Анна махорт
SUPERгерои - «религия» 21 века
Как Супермен заменил Христа,
а Капитан Америка ударил Гитлера
Супергерои – краеугольный камень массовой культуры XXI века. Они отражают важные идеи и оказывают колоссальную поддержку аудитории. Люди всегда были готовы платить за супергеройский контент, ассоциируя себя с персонажами, превращаться в них.

Что такое комикс?
Европейская традиция объясняет комикс как культурное явление, которое фактически сопровождает человека сквозь всю историю его существования. Даже древнеегипетская «Книга мертвых» является своеобразным комиксом. С другой стороны, есть и американская традиция. Согласно ей, комикс в том виде, в котором он нам знаком сегодня, возник в США в конце XIX века. Формальные черты комикса действительно проявляются в истории развития визуального искусства, но визуальным медиа он становится именно в Америке.
Комикс стал международным средством общения

В конце XIX века комикс пришел в газеты, и именно они придали ему законченные черты: панели, кадры, структуру. Газеты в тот период, когда практически все население США уже умело читать, были важнейшим источником информации. К тому же американская культура — это культура мигрантов, и веселые картинки на последней полосе помогали людям социализироваться, лучше понимать язык, осваивать культуру страны, в которой они оказались.
История зарождения
Комикс стал зеркалом социальной жизни американцев конца XIX — начала XX века. Персонаж первого комикса «Желтый малыш» — ребенок, который жил в китайском квартале и попадал во всевозможные проблемные ситуации. Небольшие истории о Желтом малыше стали выходить сначала каждую неделю, а потом и каждый день в газете New York World, а позднее в New York Journal. Постепенно каждая американская газета поняла, что для повышения продаж и роста популярности необходимо печатать комиксы. Художниками первых выпусков стали репортеры, рисовавшие иллюстрации к актуальным событиям. Начала складываться индустрия комикса. В 1930-х годах американские издатели поняли, что люди действительно любят этот вид искусства. Они решили издавать полюбившиеся читателям комиксы в виде отдельного журнала. Так появился комиксбук, самая распространенная до сих пор форма подачи комиксов. Издатели не хотели платить за популярных персонажей — гораздо проще было заплатить художнику доллар, чтобы он нарисовал новые истории.

Золотой век
Имя Супермена стало нарицательным, а сам образ живет уже почти восемьдесят лет
Во времена Великой депрессии процветали коррупция, криминал, безработица — все эти беды деморализовали американский социум. Общество нуждалось в своеобразном Робин Гуде – персонаже, способном защитить в условиях, когда общественные институты и власть не могли этого сделать. В 1938 году был запущен новый журнал комиксов Action Comics, и в первом его номере вышла история о Супермене. Супермен — это, казалось бы, совершенно новый персонаж, какого еще не было. Его имя стало нарицательным, а сам образ живет в течение уже почти восьмидесяти лет.
Первый выпуск распродали за один день. Если до 1938 года тиражи комиксов составляли около 200 тысяч экземпляров, то уже через год они выросли до миллиарда. Спрос на этого персонажа был огромный. Издатели не растерялись и начали штамповать героев одного за другим. В золотой век американского комикса (с 1938 по 1955 год) было создано более четырехсот персонажей по лекалу Супермена. Самые известные — это Бэтмен, Шазам, Зеленый Фонарь, Капитан Америка, Флэш, Чудо-женщина.

Супергерои так называемого первого поколения – это просто очень сильные люди, обладающие своеобразными навыками. Их основная функция – бороться с преступностью. Они испытывают трудности с социализацией, и в комиксах можно увидеть, как они с этими трудностями справляются.

Более широкий контекст – противостояние «двух вселенных», то есть двух компаний, выпускающих комиксы: реальность, описанную в комиксах, часто называют вселенной. Речь идет о DC Comics (Супермен, Бэтмен) и Marvel Comics (Люди Икс, Спайдермен).
Чаще всего это противостояние представляется как конфликт внутри американского общества: между республиканцами и демократами. DC идейно связана с республиканцами, с их идеологией «сильной руки» – человека, решающего все проблемы, но не всегда задумывающегося о последствиях собственных действий. В Marvel, напротив, специально подобраны персонажи, с особым вниманием относящиеся к социальной проблематике, – как демократы. Более того, супергерои по-своему участвовали в избирательной кампании. Так, Marvel выпустила специальный выпуск комикса про Спайдермена, в котором герой помогает Бараку Обаме победить на выборах президента США, спасая его от коварных врагов.


Фундаментальной чертой всех супергероев является наличие двух субличностных структур внутри одного персонажа. Например, у Супермена две ипостаси: Кларк Кент и собственно супергерой. Когда персонажи обнаруживают друг друга, они оказываются в очень непростых взаимоотношениях.

Гитлер и Супергерой
На обложке первого выпуска «Капитана Америки» персонаж бьет Гитлера прямо в лицо. Комикс был выпущен в марте 1941 года — задолго до вступления Америки в войну (это произошло в декабре 1941 года). Тем не менее супергерой, побеждающий нацистов, уже существовал. Если внимательно рассмотреть картинку, то можно увидеть, что Гитлер падает на стол, на котором лежит карта Америки. А чтобы никто не сомневался, рядом лежит папка с надписью «Планы по саботажу в США». На заднем плане большой телевизор, на экране которого взрывается американский оружейный завод. Вот готовый ответ на вопрос о том, кто всех сильнее, кто кого победит, кого боится Гитлер и что вообще происходит.

В военные годы в комиксах часто встречались фантазии на соответствующую тему. То Бэтмену приснится, как в его родной Готэм-Сити вошли японские войска, то вдруг собирается команда супергероев, и все они попадают на военный совет, где им показывают презентацию на тему «Кто наш враг». В комиксах прокладывались маршруты, по которым должно было следовать мышление. Людям показывали, как стоит понимать происходящее.

Кстати, Супермен очень хотел попасть в армию, записавшись добровольцем на фронт. Но когда ему проверяли зрение на призывном пункте, он настолько перестарался, что увидел с помощью своего рентгеновского зрения другой кабинет сквозь стену. Его не берут, и он остается в США. И это тоже отражает определенную модель поведения: даже человек с суперспособностями должен быть законопослушным. Этот эпизод важен и потому, что супергерой привязан к тому городу, в котором находится. Он не просто несет какое-то представление о том, как жить и что делать, как бороться, он является носителем утопического импульса. Город, в котором живет Супермен, — огромные сияющие небоскребы, устремленные вверх. Этот город — мечта индустриального общества.
Все они так или иначе повторяют друг друга: некие суперспособности, обтягивающий костюм, маска, двойная идентичность
Во время «гонки небоскребов», устроенной в 30-е годы, страна пребывала в плачевном состоянии. Однако высотные здания на Манхэттене появлялись один за другим, пытаясь символически компенсировать депрессию. В это период возникает утопический образ Супермена, наводящего порядок в растущем, устремленном в будущее городе. Вслед за ним рождаются и другие герои, каждый из которых обладает своим набором характеристик. Все они так или иначе повторяют друг друга: некие суперспособности, обтягивающий костюм, маска, двойная идентичность.


Супергерой — твой сосед
Двойная идентичность нужна для того, чтобы читатель мог ассоциировать себя с героем. Появляется идея, что супергерой, имея двойную идентичность, становится ближе к читателю. Эти образы используются для того, чтобы, например, агитировать людей покупать государственные облигации: ориентация на взрослую аудиторию, читатели комиксов в 30-40-е годы — люди 30-40 лет. Они верят Супермену, который показывает им, как нужно жить. Проникновение героя из вымышленного мира в реальный сильно сближает его с читателем.
В одном из комиксов о Бэтмене главный герой напрямую призывает аудиторию почувствовать себя американскими гражданами и бороться с преступностью, как он сам. В плане близости к народу у Бэтмена есть фора по сравнению с другими супергероями, ведь у него нет суперспособностей. Он просто совершенный физически и ментально. И, конечно, миллионер, но это неважно, ведь «в Америке каждый может стать миллионером». Бэтмен не призывает всех становиться богачами, он призывает всех становиться на сторону добра. «Нам не нужно насилие, криминал, нужно платить налоги», — об этом он говорит читателям. У Бэтмена есть помощник Робин, подросток. Робин обращается к сверстникам, требуя перевести старика через дорогу, помочь построить завод — то есть «будь готов». Комиксы начинают использовать и в рекламе, но поначалу не так активно.


Прямое обращение Бэтмана и Робина к читателям с воспитательными целями
Серебряный век
В какой-то момент произошло то, что потом происходило не раз, — полное обновление жанра
После войны, когда Америка постепенно вставала на ноги, интерес к супергероям начал утихать — они выполнили свою функцию, всех победили, всем показали пример. С комиксами даже начинают бороться: говорят, что в них много насилия, эротики и ужасов, и их нужно запретить. Ассоциации создателей комиксов приходится ввести специальный кодекс, регулирующий эти аспекты. Взрослые читатели разочарованы. Коррупцию обуздали, война закончилась — подавайте нуар, чего-нибудь жестче, но нельзя — цензура.
В 60-е годы становится понятно, что главный читатель комиксов — это подросток, соответственно, появляются комиксы, ориентированные на него. Кто ему может быть интересен? Супермен, Бэтмен? Нет, это взрослые "дядьки". Тут появляется Человек-паук. Он учится в школе, у него проблемы с девушкой, у него полно других трудностей и несчастий. Если золотой век комикса — это герои издательства DC, которые приходят и всех побеждают, то серебряный век — это Marvel, у героев которого сплошная мыльная опера. И это всем понравилось, так как соответствовало новому положению вещей.

Мутанты и ответственность за весь мир
В 70-е годы интерес к комиксам вернулся за счет обновления тем и идеологии. В 60-е стало ясно, что они пропагандируют обществу какие-то неправильные вещи — войну во Вьетнаме, полную поддержку правительства. Народ не был заинтересован в таких сюжетах. Комиксы переориентировались – возникла линейка «Людей Икс». Это история о мутантах, позволяющая взглянуть на жизнь общества с другого ракурса.
Если раньше каждый американец, глядя на Супермена, ассоциировал себя с ним — это был символ, берущий на себя всю мощь американской нации, — то каждый из мутантов — особенный, каждый несет на себе отпечаток какого-то социального меньшинства. В комиксах появляются и представители сексуальных меньшинств, и расовые меньшинства, группы, которые вообще никогда не были представлены. Теперь читатель может найти персонажа, который будет ему ближе.
Например, с Шельмой (Rogue из «Людей Икс»), которая ходит в перчатках и которой нельзя прикасаться к людям, многие исследователи связывают больных СПИДом. В образе Мистик прослеживаются трансгендерные мотивы. А в одном из выпусков «Людей Икс» нулевых годов в далеком будущем женщина — лесбиянка и мутант — становится президентом США. В своей инаугурационной речи, ссылаясь на речь Мартина Лютера Кинга, она говорит о том, что теперь люди свободны, равны и будут жить друг с другом без ненависти. Этот выпуск предшествует выборам, в которых главными кандидатами были Хиллари Клинтон и Барак Обама. Таким образом, с одной стороны, продолжают выпускаться комиксы на стандартные темы, с другой — те, в которых описываются актуальные проблемы.


Супергерой – сложный и неоднозначный феномен массовой визуальной культуры, претерпевший ряд существенных изменений на протяжении развития жанра.
В массовой культуре часто затрагивается тема двойственности, соседства человеческой природы с некой суперприродой. В пространстве религиозного эта тема также звучит. Религия говорит о сверхчеловеческом, пытается понять, что это такое и как с этим можно сосуществовать человеку. Однако ее примеры в основном относятся к некоторому зафиксированному пространству, в них нет возможности перехода, мутации. А в образах супергероев обнаруживается именно переход – например, интеграция человека и машины (Железный человек).
Глобализация как культурный процесс изменила характер супергеройского дискурса, создав новое поле значений и смыслов данного образа в связи с его адаптацией для разных стран, пересечения с неамериканскими литературными традициями, экранизациями как в США, так и за рубежом, использованием супергероев для создания иных культурных связей и сообщений, в частности в России.
Сегодня символическая функция супергероя раздваивается: он становится воплощением ценностей культуры глобализации, в то же время как символическое воплощение американских национальных идей он задает вопрос о роли Америки в этих новых глобальных условиях. Основная масса супергероев, как в комиксах, так и в кино, демонстрируют оптимизм, агрессию и обновленный моральный пафос.