Ярослав Попов
От любви до ненависти: краткая история
советского и постсоветского антисемитизма

Почему советских евреев называли "инвалидами пятой группы"
и кто на самом деле виноват в дефолте 1998-го года
Сделавшие революцию
После Октябрьского переворота и установления советской власти строчка "Кто был никем, тот станет всем" из гимна "Интернационала" для российского еврейства стала долгожданной реальностью. Это неудивительно: ограниченый при царизме чертой осёдлости, страдающий от "кровавых наветов" и жестоких погромов, этот народ был, по словам эсера Григория Гершуни, "вынужденно загнан в революцию". Многие евреи ещё в конце XIX века вошли в народно-освободительное движение и после смены режима стали высокопоставленными членами в партийном аппарате нового советского государства. Евреев в до этого антисемитском правительстве оказалось так непривычно много, что в 1920-ые даже появился популярный анекдот:
– Сидят шесть красных комиссаров за столом. Что под столом?
– Двенадцать колен Израилевых.
Евреи в высших органах советской власти

В разное время самые важные государственные должности в партийном аппарате занимало больше сорока евреев. Здесь – только самые известных из них.
Лев Троцкий
• нарком по иностранным делам РСФСР (ноябрь 1917 - март 1918)

• нарком по военным и морским делам РСФСР/СССР (август 1918 - январь 1925)

• нарком путей сообщения РСФСР (март - декабрь 1920)

• председатель Главного концессионного комитета при СНК СССР (июнь 1925 - 1927)
Лазарь Каганович
• нарком путей сообщения СССР (май 1935 - август 1937)

• нарком тяжёлой промышленности СССР (август 1937 - январь 1939)

• заместитель председателя СНК/СМ СССР (август 1938 - май 1944)

• нарком топливной промышленности СССР (январь - октябрь 1939)
Лев Каменев
• заместитель председателя СНК РСФСР/СССР (сентябрь 1922 - январь 1926)

• нарком внешней и внутренней торговли СССР (январь - ноябрь 1926)

• председатель Главного концессионного комитета при СНК СССР
(май 1929 - октябрь 1932)
Яков Свердлов
• председатель Всероссийского центрального исполнительного комитета
(ноябрь 1917 - март 1919)

• председатель Секретариата ЦК РКП(б) (март 1918 - март 1919)
Карл Радек
• секретарь Исполкома Коминтерна (1920 - 1924)
Моисей Урицкий
• первый председатель Петроградской ЧК (март - август 1918)
Максим Литвинов
• нарком по иностранным делам СССР (июль 1930 - май 1939)
Генрих Ягода
• нарком внутренних дел СССР (июль 1934 - сентябрь 1936)
• нарком связи СССР (сентябрь 1936 - апрель 1937)


Новой властью царская Россия была объявлена "тюрьмой народов", где права многих национальностей на самоопределение и самовыражение притеснялись и запрещались. Угнетение евреев выделялись особо – против антисемитизма в 1918 году был даже выпущен отдельный декрет СНК, а в 1919 году Владимир Ленин выступил с отдельной речью, осуждающей юдофобию.
Граммофонная запись речи В. И. Ленина «О погромной травле евреев». Март 1919 года.
Впрочем под "антисемитизмом" советская власть понимала лишь ненависть по национальному признаку, что серьёзно отличало его от юдофобии царской России – при православной монархии "евреями" считались только те, кто исповедовал иудаизм. "Выкрестам" же (так называли тех, кто принял православную веру) давали право выехать из черты осёдлости – их практически никак не притесняли.
Толерантность к евреям дала им свободный пропуск не только в политическую сферу жизни. В авангардные и экспериментальные 1920-ые и переломные 1930-ые этот народ влиял на культурную, научную и даже спортивную жизнь страны.
Фильмы "Броненосец Потёмкин" и "Человек с киноаппаратом", картины "Над городом" и "Скрипач", музыка для знаменитой русской "Катюши" – всё это создали евреи по национальности.
"Над городом". Художник – Марк Шагал
Михаил Ботвинник – основатель советской шахматной школы, первый чемпион мира из СССР
Кадр из экспериментального немого фильма "Человек с кинокамерой". Режиссёр – Дзига Вертов
В период репрессий 1930-х годов многие представители еврейского народа были сняты со своих высоких должностей, а затем арестованы и расстреляны – например, те же Генрих Ягода и Карл Радек. Впрочем, антисемитизм здесь был не при чём – власть "избавлялась" от всех, кто казался ей неблагонадёжным или опасным. При этом национальность человека не имела никакого значения – репрессировали и русских, и украинцев, и грузин, и представителей многих других народов.
После начала Великой Отечественной войны юдофилия в Советском Союзе достигла своего пика. В условиях противостояния Адольфу Гитлеру с его нацистской идеологией, где евреи подлежали физическому уничтожению, СССР обязан был стать защитником тех, кто подвергался геноциду. Необходимо это было в первую очередь для успешной внешней пропаганды, которая обеспечила бы поддержку другой крупной стороны с большим процентом еврейского населения – США.


Для этого в 1941 году был создан Еврейский Антифашистский Комитет (ЕАК), в который входили самые крупные представители культурной, врачебной и военной элиты семитского происхождения.

Члены ЕАК в 1942 году (слева направо): врач Б. А. Шимелиович, актёр Соломон Михоэлс, журналист из США Бенцион Гольдберг, физиолог Лина Штерн, генерал Арон Кац и поэт Перец Маркиш
Для выполнения своей цели – призыва о помощи "братьям-евреям" члены комитета издавали газету на идише, ездили с выступлениями по западным странам, занимались освещением нацистских преступлений по отношению к еврейскому народу.


За годы войны Еврейскому Антифашисткому Комитету удалось собрать больше 33 млн. долларов в поддержку советских вооружённых сил, а также бесчисленное множество гуманитарной помощи в виде продовольствия и медикаментов. Но главное достижение комитета – это ускорение открытия второго фронта. Горячее желание отомстить за геноцид сподвигло американскую элиту, во многом состоящую из евреев, быстрее заняться формированием ударных соединений для высадки в Нормандии. Свою цель ЕАК выполнил хорошо, даже слишком хорошо, – в будущем это аукнется как организации, так и её членам.

"Чтоб не прослыть антисемитом, зови еврея космополитом"
Советская юдофилия закончилась вместе с Великой Отечественной войной. Формально датой перехода от симпатии к притеснению евреев считают 24 мая 1945 года, когда Иосиф Сталин произнёс знаменитый тост, где несмотря на советские принципы интернациональности, утверждалось превосходство русских над остальными народами, живущих в Советском Союзе.
Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется общеполитический здравый смысл и терпение.
Иосиф Сталин в тосте "За русский народ!"
Даже о самом факте Холокоста на территории Советского Союза было принято умалчивать – руководство страны не приветствовало "выпячивание" отдельного народа (русские не в счёт) на фоне других в интернациональной стране.
После 1945-го года начинает постепенно сворачиваться и работа Еврейского Антифашистского Комитета – советской власти он был попросту больше не нужен, его членов стали физически уничтожать. Тогда силовые структуры из МГБ либо просто убивали бывших активистов на улице (как произошло с главой комитета Соломоном Михоэлсом в Минске) или арестовывали за "связи с еврейскими националистическими организациями Америки…", после чего расстреливали (так было, например, с Давидом Голштейном и ещё десятком евреев из ЕАКа). К 1948 году Еврейский Антифашистсий Комитет был полностью ликвидирован.
В том же году в СССР началась борьба с безродными космополитами – людьми, политические взгляды которых считались "антипатриотическими". Такими, в понимании советского руководства, были в первую очередь евреи – созданный в 1948 году Израиль и визит её премьер-министра Голды Меир в СССР устроили в стране настоящий ажиотаж и рост еврейского самосознания.

Резкий всплеск национального единения был для Советского Союза крайне невыгоден, и потому борьба с безродными космополитами стала масштабной кампанией, которая, прикрываясь лозунгами о "русофобии и угнетении русской культуры", душила осознание евреев как отдельной нации в её зачатке. Репрессиям подверглись все возможные "лидеры мнений" той эпохи – от масштабной газетной травли пострадали литераторы и журналисты, философы и историки.
Карикатура Константина Елисеева «Беспачпортный бродяга». "Крокодил". 1949 год.
Завершилась же сталинская эпоха, пожалуй, самым громким судебным процессом того времени – "делом врачей". Согласно обвинениям, в СССР долгие годы действовала хладнокровная группа "убийц в халатах". На их счету, по подложным данным МГБ, были десятки отравленных важных партийных деятелей. На врачей еврейского происхождения "спихнули" даже убитого в 1934 году Сергея Кирова, из-за которого в своё время началась волна массовых репрессий.

В качестве мотивации преступлений "врачей-убийц" власть вновь решила выставить еврейский национализм – мол, практически все врачи были отпетыми сионистами и стремились своими действиями приблизить развал Советского Союза для последующего создания на его месте капиталистического государства:
"Большинство участников террористической группы (Вовси М. С., Коган Б. Б., Фельдман А. И., Гринштейн А. М., Этингер Я. Г. и другие) были связаны с международной еврейской буржуазно-националистической организацией «Джойнт», созданной американской разведкой якобы для оказания материальной помощи евреям в других странах. На самом же деле эта организация проводит под руководством американской разведки широкую шпионскую, террористическую и иную подрывную деятельность в ряде стран, в том числе и Советском Союзе. Арестованный Вовси заявил следствию, что он получил директиву «об истреблении руководящих кадров СССР» из США от организации «Джойнт» через врача в Москве Шимелиовича и известного еврейского буржуазного националиста Михоэлса."

Из сообщение ТАСС об аресте врачей-вредителей от 13 января 1953 года


"Захожу я в бакалею - сыру нет, одни евреи…"
К большой удачи арестованных, "дело врачей" до конца доведено не было. Скоропостижная смерть Сталина в 1953 году и сменившийся политический курс привели к закрытию дела и полной реабилитации обвиняемых. Это, впрочем, вовсе не означало свёртыванию советской юдофобии – из открытой она стала скрытой.

Советское понимание антисемитизма как притеснения евреев исключительно по национальному признаку в те послесталинские годы наиболее ярко отразилось в "пятом пункте" . Такое название имела графа "национальность" под номером 5 в формуляре личного листка по учету кадров паспортных органов МВД СССР. Если в ней было указано "еврей", то человеку вполне могли отказать в приёме на работу или поступлении в ВУЗ. Серьёзное ограничение в возможностях стало поводом для появления нового прозвища еврейского народа – "инвалиды пятой группы". Также дискриминация по национальному признаку нашла любопытные отражение в грустных анекдотах середины 1950-60-х годов:
Вассерман приходит устраиваться на работу. Начальник отдела кадров посмотрел в его паспорт и говорит:
— На -ман — не берем!
Потом заходит Рабинович и получает ответ:
— На -вич — не берем!
Рабинович доходит до двери, оборачивается и спрашивает:
— Скажите, а на что вы берете?
Начальник отдела:
— На -ко.
Рабинович подходит к двери и весело кричит в нее:
— Коган, заходи!

<***>

Звонок в магазин.
— Алло? Это магазин? У вас есть ватман?
— Нет, Ватман давно уехал.
— Вы меня, наверно, не поняли. А кульман есть?
— И Кульман уехал.
— Да что вы, в самом деле! Я в магазин звоню, я дизайнер!
— Ну понятно, что не Иванов!


Новый виток советского антисемитизма произошёл в 1967 году из-за "Шестидневной войны" – вооружённого конфликта Израиля с коалицией арабских стран (Египта, Ирака, Сирии и Иордании). Все эти государства были союзниками и геополитическими партнёрами Советского Союза, получали от него военную и гуманитарную помощь. Внезапная победа Израиля в войне ослабила влияние СССР на Ближнем Востоке и отчасти дискредитировала мощь советской военной техники. Из-за этого Советской Союз разорвал официальные дипломатические отношения с Израилем, а само это государство в советской государственной риторике заклеймили "капиталистическим сионистом-агрессором".
"Литературная газета". № 24 от 1967 года.
Газеты той поры с невероятной регулярностью помещали на передовицы обвинения в сторону евреев-сионистов. Это, в итоге, настолько "перекормило" советского обывателя постоянными инвективами в сторону Израиля, что члены правительства этой страны (например, министр иностранных дел Абба Эвен и министр обороны Моше Даян) стали для него чуть ли не знакомее и "ближе", чем собственные, советские министры. Пресыщение израильской темой, которая начала появляться и в совершенно неожиданных, бытовых аспектах жизни обычных людей, высмеял в знаменитой поэме "Москва-Петушки" Венедикт Ерофеев:
"Отбросив стыд и дольние заботы, мы жили исключительно духовной жизнью. Я расширял им кругозор по мере сил, и им очень нравилось, когда я им его расширял: особенно во всем, что касается Израиля и арабов. Тут они были в совершенном восторге – в восторге от Израиля, в восторге от арабов, и от Голанских высот в особенности. А Абба Эбан и Моше Даян с языка у них не сходили. Приходят они утром с б****к, например, и один у другого спрашивает: «Ну как? Нинка из 13-й комнаты даян эбан?» А тот отвечает с самодовольной усмешкою: «Куда ж она, падла, денется? Конечно, даян!»
Венедикт Ерофеев в поэме "Москва-Петушки"
Другим, неожиданным для советского правительства, результатом массовой антиизральской пропаганды стал расцвет диссидентского движения, ключевое место в котором заняли евреи. Они, увидевшие победы своего народа, которые для "агрессорского эффекта" во много раз раздула советская пресса, вдохновились достижениями маленькой страны.

Акции протеста, возникновение "самиздата" и даже подпольной оппозиционной журналистики (например, "Хроники текущих событий") стали настоящей головной болью для советского правительства "застойной" поры. Аресты и принудительное отправление в психиатрические лечебницы полностью решить проблему не помогали.

В 1970-х годах власти решали выпустить часть наиболее политически активных евреев из страны. Некоторых силовые структуры выгоняли силой, что впрочем, одновременно с этим не мешало клеймить уезжающих в Израиль "предателями", "пособниками капиталистов" и "сионистами".
Одновременно с этим советская интеллигенция пыталась хоть как-то защитить еврейское население страны и высмеять позицию советского обывателя, который оправдывал свой антисемитизм смесью религиозных предубеждений, советских агиток и городских легенд . Наиболее точно в своей песне сделал это Владимир Семёнович Высоцкий (тоже, кстати, еврей):
Бей знатоков – спасай Россию
Распад Советского Союза в 1991-ом году и последующая за ним тяжёлая адаптация к новой, рыночной жизни отодвинула антисемитизм на второй план. Ваучерная система, либерализация цен и переход с рельс командно-административной экономической системы заняли как государственные, так и совершенно обычные, гражданские умы. Да и само место "врагов России" заняли уже совсем другие национальности – Первая Чеченская война надолго сместила акценты с антисемитизма на исламофобию.
Впрочем, и юдофобия из простого населения никуда не делась. Но из массовой она стала точечной – ненавидеть было принято уже не народ, а лишь узкую прослойку олигархов: Абрамовича, Березовского, Гусинского. Да и тут еврейское происхождение скорее присоединяли по инерции: в первую очередь в вину ставили неуместное богатство и "серое кардинальство". Сохранялся по привычке и бытовый антисемитизм, воспитанный старшими поколениями, анекдотами про Рабиновича и советской антисионистской агитацией. Такой тип шовинизма мы можем увидеть у балабановского Данилы Багрова, который к евреям "как-то не очень", но почему так – и сам не знает.
Один из наиболее серьёзных всплесков постсоветского антисемитизма произошёл в 1998-ом году, когда в стране случился дефолт, и курс рубля в очередной раз за десятилетие рухнул. Народ, который в своём большинстве слабо разбирался в экономике, требовал простого и понятного объяснения кризиса. Его смог предоставить генерал Альберт Макашов, который в ходе телевизионного интервью обвинил во всех неурядицах евреев-олигархов. По его мнению, высокопоставленные сионисты взяли под контроль правительство и изнутри разрушают Российскую Федерацию.

Для решения этой проблемы генерал предложил олигархов отправить в тюрьмы, а всех других евреев выгнать из страны. Конспирологические речи генерала Макашова в духе "Протоколов сионских мудрецов" осудили практически все политические партии того времени, кроме националистов и КПРФ. И если ультраправые поддерживали Альберта Макашова во всех пунктах его речи, то коммунисты осудили поголовный антисемитизм генерала, но полностью одобрили мысль о сионистах, захвативших власть в России. Так партия Геннадия Зюганова своеобразно продолжила антиеврейскую политику Советского Союза:
"Сионизм - совокупность теорий и практик наиболее агрессивных империалистических кругов, которые стремятся к мировому господству. В этом смысле они подобны фашизму. Единственная разница в том, что гитлеровский нацизм действовал под маской германского национализма и сражался за мировое господство открыто, в то время как сионизм действует тайком. Наши люди не слепые. Они не могут не видеть, что сионизм государственных деятелей России - причина теперешнего катастрофического состояния страны, массового обнищания и вымирания населения"
Геннадий Зюганов
Понятные тезисы Макашова, поддерживаемые одной из популярнейшей российских партий, вызвали заметный рост антисемитских настроений. После выступления генерала участились стычки на национальной почве и нападения на синагоги. Любопытный казус тогда произошёл в Москве, где в 1998-ом году была арестована группа молодых людей, вдохновлённая выступлением генерала. Посчитав, видимо, что евреи–сионисты очень умны и любят играть в "Что? Где? Когда?", толпа направилась в Нескучный Сад, где под националистические выкрики избила охранника и попыталась сорвать съёмки телепередачи.
Чуть позже, уже в 2005 году, имя генерала вновь всплыло в связи с громким антисемитским скандалом – "Письмом 5000". Тогда, в начале "нулевых" группа активистов, среди которых был и Макашов, отправила к Генеральному прокурору запрос о привлечении к уголовной ответственности членов еврейских сообществ. Они обвинялись подписантами в пропаганде насилия по отношению к православному населению страны:
"Следуя заветам православных Отцов Церкви, мы не можем следовать и насаждаемому ложному пониманию терпимости как смирению перед грехом, злом, ложью и в данном случае богоборчеством. Христианин должен именно из уважения образа Божия, заложенного в каждом человеке, и ради спасения его души откровенно указывать евреям на их опасное уклонение от истины. В этом с христианской точки зрения заключается проявление подлинной любви к людям, ибо только обращение в истинную христианскую веру может спасти еврея. «Толерантное» же потакание ересям и сатанизму лишь способствует их духовной гибели. А под их натиском – и многих их жертв".

Выдержка из "Письма 5000"
Текст письма отчётливо подчёркивал, что ответственность за "свои преступления" должны понести исключительно "евреи, исповедующие иудаизм". Таким образом, за практически столетнюю историю российской государственности антисемитизм прошёл своеобразный круг по колесу Сансары – перейдя от монархического антисемитизма за "иудейскую веру" к советской травле за национальное происхождение, в начале ХХ-го века юдофобия завершила свой цикл в "Письме 5000", где определением "еврейства" вновь стала вера. Впрочем, одна большая разница есть: в XXI веке ненависть к семитскому народу государство поддерживать не стало, что дало многим надежду на разрыв многовековой "традиции" ненависти к евреям.