Алёна Старостёнкова
Обломов:
герой возвращения
За что же нам так сильно полюбился Илья Ильич? Почему Обломов такой Обломов? И самое главное: всегда ли возвращение означает регресс?
В 2018 году россияне признали Обломова из одноимённого романа И. А. Гончарова «литературным персонажем, наиболее ярко характеризующим образ русского человека».
Почему?
Илья Ильич – умный и интересный человек, однако удивительно ленивый. Это самая поверхностная оценка Обломова. Если читать более детально, всё окажется гораздо сложнее. Вот что говорил Андрей Штольц про своего друга: «Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдёт навыворот — никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя».
Эта цитата расставляет всё по своим местам: да, Обломов, может, и ленив, но широты взглядов и души не упрятать даже за одним из семи смертных грехов.
Обломов становится объединяющим нас героем вовсе не потому, что большую часть своего времени лежал на диване. Душа Ильи Ильича постоянно находится в конфронтации с обществом, которое с лёгкой руки называют обществом Штольца. Это не просто прокрастинация, герой борется не только со взглядами других людей, но и постоянно борется сам с собой. Мятежный дух Обломова стремится вернуться к началу, даже будучи в самом конце.
Любимый реализм

Говоря о романе И.А. Гончарова, не стоит забывать о литературном направлении произведения. В реализме нам открывается действительное положение вещей, в нём нет романтизации реальности, нет общего идеала. Всё это было характерно для романтизма и классицизма. Главный герой в реализме больше не должен становиться положительным или отрицательным персонажем. Обломов грамотно вписан в концепцию реализма.
реализм в «Обломове»
Обыденность
Описывается повседневность, сопровождаемая размышлениями Обломова.
Индивидуальность
Обломов - не положительный и не отрицательный персонаж, но он индивидуален, несмотря на то, что его характер можно назвать типическим.
Конфликтность
Обломов конфликтует с обществом и сам с собой.
Композиция романа
Концепция четырёх частей романа «Обломов» связана со временами года. Кольцевая композиция произведения позволяет показать, как дух главного героя находится в замкнутой системе. Каждый этап жизни Обломова, описанный Гончаровым, поддаётся гораздо более глубокому осмыслению благодаря метафорическому влиянию времён года.
Времена года
Осень и зима являются моментом медленной смерти, а весна и лето оживляют Обломова заново. События романа встраиваются в эту концепцию. Она доказывает, что дух Обломова может надломиться или же, наоборот, обрести силы, однако он никогда не выйдет из существующей системы. Вне зависимости от того, что произойдёт, душа главного героя начнёт жить с самого начала. Обломов всегда будет возвращаться туда, откуда он начал, будет возвращаться к истокам.
женщины
Одним из ярчайших доказательств постоянного возвращения Обломова являются взаимоотношения с женщинами, которые окружали его на протяжении всего романа.
Несмотря на то, что образ матери в романе недостаточно чётко обрисован, она является одной из главных спутниц в жизни главного героя. Именно мать впоследствии стала прототипом той женщины, с которой Обломов был рядом. Сам И.А. Гончаров в романе упоминал мать героя лишь вскользь, но даже по этим строкам становится понятно, почему Обломов получился человеком с таким противоречивым характером: «Мать возьмёт голову Илюши положит к себе на колени и медленно расчёсывает ему волосы, любуясь мягкостью их…» Мать оберегала Обломова, с ней он был как будто «законсервирован» в собственном имении. Именно мать повлияла на мировосприятие Ильи Ильича.
Появившаяся Ольга становится для главного героя глотком свежего воздуха. Она умна, деятельна, обаятельна. Более того, Ольга отходит от классических желаний женщин в жизни Обломова: она не ставит в приоритет собственное замужество и бесконечное времяпрепровождения с собственным мужчиной. Жизнь Ольги не ограничена стандартами того времени: «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня. Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Ильинская становится для Обломова той самой возможностью разорвать порочный круг, но Илья Ильич не был бы героем возвращения, если бы в конечном счёте не пришёл бы к тому, с чего начинал.
Моментом возвращения в зону комфорта стало появление Агафьи. Агафья выполняет не только функцию женщины Обломова, она сама ведёт его к начальной точке, потому что её сходство с матерью главного героя является неоспоримым. Агафья Матвеевна сводит жизнь Обломова к банальному существованию: рождение, пища, размножение, смерть. Пшеницыной нужно отдавать свою любовь кому-то. Именно уют, теплота и спокойствие, которые всецело давала Пшеницына, приводят к тому, что круг замыкается, а сам Обломов будто медленно засыпает, как природа осенью.
Вечно оберегающая Илюшу мать, создавшая идеализированный образ Обломова Ольга, стагнирующая любовь Агафьи к Илье Ильичу – женщины в романе не служат источником перемен для главного героя, не способствуют его развитию. Обломов продолжает жить в зоне комфорта.
Штольц
Важным персонажем романа является Штольц. Он полная противоположность главного героя. Его жизнь напоминает хорошо слаженный механизм. Единственной иррациональной привязанностью Андрея Ивановича становятся отношения с главным героем. Штольц в своей жизни делает всё так, как нужно: «Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…» И какими бы разными эти герои не казались, они оба по-настоящему дорожат друг другом. Штольц после смерти друга даже забирает сына Обломова на воспитание.

Цикличная смерть
А:
А что было бы, если бы Обломов выжил?
В:
Бог его знает...
Единственный ответ – ничего. Илья Ильич должен был умереть, потому что цикл его жизни должен завершиться. Смерть в данном случае является не только физическим явлением, но и метафорическим.
Миф

В древнегреческом мифе Аид похитил Персефону, чтобы жениться на ней и жить в подземном царстве. Мать Персефоны, богиня плодородия Деметра, скорбит и приходит к богу Гелиосу.
– Знай, могущественный Зевс отдал дочь твою в жёны владыке царства теней, - ответил ей Гелиос.- Побори же свою тяжёлую печаль, богиня; ведь велик муж твоей дочери… Богиня гневается и покидает Олимп, начиная своё странствие в мире смертных.
Несмотря на то, что Деметра встретила достойных людей и повелела выстроить храм в Элевсине, скорбь богини была неуёмна и земля была бесплодна. Боги молили вернутся Деметру на Олимп, но она отказывалась. Тогда Зевс наказал: Персефона будет проводить две трети года со своей матерью Деметрой и одну треть в царстве мёртвых Аида.
Богиня плодородия Деметра в отсутствие дочери печалится, а вместе с её печалью природа умирает, чтобы с возвращением Персефоны проснуться. Так происходит и в романе И.А.Гончарова. Эту мысль можно сравнить с понятием индийской философии - колесом сансары. Обломов, как природа, должен умереть и возродиться в собственном сыне, которого впоследствии будет воспитывать Штольц. Корни Обломова и воспитание Штольца дают маленькому Андрюше все возможности, чтобы стать тем самым идеальным героем.
Для того, чтобы колос взошёл, зерно должно умереть.

И всё-таки почему...
И почему же мы выбираем Обломова, как героя наиболее точно передающего образ русского человека?
1. Мечтатель
Обломов несмотря на то, что он находится в постоянном конфликте, никогда не перестаёт мечтать.
2. Спасение
Илье Ильичу не нужно, чтобы его спасали, он справился бы с этим и сам, однако осознанно пошёл на завершение цикла собственной жизни.
3. Любовь
Главный герой по-настоящему умеет любить. Кто бы ни был рядом, Обломов отдаёт свою любовь и никогда об этом не жалеет.
4. Дружба
Как бы ни повернулась жизнь, у Обломова всегда был друг детства, который продолжил помогать ему даже после смерти.
5. Возвращение
Мысль Обломова продолжает жизнь даже после его смерти, воплощаясь в его сыне. Обломов в романе действительно завершает цикл собственной жизни, но нельзя сказать, что он умирает несчастливым.
Понятие «возвращение» может иметь и положительный подтекст. Возвращение - далеко не всегда регресс, деградация или ухудшение собственного положения. Ведь мы же возвращаемся домой после путешествия, к родным после долгой разлуки или в места юности. Илья Ильич показывает нам, что цикл всегда завершается, но мы можем начать сначала и сами решить, как всё пойдёт на этот раз.