Религия, власть и жестокость
Как старообрядцы пронесли веру сквозь века
Старообрядцы более трёх веков преследовались властью и представителями Русской православной церкви. С годами менялись политические режимы и внутренняя политика страны, но отношение к ним не становилось лучше. Потому и до сих пор сложно сказать, в какое время мучеников за старую веру пострадало больше всего – после реформы патриарха Никона или после Октябрьской революции.
Судьба старообрядцев в царское время
Предпосылки раскола Русской православной церкви

Для рядового русского человека XVI-XVII веков религия была важна в большей степени как практическая мудрость. Крестьянин ждал от Бога урожая, дождя во время засухи, а боярин и князь смотрели на религию не только как на собственное спасение, но и на орудие власти. В это время сохранялись анимистические представления, старинные культы берёзки, домового, водяного, а самым значимым был культ мёртвых. Также процветала деятельность колдунов и волхвов, которые с помощью исполнения обрядов якобы помогали людям. Священники поддерживали прихожан и тоже совершали языческие обряды,чтобы выдержать конкуренцию.

Представители городской и боярской среды большее внимание уделяли не содержанию служб, а форме их проведения. Формулам и обрядам богослужения придавалось магическое значение: аллилуйя, хождение вокруг собора, двоеперстие — «великие премудрые догматы». На почве формального благочестия выросло многогласие: службы были длинные, а пропусков не предполагалось, поэтому несколько причетников одновременно пели и читали молитвы и псалмы. Молящиеся тоже воспринимали это как формулы: главное — всё выполнить нужное количество раз.

Патриарх и епископ занимались сбором судебных и специальных пошлин, управлением вотчинами и монастырями. Феодальная постановка церковной организации способствовала распущенности высшего клира и малограмотности низшего клира. Богатые люди третировали домашних попов как холопов, иногда забивали до смерти.

Новое дворянство, перенёсшее Смуту и организовавшее Московское государство, не могло мириться с феодальным устройством церкви как государства в государстве, вследствие этого начались изменения.
А. Д. Кившенко «Церковный Собор 1654 года», 1880
Реформы при патриархе Никоне

Самые важные акты по преобразованию церкви были изданы во время правления Алексея Михайловича. Соборное уложение переписало слободы из духовных беломестцев (население, жившее в Белых слободах и потому освобожденное от государственных налогов и повинностей) на царя. Затем был учреждён Монастырский приказ, состоявший из светских чиновников. Также царь хотел реформировать церковь, чтобы она стала единым институтом и избавилась от инородных наростов. Это было осуществлено в патриаршество Никона и привело к церковному расколу.

Когда Никон принимал власть, реформаторские идеи уже созрели в кружке протопопов, приближенных к царю. Они считали, что сначала нужно заменить всех священнослужителей на своих людей, а затем уже отучать людей от двоеверия и многогласия. Стоглав возвёл в ранг святых российских святых, сделав церковь единой, но все понимали, что в основе единой церкви должен был лежать единый культ. В 1654 году был созван Собор, где было принято окончательное решение о необходимости исправления книг и обрядов.

В каждой местности была своя традиция, свои богослужебные книги и имена угодников. Так как нельзя было принять за образец ни один русский чин, было решено взять за основу греческий чин, тем самым вернуться к христианству, принятому в X веке, ведь греков считали прямыми преемниками Византии. На самом деле русский чин почти не был исковеркан, если не считать мелкие погрешности, а вот греческий чин претерпел значительные изменения. Невежественные священники Никона стали исправлять богослужебные книги, исходя из греческих и венецианских печатных изданий, и почти не заглядывали в старые греческие рукописи. Это привело к исправлению на неправильный вариант, реформированный греками. Например, в X веке в Греции было двоеперстие так же, как и на Руси, а троеперстие возникло только в XII веке.
Никон приступил к воплощению планов в жизнь, искренне надеясь сделать церковь правильнее и чище, но это только способствовало разрыву между старой и новой верой. Кроме того, никоновские реформы были не те и не в том духе, как хотели протопопы, приближенные к царю, поэтому в один момент эти люди стали противниками изменений.

Реформы были неприемлемы и для большей части духовенства. Многие попы были неграмотными, учились службам на слух. Переучиваться по новым книгам было для них почти невозможно. Также священнослужителям не нравился Никон как личность, потому что он, по их мнению, был корыстным, так как собирал со всех церквей 500 голов лошадей и пересылал их своим вотчинам.

Несмотря на несогласие большинства, в 1656 году в Успенском соборе ещё раз была утверждена новая вера, а раскольники преданы анафеме как еретики. После гибели епископа Павла Коломенского, который был наказан за нежелание принять изменения, оппонентов Патриарха Никона стало ещё больше, среди них – протопоп Аввакум, Лазарь Романовский, Лонгин Муромский, Даниил Костромской и другие авторитетные церковные деятели той эпохи.
Какие изменения повлекла за собой реформа Никона?
1
Изменение двуперстного крестного знамения на троеперстное
Три пальца указывают на почитание Святой Троицы, а два пальца у старообрядцев олицетворяют два образа Иисуса – человеческий и божественный. Троеперстное знамение было воспринято негативно ещё и потому, что это был профанный жест: тремя пальцами брали еду, сморкались.
2
Редактирование Священного Писания и богослужебных книг привело к некоторым текстовым изменениям
О Царствии Божием стали говорить в будущем, а не в настоящем времени,а в имя «Ісус» добавили ещё одну букву – «Іисус».
3
Отмена метаний (малых земных поклонов)
Метание — слово греческое, вошедшее в русский церковный обиход, — особенно соблюдается старообрядцами. Это малый земной поклон. Для исполнения его становятся на колени, кланяются, но не челом до земли, а только руками касаясь положенного впереди подручника, а за неимением его — полы своего платья, по полу постланной [П.И. Мельников-Печерский, «В лесах», ч. 1, гл. 11].
4
Проведение крестного хода
Крестный ход проводился против солнца, а не по солнцу, как раньше
5
Восхваление Бога
Во время богослужения стали произносить «аллилуйя» не дважды, а трижды
6
Изменение числа просфор (богослужебного литургического хлеба) и начертаний на них.
С. Д. Милорадович «Чёрный собор», 1885
Период после раскола Церкви стал по-настоящему кровавым. Старообрядцы самоотверженно боролись за веру разными способами. Так, например, монахи Соловецкой обители посчитали реформу Никона ересью, за что впоследствии поплатились. Осада обители продолжалась с 1668 по 1676 год. После её взятия бунт старообрядцев жестоко подавили – было убито около 400 человек. Другим печально известным способом протеста старообрядцев были массовые самосожжения, но даже такие радикальные меры не помогли признанию старой веры.
В. И. Суриков «Боярыня Морозова», 1884-1887
Борьба раскольников за веру запечатлёна на картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Феодосия Морозова происходила из знатного боярского рода, приближенного к царской семье. Тем не менее, женщина встала на сторону старообрядцев, являясь сподвижницей протопопа Аввакума, за что была наказана по приказу самого царя Алексея Михайловича – лишена имений, сослана в Боровск и уморена там голодом в земляной яме. Вместе с известной боярыней погибла её сестра княгиня Евдокия Урусова.
Современные историки во многом видят политическую подоплёку в религиозной деятельности Алексея Михайловича. Например, Б. Кутузов считает, что царь Алексей Михайлович хотел стать защитником всего православия и мыслил себя наследником Византии. На Алексея Михайловича повлиял и его духовный воспитатель патриарх Филарет, внушивший царю необходимость воспринятия византийского престола.
Реформа для достижения церковного единообразия по греческому образцу была для царя Алексея первой ступенью в осуществлении его глобальных политических замыслов – создание Великой Гpеко-Российской Восточной империи.
— Б. Кутузов «Тайная миссия патриарха Никона»
Рокотов Ф. С. «Коронационный портрет Екатерины II», 1763
Реформа была оценена отрицательно уже Екатериной II. По случаю коронации императрица издала манифест, который отменял гонения на старообрядцев и признавал их равными остальным. Время правления Екатерины II было благоприятным для них, но и тогда преследования полностью не прекратились:

Никон — личность возбуждающая во мне отвращение. <…> Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа.
Следующие правители отказались от манифеста Екатерины II. Положение раскольников не менялось вплоть до 1905 года. Только тогда Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости». Согласно документу преследование представителей «другого христианского исповедания и вероучения» прекращалось, им разрешалось проводить богослужения по старопечатным книгам и использовать ранее запечатанные храмы.
Жизнь старообрядцев в советское время
Приход к власти большевиков стал для старообрядцев новым ударом. В 1918 году В. И. Ленин подписал «Декрет СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви». С тех пор никаким религиозным обществам нельзя было владеть собственностью,а церковное имущество объявлялось народным достоянием. Большевики начали грабить храмы, уничтожать иконы и другую утварь, преследовать духовенство.

Старообрядцы, спасаясь от гонений, укрывались в лесах и обустраивались в отдалённых местах страны как в царское время, так и в советское. Одним из центров приверженцев старой веры стал Пошехонский уезд Вологодской губернии. Неграмотность населения, глухое положение уезда, большое количество неосвоенных лесов, удалённость деревень от приходской церкви – всё это повлияло на развитие раскольничества. Старообрядцы переходили с места на место и создавали небольшие поселения. Так раскольники покинули село Воскресенское на Ёрге и обосновали около реки новое село – Воскресенское на Мусоре. По данным собирателей фольклора М. Д. Каган-Тарковской и Н. В. Понырко, здесь располагался скит «нетовцев». Исследователи также нашли священные для старообрядцев рукописи в Воскресенском: «сборник XVIII в., содержащий повести из Великого Зерцала, о Пафнотии-мнисе, об Ираклии-царе и другие». Старообрядцы жили и в соседних деревнях: в Александрове, Маслове, Завидове, Высокове, Романове.


Нетовщина – беспоповское направление старообрядчества. Нетовцы отрицают многие православные святыни и обряды, верят только в Спасителя. Требуют от последователей аскетизма в быту: отказ от дрожжевых продуктов, картофеля, хмеля, запрет на яркую одежду.
Расправа над священнослужителями

Но даже в таких отдалённых уголках, как село Воскресенское, большевики расправлялись с религиозными деятелями. Старообрядец Ольга Куликова рассказала, как это происходило в деревнях около села Воскресенское:

В 20-ые годы большевики повесили священнослужителя Фёдора Соловьёва. Он преподавал в школе в Воскресенском Божье Слово и до последнего боролся за веру. После его убийства сожгли часовню около деревни Маслово. Обычно не хоронили за оградой тех, кто умер не своей смертью. Но Фёдора Семёновича погребли на кладбище как мученика за веру, а его могила обращена в сторону той часовни.
Его дело перенял сын отца Фёдора Панфила, который не был с религиозной точки зрения признан как священнослужитель, а числился как пастух. Но он был очень набожным человеком, всегда ходил в рясе. Помогал жителям ближайших деревень, крестил детей, отпевал мёртвых. После того, как не стало часовни, молебная изба была перевезена в Александрово, где жил Панфила. Мы всегда ходили в молебный дом на Пасху, там встречали Христа. Когда я пришла после этого в школу, то увидела себя и других людей, высмеянных в стенгазете. Нас стыдили за то, что мы верили в Бога, поэтому вера тщательно скрывалась.
Чёрная лестовка — на молебен, белая лестовка — покойнику, коврик для поклонов Богу
Обычаи местных старообрядцев:

1. Ребёнка крестили в специальной ванночке с холодной водой. После крещения он должен был вспотеть, так всегда и происходило.

2. После смерти человека старообрядцы приходили на девятый день со специальными ковриками и лестовками (чётками). Тот, кто отпевал, должен был 40 раз сказать «Господи, прости меня грешного». Лестовки помогали не сбиться.

3. Женщины всегда были должны покрывать голову платком, а мужчины ходить обязательно с бородами. Была ситуация, когда старообрядцы отказались отпевать мужчину-старообрядца, потому что он не носил бороду.

4. Колодцы со святой водой должны быть закрыты, чтобы в них не проникла нечистая сила.

5. Если в чей-то колодец в деревне попадала мышь, то нужно было вычерпать 40 вёдер воды, принести воду из колодца с Поляны, позвать кого-то из монахов, чтобы они провели обряды. Только после этого можно было пить воду.

6. Старообрядцы называли себя «староверами».
Жизнь монахов, скрывавшихся в лесу
Большинство монахов боялось селиться даже в удалённых деревнях, поэтому они уходили в лес и обживались там. Около деревни Александрово 14 монахов, боясь гонений, тоже поселились в лесу. То место местные жители назвали «Поляной». Они вырубили часть леса, обработали поля, завели скотину и сделали ульи. Днём работали не покладая рук, а ночью молились. В голодные военные и послевоенные годы к ним прибегали дети из нашей деревни. Они никогда им не отказывали, всегда кормили тем, что было у них припасено. Старообрядцы были грамотными, вели домовые книги, где записывали, кто когда родился, умер и тд. Иконы и другую церковную утварь они перевозили с собой.

Несмотря на то что жители деревни любили и не сдавали их, о старообрядцах всё равно узнали. К ним был приставлен надсмотрщик. Он заставил их вручную копать озеро, которое было названо в честь него – Егоровым озером. Потом за ними приехали коммунисты, все их запасы, которых было очень много, конфисковали, а их самих увезли на тракторе. Больше о них мы ничего не слышали. Среди них спаслась только одна женщина – Оксинья. Все её называли Оничка Полянская. Она покинула насиженное место, потому что оставаться там было небезопасно, стала ходить по деревням.


Псалтырь, найденный в деревне Александрово
Только в 1971 году Поместный собор Русской православной церкви признал старообрядческую веру равной другим. А в 1974 году на Третьем Всезарубежном Соборе были отменены клятвы, наложенные на старообрядцев и их вера провозглашена спасительной. Гонения на приверженцев старой веры прекратились.

Сейчас на том месте, где жили монахи, почти ничего не осталось. Местные жители до сих сохраняют в деревне старообрядчество, поэтому обустроили Поляну. По легенде, на месте могилы одной из монахинь Ульянии начал бить ключ, поэтому там сделали колодец и освятили его.
Необходимость перехода к новой вере была обусловлена объективными причинами и намерения Никона были искренними, но меры, с помощью которых проводилась реформа, были негуманными и противоречили идее самого христианства. В Пятикнижии, данном Моисею Богом, шестая заповедь звучит как «Не убивай». Можно ли говорить о том, что гонения на старообрядцев не нарушали эту заповедь?

Также на примере судьбы одного села мы можем видеть, как старообрядческие священнослужители и местные жители пострадали от советской власти, но не сдались и смогли пронести веру в Бога, сохранить обычаи и церковную утварь до наших дней.Стоила ли жажда власти жизней других людей? На эти вопросы история уже дала ответы. Наша задача – не повторять ошибок прошлого и быть толерантными по отношению к людям любого вероисповедания.