Александра Лапченко
Нотная грамота советской разведки
Знойное лето 1945 года. В пионерском лагере "Артек" проходит большое празднование 20-летия со дня основания. Одному из приглашенных гостей юные ленинцы в знак признания вручают настенное панно, которое спустя 7 лет окажется в эпицентре международного скандала.
В наше время никого не удивишь наушниками, которые подключаются по Bluetooth к твоему гаджету и позволяют слушать любимые треки. Покупая в магазине телевизор, мы обязательно хотим видеть Full HD качество, а фитнес-браслеты следят за нашим пульсом, сном и давлением. Все это находится в широком доступе обывателей и неизвестно, какие еще технические новинки разрабатываются в современных лабораториях.
Сто лет назад молодой ученый Лев Термен, за плечами которого было 2 года физмата Петроградского университета, офицерские электротехнические курсы и работа по обслуживанию самой мощной радиостанции в Российской империи, стал заведовать лабораторией Физико-технического института. Сюда его пригласил Абрам Федорович Иоффе, талантливый физик, чьи лекции Термен слушал еще будучи студентом. Перед молодым ученым стояла задача измерить одну из важных характеристик газов, их диэлектрическую постоянную при различных давлениях и температурах. После неоднократных изменений в конструкции установки Термену удалось создать на редкость чуткий прибор, реагировавший даже на шевеление рук. Теперь ученый мог судить об изменении диэлектрической постоянной по изменению высоты тона.
Полученное в 1916 году музыкальное образование по классу виолончели натолкнуло экспериментатора на мысль о создании бесконтактного музыкального инструмента. Подобрать мелодию для Термена не составило труда. В 1920 году физик дал свой первый концерт на этеротоне (буквально, "звук из воздуха") или, как его назвали позже, терменвоксе.

"Голос Термена"
Лев Сергеевич Термен рассказывает о собственном музыкальном инструменте и показывает принцип действия
Термен продемонстрировал свое изобретение Ленину в 1922 году, вместе с этим рассказав о созданной им по схожему принципу системе охранной сигнализации. Позже он вспоминал события тех дней: "Сигнализацию я придумал показать так: присоединили охранную систему к большой вазе с цветком. Подойдешь к вазе на расстояние около метра - раздается громкий звонок. Пока устанавливали и проверяли, прошло почти два часа. Я очень волновался. [...] Боялся я Ленина напрасно: он оказался очень симпатичным человеком, который отнесся ко мне как к сыну. Сказал: "Ну, покажите ваши вещи!" Сел сбоку за письменный стол, остальные рядом на стульях. Я сначала им изложил принципиальную схему устройства сигнализации, потом попросил, чтобы включили емкость и кто-нибудь подошел к вазе. Сигнал получился. Все зааплодировали. В это время один из военных говорит, что все это совершенно неправильно. Ленин спросил: "Почему ж неправильно?" А военный взял шапку теплую, надел ее на голову, обернул руку и ногу шубой и на корточках стал медленно подползать к моей сигнализации. Оказалось все же, что сигнал снова получился. Все опять зааплодировали. Ленин тогда сказал: "Посмотрите, какие у нас военные: электричества до сих пор не знают, как же это так?"

Ученый оказался на волне популярности, а его терменвокс стал поющим инструментом идеологии. По всей стране шла электрификация, а тут настоящее чудо - электричество музицирует! Сигнализацией Термена были оснащены самые важные объекты - Государственное хранилище ценностей Наркомфина, Скифский отдел Эрмитажа, а затем и Госбанк.
Ученый оказался на волне популярности, а его терменвокс стал поющим инструментом идеологии.
В 1926 году Лев Термен закончил физико-механический факультет Ленинградского политехнического института. Его дипломным проектом стало создание установки дальновидения - одной из первых телевизионных систем. Во время демонстрации изобретения стало ясно, что удалось получить изображение достаточно высокого качества, настолько, что можно было узнать человека, правда, если он не делал резких движений. Практически сразу же после этого Термен был вызван в Совет Труда и Обороны, где ему предложили создать телевизионную систему специально для пограничных воинских частей. С того времени Термен исчез из газетных публикаций как ученый, занимающийся разработками телевизионных систем.
"Мне было поручено сделать диплом по учебе в Политехническом институте по телевидению, что и было в течение года сделано. В 1925 году была защита этой диссертации, был большой прием и демонстрация, и я получился первым исполнителем телевидения, которое было в это время, в середине 1926 года. Получил большой диплом по этому поводу. Дальше телевизионное устройство мною было сделано по заказу военного ведомства для охраны границ, чтобы на границах можно было с помощью телевидения охранять и смотреть не переходит ли кто-нибудь. Были большие оклады мною и институтом получены за это телевидение и было указано, что это очень важная вещь, которую я сделал секретно. У меня было еще много других добавочных экспериментальных работ".
Leon Theremin - is he the inventor of the television?
Отрывок из интервью Льва Термена. 1993 год.
С 1928 года Лев Термен переехал жить в США. Здесь он быстро приобрел популярность как талантливый музыкант и создатель уникального инструмента. Выступления Льва Термена и его учеников проходили в Карнеги-холле и Метрополитен-опере, где среди его слушателей были Рахманинов и Тосканини. Изобретение было запатентовано, и вскоре после этого терменвоксы начали проиводиться в США серийно.

Кроме того, в Штатах Лев Термен организовал фирму Teletouch, которая выпускала различные инновационные устройства: первые самооткрывающиеся двери, датчики движения, датчики света, а бесконтактная сигнализация была установлена им в знаменитых тюрьмах Синг-Синг и Алькатрас.

В Америке ученый был богат, знаменит и влиятелен. Но в 1938 году все равно вернулся в СССР. Спустя год его отправили в лагерь на Колыму.
"15 августа 1896 года. Лев. Титулярный Советник Сергей Эмильевич Термен и законная жена его Евгения Антониева, оба православные и первобрачные". Запись о рождении Льва Сергеевича Термена из метрической книги Санкт-Петербургской Входоиерусалимской Знаменской церкви.
Лев Термен в нью-йоркском офисе своей корпорации у редкой модели терменвокса с динамиками. 1930-е годы
Как рассказал в своем интервью правнук физика, Петр Термен, он безуспешно пытался найти работу в Ленинграде, переехал в Москву, где через полгода после возвращения в страну его обвинили в дистанционном убийстве Кирова — лучом из-за океана — и отправили на Колыму. Недолгое время Термен пробыл в Магадане, а затем был переведен в знаменитую шарашку Туполева (ЦКБ-29), где проработал более 8 лет. Одним из направлений деятельности Термена и его ассистента Сергея Королёва (отца отечественного ракетостроения) была разработка беспилотных летательных аппаратов, управляемых по радио — прообразов современных крылатых ракет.

Еще одной уникальной разработкой Термена стала подслушивающая система «Буран». Именно это изобретение ученого было отмечено Сталинской премией первой степени в 1947 году.
"...Потом состоялся прибор, который дал возможность слышать те разговоры, которые происходят внутри дома и квартиры без того, чтобы сделать какие-нибудь определенные "подставочные" аппараты. Для этой цели было следующее: на стекла этого дома или той комнаты, откуда нужно было слышать, что там говорится, наводился свет, в большей части, инфракрасного диапазона на стекло. И когда говорили, было дрожание такое же, как микрофон, т.е. само стекло этого окна являлось, как бы, микрофоном. Были сделаны опыты на разные места и они имели очень хорошее действие. Теперь это было использовано в американском представительстве, а потом и во французском представительстве, затем уже было дано КГБ. Я получил премию за эти устройства".

Из интервью Льва Термена. 1993 год.
Одним из самых инновационных изобретений Льва Термена стало подслушивающее устройство "Златоуст", созданное в то же время. Это была очень изящная и уникальная система, не требующая источника питания и передатчика, поэтому его невозможно было обнаружить многими средствами поиска радиозакладок. Это и было нужно советской власти.

В 1945 году пионерский лагерь "Артек" праздновал свой двадцатилетний юбилей. На торжество были приглашены высокопоставленные гости, в том числе английский посол Арчибальд Керр и посол США в Советском Союзе Уильям Аверелл Гарриман. Керр вручил директору Артека чек на 5 тысяч фунтов стерлингов, не отставал от него и Гарриман, одаривший пионеров 15 комплектами сорокаместных палаток и чеком на 10 тысяч долларов.

Хор пионеров на чистейшем английском исполнил гимн Соединенных Штатов "The Star-Spangled Banner" ("Знамя, усыпанное звездами"), после чего растроганному послу в знак дружбы союзнику в борьбе с фашизмом вручили Большую печать США. Она была создана из ценнейших пород дерева и выполнена настолько искусно, что растерявшийся Гарриман вслух спросил: "Куда я могу повесить это чудо?" На что переводчик Сталина Валентин Бережков как бы невзначай подсказал повесить у себя в кабинете на зависть англичанам. Гарриман оказался сентиментальным и последовал совету. Большая гербовая печать оказалась в кабинете посольства США на Спасопесковском переулке. Внутри нее находился "Златоуст"...

7 лет советская разведка слушала все, что происходило в посольском кабинете. За это время сменилось 4 посла, каждый из которых делал новый ремонт, опасаясь прослушки Советами. И только Большая печать США оставалась неизменной деталью интерьера.

Версии о том, как был обнаружен "Златоуст" разнятся. То ли о его нахождении рассказал завербованный ЦРУ советский офицер, то ли американские инженеры стали проверять кабинет посла с использованием детектора электромагнитных излучений. Фактом остается лишь то, что "Златоуст" был найден в 1952 году.

Когда в 1960 году СССР поставил на Совете безопасности ООН вопрос об американском шпионаже в связи с инцидентом с самолетом U-2, в ответ на это американский представитель в ООН продемонстрировал «Большую печать» с передатчиком из кабинета посла. Грандиозная операция советских спецслужб, иронически названная "Исповедью", была предана огласке.
Демонстрация советского "жучка"
на заседании Совета Безопасности ООН
Что касается судьбы Льва Термена, то в 1947 году он был реабилитирован, но продолжил работу в закрытых конструкторских бюро в системе НКВД СССР, где занимался, в частности, разработкой подслушивающих систем. С 1964 года Лев Термен работал в лаборатории Московской консерватории над созданием новых электромузыкальных инструментов, а после этого устроился в лабораторию при Физическом факультете МГУ, где занимался научной деятельностью почти до самой смерти.

Созданный им жучок "Златоуст" хранится в Музее ЦРУ в Лэнгли и занимает главное место в коллекции шпионского оборудования.
Для обложки использовано изображение с сайта: https://hackaday.com/2015/12/08/theremins-bug/