Георгий Бадян
Юлия Никанорова
Тесла.
Не электрокар.

Мини-книга о человеке, без чьих изобретений
ты бы не смог даже свой смартфон зарядить.

Предисловие
Все мы когда-то хотели изменить мир, не правда ли? Стать героями, способными направить неповоротливый маховик истории в нужную сторону, расправиться со всем злом и несправедливостью. Но что-то пошло не так, и мы стали теми, кем сегодня являемся. Ученые стали официантами, политики – продавцами, писатели – сммщиками, врачи – программистами, художники – парикмахерами, учителя – менеджерами. Мы променяли идею на сытую и спокойную жизнь. Печально, но факт. Зияющие пустоты нереализованных амбиций, словно при авитаминозе, мы жадно заполняем тем, чего не хватает организму: книгами и фильмами о людях, которые смогли изменить мир, или хотя бы очень пытались.
Судьба чудаковатого сербского изобретателя Николы Теслы больше похожа на второй сценарий. Вся его жизнь - это эпизоды несправедливых случайностей, лишений, но также и триумфов открытий. Такой расклад, наверное, ждал бы каждого неискушённого простака-провинциала, который бы захотел пойти против существующего порядка вещей.
Глава 1. Бобы животворящие.
Он родился 10 июля 1856 года в сербском селе Смилян Австрийской империи в многодетной семье священника. С детства ему была уготовлена отцовская стезя. Но всё изменила эпидемия холеры. В 1873 году получив аттестат зрелости, Тесла вопреки воле отца вернулся в родное село, где бушевала холера. Конечно, он подхватил заразу и слег. Если верить его воспоминаниям - он был на грани жизни и смерти. Болезнь пошла на убыль после того, как отец пообещал отдать его на обучение в лучший университет Европы. На деле же жизнь Теслы спасла одна старая женщина, которая вылечила его с помощью отвара из бобов.
Тесла в 1879 году в возрасте двадцати трех лет /livejournal
Глава 2. Плохая компания.
До того как стать всемирно известным учёным, Тесла пережил массу профессиональных унижений. Первым существенным оскорблением была невыплаченная премия (25000 долларов) в континентальной компании Эдисона в Париже. Так началась многолетняя история противостояния двух электрогениев: гения-предпринимателя Эдисона и гения-изобретателя Теслы. Позже Тесла будет работать на Эдисона в США, и снова Эдисон, только уже не компания, а человек, обманет сербского изобретателя: он не заплатит Тесле за его работу по улучшению электромашин. Сербский эмигрант тут же увольняется из компании американского электромагната и через некоторое время основывает свою фирму Tesla Electric Company, офис которой располагался практически напротив офиса Эдисона на 5-ой Авеню.
Томас Эдисон в 1880 году/ livejournal
Глава 3. Постоянный Тесла и «непостоянный» ток.
Удивительно, но череде обманов параллельно сопутствуют и первые научные успехи Теслы. Еще в Париже он открыл принцип вращающегося магнитного поля, ставший основой всей современной электротехники, принцип, который обратил на себя внимание американских инвесторов после ухода Теслы из фирмы Эдисона. Разработанные им проекты переменного тока для работы электродвигателей наконец стали востребованы. В 1888 году американский промышленник Джордж Вестингауз выкупил у него более 40 патентов, заплатив в среднем по 25.000 $ за каждый! Но, несмотря на обретенную популярность, за время работы в Америке и поддержку промышленников, Тесла так и не добился понимания своих изобретений и экспериментов. Денежные круги США предпочитали финансировать только практичные и уже получившее развитие технологии, которые применялись в производстве и распространении электричества.
Двухфазный электродвигатель переменного тока Николы Теслы/ livejournal
Глава 4. Пожар на 5 Авеню.
Утром 13 марта 1895 года в офисе-лаборатории Теслы на Манхеттене вспыхнул пожар, который уничтожил передовые разработки изобретателя. Часть безвременно утраченных разработок тем же вечером изобретатель перечислил репортёрам: механический осцилятор, новая технология электрического освещения, новый метод беспроводной передачи сообщений на дальние расстояния. Но проблема была не в самих наработках. Их Тесла заявлению мог восстановить по памяти. Проблема была в другом – сгорела вся материальная база. Убытки были колоссальными. Злые языки в поджоге обвинили Эдисона, который якобы завидовал бывшему сотруднику. Но сам Тесла опроверг эти вымыслы, заявив, что считает Эдисона слишком порядочным человеком и большим изобретателем, чтобы тот был заподозрен в столь бесчестном поступке.
Свечение азота в атмосфере. Этот результат получается путем разряда электрического генератора в двенадцать миллионов вольт. Электрический разряд, частотой сто тысяч герц, возбуждает инертный азот, заставляя его гореть с кислородом/ livejournal
Глава 5. Белые ночи в Нью-Йорке.
После пожара у Теслы вновь нашлись спонсоры. Отношение промышленного истеблишмента к новациям Теслы не изменилось: магнатам не нужно было бесплатное электричество, которое изобретатель предлагал добывать буквально из воздуха. Так его проект по исследованию беспроводной передачи тока с помощью башни «Уорденклиф» был на корню загублен прекратившимся финансированием банкира Дж. Моргана, который выделял деньги на развитие электрического освещения на Лонг Айленде, а не на «безумные» эксперименты Тесла. Но все-таки, до закрытия проекта 50 метровая башня в 1903 году продемонстрировала часть своих возможностей, которые просто нельзя было не заметить. Газета «Нью-Йорк сан» писала: «Слои атмосферы воспламенились на разной высоте и на большой территории так, что ночь моментально превратилась в день. Весь воздух был наполнен свечением».
Башня "Уорденклиф"
/tesla-sochi.ru
Эпилог
Последующие главы жизни Николы Теслы были связаны с постоянной работой над новыми образцами в электротехнике. Конечно, Тесла стал известным американским ученым сербского происхождения и достаточно состоятельным человеком, но удалось ли ему изменить мир? С первого взгляда нет, ведь часть его разработок так и остались неизвестными широкому зрителю, а часть до сих пор окутаны мифами. Но все же, если вглядеться в сущность его разработок и в историю их использования, ему удалось очень многое. Мы попытались проделать совсем маленькую попытку в деле реинкарнации наследия Теслы и попросили объяснить экспертов, что называется «на пальцах» важность
(или несостоятельность) его изобретений сегодня.
Виктория Бабаева
Автоаналитик
- Виктория, можно ли назвать изобретение автомобиля на электродвигателе революцией в машиностроении?

- Не думаю, уже в начале 20-го века электромобили стали массовым явлением. В 1910-м году в Нью-Йорке почти весь таксопарк состоял именно из автомобилей с электродвигателем. Популярность машин с электродвигателем объяснялась тихой работой мотора, отсутствием неприятного запаха и более простой эксплуатацией.

- Разве отказ от электродвигателей и полный переход на ДВС не означал сговор на нефтяном рынке, направленный на спасение капиталов, получаемых как доход от бензиновый промышленности? Неужели капитал победил прогресс?


- Конечно нефтебизнес пытается удерживать позиции. Нефтяная отрасль - это действительно огромная область энергоресурсов и она, естественно, не заинтересована в том, чтобы пускать электродвигатели на рынок.
Применительно к ситуации в первой половине ХХ века - применение ДВС в машиностроении было намного дешевле и практичнее: дешевый бензин и больший запас хода.

- Сегодня в мире остро стоит вопрос об экологической чистоте, разве переход на электродвигатели частично не поможет разрешению этой проблемы?


- Если говорить о выхлопах двигателя внутреннего сгорания порождаемых автомобилями, то в масштабах всей планеты загрязнение от них не так уж велики, если сравнивать с той же, казалось бы, экологически чистой электростанцией, выбросы которой в атмосферу куда более масштабны.
Вопрос о внедрении электродвигателя в машину - скорее вопрос маркетинга, а не экологической необходимости. Современные двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине, достигли сегодня пика своего развития, и дальнейшее их улучшение просто не имеет смысла. Потому на современном авторынке так активно продвигаются электродвигатели.

- А как же машины марки Tesla? Разве они не отвечают высочайшим требованиям экологии?

- Если говорить об автомобилях фирмы Tesla, то принципиально нового Илон Маск ничего не принёс. По сути, он использует электродвигатель, изобретённый больше ста лет назад, правда под новым соусом со всеми возможными примочками и девайсами.
Кроме того, при изготовлении экологических двигателей Tesla используются не совсем экологичные способы, а утилизация электродвигателей несёт себе куда больше опасности для экологии, чем утилизация его бензинового соперника.

Данил Битяев
Сотрудник Schneider-Electric
- Все же, какому изобретению Теслы мир обязан больше всего?

- Скорее не изобретению, а внедрению. Тесла произвел революцию в электроснабжении. Он был сторонником использования переменного тока в работе электротехники, так как считал принципы его работы более эффективными по сравнению с постоянным током.

- А в чем собственно разница между постоянным и переменным током и в чем преимущество одного над другим?

При использовании постоянного тока передача электроэнергии на большие расстояния невозможна, так как возникают большие потери в мощности. Единственный способ уменьшить потери – это применение очень толстого провода. Представь: линия электропередач в несколько сотен километров, и чтобы не было потери, надо делать очень толстые провода, а это, во-первых, неудобно с конструкторской точки зрения, а во-вторых, требует огромных денежных затрат. Скорее даже второй фактор важнее, так как суммы тратились бы действительно космические. Поэтому в то время стали переходить к использованию переменного тока в промышленности. При его передаче практически нет потерь электроэнергии, а изготовление проводников в разы дешевле. Тесла активно настаивал на внедрении переменного тока в производство, чему очень мешал Эдисон, использовавший постоянный ток. Период их соперничества называется «войной токов», которая, кстати, длилась больше ста лет.

- Насколько мне известно, несмотря на постепенное применение переменного тока в производстве, Тесла стремился еще больше упростить добычу и передачу тока уже без помощи проводов, но у него ничего не вышло. Почему? Ему помешали крупные промышленники, которые боялись обрушения энергетического рынка, или дело в другом?

- Я не знаю, боялись ли промышленники теоретической монополии Теслы на добычу электроэнергии; мне кажется, тут дело в технологии. То, что предлагал Тесла, а именно добывать электроэнергию из магнитного поля, создаваемого двумя огромными катушками, то есть буквально брать электричество из воздуха – было в принципе реально, но проблематично. Проблема была не столько в деньгах, сколько в методе использования. Вот представь, нужно было бы установить одну катушку исполинских размеров в Америке, а другую, точно такую же, где-нибудь в Центральной Азии. После их запуска создалось бы такое мощное электромагнитное поле, природа которого очень сильно бы сказывалась на здоровье всех людей, попавших в его зону. Мне кажется, что ответ на твой вопрос где-то посередине: может быть промышленники боялись потерять монополию на рынке, может это требовало больших затрат, а может все просто осознавали возможные негативные последствия.

- Кстати о здоровье людей и магнитном поле. В сети ходит известная байка о Филадельфийском эксперименте в 1943 году, в ходе которого при помощи технологии Теслы удалось якобы добиться телепортации корабля в другой порт, а весь персонал потерял сознание или сошел с ума. Какое этому может быть объяснение?

- Конечно, никакой телепортации не было. Правительство и вооруженные силы США, как и другие страны во время войны пытались разработать технологию, которая бы делала корабль «невидимым», но не для человеческого глаза, а для вражеских локаторов. Вот здесь и пригодились разработки Теслы в области переменного магнитного поля, которым воздействовали на поверхность корабля. Насчет помешательства рассудка моряков не знаю, все зависит от силы электромагнитного поля, но то что «сходила с ума» техника – без всякого сомнения.

- О каких еще полезных изобретениях Теслы мы могли не знать или забыть?

- Ему принадлежит много изобретений, например, радио, рентген, электродвигатель, и он все это действительно изобрел, но, сами наверняка слышали, сколько споров по поводу авторства сегодня. Каждая сторона: русские, американцы, немцы приписывает первенство своему изобретателю. По сути, это не важно. Тогда (в XIX веке), как и сегодня, мир ученных работал над одним и тем же, делился наработками, учился на ошибках друг друга, просто кто-то патентовал свой аппарат раньше и все. Но по сути каждый прибор был уникальным. Например, я знаю, что Рентген в своих опытах пользовался резонанс-трансформатором Теслы, так что здесь сложно говорить об исключительном авторстве кого-то. Скорее это такая своеобразная коллаборация двух умов.