонь уверенности, который в свою очередь помог зажечь сигнальный огонь Минас Тирита и спасти жизни тысяч людей.

Многие говорили им, что война не для их мирного и маленького народа, что на поле сражения они станут лишь мешаться и будут обузой для солдат. То же самое было сказано относительно Эовин, племянницы короля Теодена, который говорил, что женщине не место на войне. Она же считала иначе. Только благодаря ей и зачарованному эльфийскому клинку Мериадока, удалось одолеть Короля-Чародея, предводителя назгулов. Смелость Эовин подтолкнула Мериадока не отступать, а сражаться ради друзей. Только благодаря ее смелости был уничтожен один из самых сильных врагов Средиземья.

Смелость Перегрина тоже сыграла важную роль в определенный момент. Она спасла жизнь Фарамиру, которого хотел сжечь заживо родной отец. Перегрин прыгнул прямо в огонь, чтобы вытащить его и избавить от столь жестокой гибели. Война закалила когда-то трусливых, убегающих от проблем друзей. Она дала понять, что не от всего в этом мире можно убежать, что, лишь столкнувшись с этим лицом к лицу, можно обрести абсолютную свободу от страха и сомнений. Дружба стала тем самым двигателем, который помог сдвинуть нерешительность хоббитов с мертвой точки.
Я знаю, что слишком поздно отступать. Знаю, что надеяться не на что. Если бы я был рыцарем Рохана, способным на великие дела, но... Но я всего лишь хоббит. И не в моих силах спасти Средиземье. Просто я хочу помочь друзьям: Фродо, Сэму, Пипину, больше всего на свете. Я хотел бы увидеть их вновь.
— Мериадок Брендибак
Оказавшись совсем близко к Роковой Горе, оставшись совершенно без сил, Сэм и Фродо продолжали исполнять свой долг и клятву перед братством. С каждым шагом кольцо тяжелело, и Фродо было все сложнее и сложнее нести его. Око Саурона постоянно было начеку и не давало перемещаться свободно. Любой неверный шаг мог привести к обнаружению и гибели от рук назгулов. С каждой минутой Фродо слабел, пока и вовсе не потерял сознание. Если бы не Сэм, который на протяжении всего пути не отходил от Фродо, то история могла бы закончиться еще на моменте, когда тот решил прогнать его и продолжить путь с Голлумом. Сэм понимал важность и тяжесть бремени, которое легло на плечи Фродо. Он понимал, что не может отнести кольцо в Мордор вместо него, что это было предназначено только Фродо. Как бы сильно он ни старался облегчить ношу товарища, он не мог этого сделать. Поэтому, когда Фродо остался без сил, Сэм поднял его и понес, несмотря на свою усталость и боль в теле. Тяжесть Фродо была сравнима с тяжестью кольца. Только взяв на свою спину изможденное тело друга, Сэм мог почувствовать ту самую тяжесть, которую Фродо испытывал на протяжении всего пути. Даже несмотря на то, что было бы легче взять кольцо и уничтожить его, Сэм понимал, что не может нарушить обещание, которое дал другу. Уважение чувств, мыслей и поступков друг друга помогло хоббитам добраться в Мордор, сохранив свою честь и дружбу.
«Держитесь, мистер Фродо. Я не могу нести кольцо за Вас, но я могу нести Вас».
Пока Фродо и Сэм подбирались к проходу в сердце Роковой Горы, Арагорн и оставшееся войско пришли к Черным Вратам, чтобы отвлечь взор Саурона и его многотысячную армию, которая расположилась возле Роковой Горы, что уменьшало шансы хоббитов пройти незаметно. Арагорн понимал, что ведет людей на верную смерть. Все это понимали. Но ради того, чтобы Фродо смог исполнить долг, они без сомнений решили отправиться туда. Все считали, что если эта жертва позволит хоббитам уничтожить кольцо, то она не будет напрасной. Эта была жертва во имя всего Средиземья. Осознание того, что их друзьям было тяжело на всем пути следования в Мордор, подтолкнуло всех рискнуть многим, лишь бы облегчить им и без того тяжелый путь. Арагорну, как и всем воинам, было страшно. Но даже в такой, казалось бы, безвыходной ситуации, он придавал людям сил вступить в последний бой, заставлял биться сердца своего народа в унисон. Он понимал, что нельзя вселять людям страх поражения, настраивать их на худшее. Поэтому, переступив через собственный страх и сомнения, он позволил другим сделать то же самое и последовать за ним на все то бесконечное войско, что ждало их за Черными Вратами.
«Возможно, наступит день, когда мужество оставит род людей, и мы предадим друзей и разорвем все узы дружбы. Но только не сегодня».
Война сплотила многих. Сделала друзьями народы, которые пренебрегали существованием друг друга. Дала понять, что единство и помощь важны, когда перед вами общий враг. Битва в Хельмовой Пади и у Минас Тирита показала важность сплочения союзов. К сражению людей против орков чуть позже присоединились эльфы. Они объяснили это тем, что когда-то заключили с людьми союз, сражались и умирали вместе. Они пришли отдать дань союзу и помочь людям. Сражение трех сотен воинов против десяти тысяч кажется не таким страшным, когда знаешь, что за твоей спиной стоят товарищи и целые государства, готовые прийти на помощь в любую минуту. Являясь жителями разных государств Средиземья, имея разные взгляды на мир, в тот момент все были едины. Столетние распри между эльфами, гномами и людьми потеряли свой смысл. Та война помогла понять, что лишь единство и вера в друг друга помогут преодолеть любые преграды.
Гимли:
Не думал, что умру, сражаясь бок о бок с эльфом.
Леголас:
А как насчет бок о бок с другом?
Гимли:
На это я согласен.
Многие читатели и зрители заметили, что содержание трилогии имеет некую связь с событиями прошлого, а именно со Второй Мировой войной. Можно заметить, что некоторые народы и страны Средиземья имеют схожие черты со странами, принимающими участие в столь масштабном событии. Англия нашла свое отражение в эльфийском народе. Германия напоминает Мордор, здесь ни у кого не должно быть сомнений, об этом говорит даже расположение в центре Европы, и в центре Средиземья во вселенной книги. Франция — Гондор во главе с Минас Тирит. Италия — Рохан. СССР — Шир, хоббиты, которые упорно дошли до Мордора (в параллели — Берлина).

Назгулы (9 прислужников колец) — руководители стран, выступивших за Гитлера (Испания, Болгария, Венгрия, Турция, Румыния, Хорватия, Словакия, Финляндия и другие). Описания стран, их участие и роль в войне дала читателям яркую картину того, что Толкин повествует о знакомых людям событиях. Возможно, кто-то увидит в представителях народов Средиземья черты других стран. Каждая догадка опирается лишь на собственное наблюдение и знание исторических фактов. Но связь событий реальности и трилогии очевидна. Союз между странами в годы Второй Мировой войны нашел свое отражение в союзе и взаимопомощи стран Средиземья. Это стало наглядным примером того, что дружба и готовность прийти на помощь существуют не только в книгах.
Обретя свободу от кольца, Сэм и Фродо проводили последние минуты жизни в окружении горячих потоков лавы. Они не надеялись, что смогут избежать гибели. Ведь у них элементарно не было сил даже на то, чтобы подняться. Смирившись с этим, последнее, о чем думал Фродо, была благодарность Сэму за то, что он всегда был рядом и не позволил ему упасть в раскаленное жерло вулкана на решающих судьбу кольца и Средиземья минутах. Фродо не ушел бы далеко без Сэма. Без него, возможно, история обрела бы совершенно другой исход. Он был с Фродо в хорошие и грустные моменты. Даже когда казалось, что смерть в любую секунду разлучит их, Сэм не покидал своего товарища. Как и сейчас. Пройдя путь от начала до самого конца, он был готов принять любое решение судьбы. Главное: вместе с другом.
«Я рад быть с тобой, Сэмуайз Гемджи. Встретить конец с тобой».
Джон Рональд Руэл Толкин показал нам фантастическое проявление дружбы, способной на многое. Она не только поддерживала героев и помогала им проходить сложные испытания, но и сыграла решающую роль во многих битвах. Уважение, отданное союзу народов, позволяло оставить страх позади и идти только вперед. Дружба меняла государства, меняла сердца людей, делала их более открытыми и чуткими. Позволяла героям раскрывать себя с новых сторон. Прививала им новые ценности, ставя жизнь и благополучие друзей на первое место. Трилогия дает надежду на возможность существования подобных проявлений дружеских отношений в реальности. Столь чуткую и жертвенную дружбу, которой по плечу любое зло, можно встретить на страницах истории и в жизни. Надеемся, что каждый сможет познать такую дружбу не только со страниц трилогии и по урокам истории, но на собственном опыте.