Алёна Старостёнкова

Схизма: возвращение к истокам
Почему великое разделение церквей является важным моментом для всего христианства? В чём причина разобщения христианской церкви, каковы отличия православия и католичества? Возможно ли возвращение к истокам христианства и нужно ли оно на самом деле?
Схизма — раскол в Церкви или иной религиозной организации.
Схизма: первый этап
Первый конфликт, разделивший христианскую церковь на две части (восточную и западную), произошёл ещё в 863 году. Именно он стал причиной формирования католичества и православия. Несмотря на то, что официальным поводом для разногласий стал вопрос о законности избрания Патриарха Фотия на престол главы Константинопольской церкви, историки упоминают и другие причины. Одним из поводов стало желание Папы Римского (Николая I) распространить своё влияние на церкви Балканского полуострова.
Великую схизму разделяют на два длительных этапа. Первые разногласия окончательно сформировались в 867 году и были связаны именно с догматикой церквей. Католическая церковь выступала за то, что Мария действительно понесла от Святого Духа, православная церковь считала это ересью. Также стоял острый вопрос о ростовщичестве и миссии Иисуса Христа на земле. Со стороны западного ответвления выступал папа Николай I (Рим), главой восточной части был Патриарх Фотий (Константинополь). До крещения Руси на тот момент оставалось больше 100 лет.
Догмат — утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению).
Крещение Руси
988 год – крещение Руси. Князь Владимир принимает крещение именно от Константинопольской церкви, отказав Римской. Первым Киевским митрополитом (соответственно и главой всей церкви на Руси), по мнению многих церковных историков, становится греческий митрополит Михаил. Забегая вперёд, можно отметить, что Киевская митрополия как учреждённая церковная организация существовала до 1458 года.
Схизма: второй этап
Одной из главных причин окончательного разделения христианства на две ветви становится заявление папы Римского Льва IX о том, что «всякая церковь, не согласная в чём-либо с Католической, перестаёт быть церковью и становится ничем». Остро стоял вопрос об обрядах и догмах церквей. Папа Римский и глава Константинопольской церкви Михаил I Кируларий предают посты друг друга анафеме (анафемы будут обоюдно сняты лишь в 1965 году).
Анафема — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.
Католичество vs Православие
Святая троица

Одним из главных различий становится понимание Святой троицы. Сама по себе Святая троица представляет единство трёх лиц: Отца, Сына и Святого духа. В православном понимании божественный дух может исходить только от Бога, соответственно и творить может только Бог. Так же, как он сотворил всё, что нас окружает и нас самих. В католичестве же Святая Троица осмысляется по-другому. Западная церковь считает, что Иисус является творцом наравне с богом, он наравне с отцом является проводником Святого духа. В Ветхом завете (догма, на которую опирается православная церковь) говорится, что Святой дух исходит только от Бога-отца, а в таком случае Иисус является лишь Сыном Божьим, потому что он не наделён возможностью творить. Христос исполнял другую миссию, не зря его именуют мессией. Сын Божий стал тем, кто показал людям факт существования другой жизни, то есть жизни после смерти.

Говоря простым языком, божественный дух в данном случае может исходить и от человека, а главным наместником бога (и божественного духа соответственно) становится глава Римской церкви. Он является не только Божьим Сыном в понимании всего христианства («Подумайте, какую великую любовь Отец проявил к нам, позволив нам называться детьми Божьими!» первое послание Иоана III), но становится проводником божьего духа. Православие же настаивает на том, что человек не может считаться полноправным проводником божьего духа, даже несмотря на то, что все мы дети Божьи: «У нас один Бог Отец, из которого все, и мы для Него» (Библия, первое послание Коринфянам 8:6).

Католический тренд - очеловечивание Иисуса Христа.
Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о трёх лицах единого по существу Бога.
Ростовщичество

В католичестве прослеживается двойственное отношение к ростовщичеству. На данный момент ростовщичество легально, однако такое лояльное отношение сформировалось в христианстве далеко не сразу. Изначально ростовщичество было под запретом, но в связи с тем, что христианство менялось и даже основные догмы поддавались переосмыслению, в один момент ростовщичество оставалось грехом для христиан и не осуждалось для людей, которые не являлись католиками. Ярчайшим примером является снисходительное отношение католичества к процентщикам иудеям (чаще всего), потому что многие высокопоставленные люди неоднократно обращались к их услугам. Впоследствии даже ростовщическую деятельность христиан осуждать перестали, в долг начали давать монастыри, аббатства и даже люди из круга Папы Римского (нередко католики пользовались услугами иудеев, как посредников, чтобы не идти против основ христианства), таким образом «был создан механизм «взаимовыгодного» сотрудничества в сфере ростовщического кредита представителей двух конфессий».

В православии же отношение к ростовщичеству не менялось испокон веков, догма осталась прежней. Его осуждали, опираясь на прописные истины: «Кто серебра своего не отдает в рост, и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек» (Псалом Давида 14:5).

Рождение и смерть

Ещё одним камнем преткновения двух частей христианства становятся осмысление рождения и смерти. Для католиков на первое место встаёт именно рождение, а соответственно и праздник Рождество Христово. Это объясняется тем, что для католичества важнее чудесность появления Иисуса Христа, его волшебный приход в наш мир (непорочное зачатие, отец Бог).

В православии же наоборот смерть становится первостепенным фактом (Пасха), потому что именно смерть и последующее воскрешение Божьего сына доказывает основную догму христианства – смерти на самом деле нет. Если бы Иисус не прошёл перед смертью испытание, не обратился к Богу и впоследствии не воскрес, не было бы всего христианства. Христос мог остаться пророком, но у него другая миссия – показать людям, что смерть ещё не конец, а Бог есть.

Воскресение является сердцем всего христианства.
Непорочное зачатие

Одним из главных догматов католичества является догмат о непорочном зачатии Иисуса Христа. Дева Мария (мать мессии) понесла от Святого духа. Для западной церкви также становится особенным и зачатие самой Марии. Её мать Анна (бабушка Иисуса Христа) была бездетной на протяжении долгих лет, но в итоге смогла родить ребёнка. В католичестве это считается чудом: И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: «Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме» (Протоевангелие Иакова (4:7-8).
Также стоит отметить, что несмотря на обычных родителей на Марию не перешёл первородный грех.
Православная церковь отказывается от этой догмы и считает непорочное зачатие Иисуса ересью, также восточная церковь отказывается признавать, что Мария безгрешна.
Католики наделили Иисуса святым духом и освободили людей от необходимости бороться за свою душу, потому что они стали равны богу.
Православные же наоборот вручают жизнь Богу, зная, что наш мир это тоже своего рода ад и для очищения душу нужно шлифовать, как мрамор.
Центр православия
Как известно, римско-католическая церковь централизована. Центром является Апостольский дворец, находящийся в Ватикане. Папа Римский в данном случае является фактическим лицом всего католичества, в то время как православная церковь не централизована. На 2020 год во всём мире насчитывается 15 поместных православных церквей. Отношения между православием других стран и католичеством можно назвать умеренно тёплыми (Папа Римский иногда встречается с представителями православных церквей).
Есть контакт
Первый контакт между Папой Римским Франциском и патриархом всея Руси Кириллом произошёл только в 2016 году. Это событие стало одним из самых значимых в истории христианства, потому как русская православная церковь является одной из крупнейших православных церквей в мире. Это первая встреча представителя католичества и представителя русской православной церкви за всю историю существования христианства. Примечательно – встреча произошла в аэропорту. Возможно, потому что из-за различия в догмах, католиков в особенно консервативных кругах русской православной церкви до сих пор считают еретиками. Андрей Зубов (историк-религиовед) описывает отношение консерваторов в РПЦ так: «Массовое сознание церковных людей продолжает видеть в католицизме монструозного врага православия. Для них католик хуже чекиста, преследовавшего церковь, хуже неверующего, который просто равнодушен к Богу».
Мы разные, но мы об одном
Даже несмотря на видимые различия, христианство остаётся христианством. У православия и католичества общие святыни, один Бог и общее стремление помочь тем, кто нуждается.
Краткие выжимки из диалога папы Римского и патриарха Кирилла позволяют верить в лучшее: «Крайне важно, что эта встреча происходит сейчас, когда в мире так много проблем. От взаимодействия двух церквей будет многое зависеть для дальнейшего урегулирования международных вопросов».
Встреча 2016 года, возможно, и не внесла никаких существенных корректив в отношения между католичеством и православием. Но, быть может, дело и не в отношениях между самими частями христианства? Ведь религия (какие бы догмы не утверждала) помогает людям. И не всё ли равно, как именно исполняются обряды в той или иной церкви, если всегда найдутся те, кто будут верить.

Возвращение к истокам
Конечно, православие и католичество уже никогда не смогут являться чем-то единым. Достаточно того, что две части, казалось бы, неделимого христианства, сейчас идут друг другу навстречу. В эпоху обострившихся международных конфликтов, этот шаг кажется верным, потому что вопреки разногласиям, идём мы общим путём.
Жить легче, когда есть во что верить.