Ольга кругликова
Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак…
Почему в русских сказках самый симпатичный герой – Иван-дурак? Почему этому порой ленивому и безалаберному, порой отчаянно бесстрашному, странноватому парню всегда выпадает такое количество разнообразных испытаний, а в финале – непременно царская дочь с половиной царства, или на крайний случай Василиса Прекрасная в боевые подруги?
В детстве я обожала сказку «Конек-горбунок». И уже тогда меня поражали некоторые странности сюжета. Итак, у старинушки три сына: старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак…Когда приходит беда, старик по очереди высылает сыновей, начиная, разумеется, с самого умного, сторожить ночью пшеницу. Умный детина браво отправился на поле, но ночью быстро струсил: «И со страхов наш мужик закопался под сенник». Средний тоже оказался робким и «всю ночь ходил дозором у соседки под забором». И только младший дурак, которого насилу выпихнули из хаты исполнять гражданский долг, не сдрейфил, а бросился на потравщика отеческой пшеницы с криком: «Я шутить ведь, не умею, разом сяду те на шею». Шутить он, действительно, оказался не мастер, и захомутал чудо-кобылицу, рискуя жизнью. С этого и начались все приключения. Но меня еще в детстве тревожил вопрос, почему умные браться были лжецами и трусами, а дурак - правдивым храбрецом?
Авторская сказка Ершова, конечно, не может считаться фольклором, но не будем забывать, что она написана как своеобразное исследовательско-поэтическое обобщение самых традиционных для русских сказок мотивов. Под пером Ершова эти мотивы кристаллизовались предельно ясно и обрели утонченную поэтическую форму, но смыслами их наделил не поэт, а вековая народная традиция.
Еще с одной попыткой подобного обобщения метафорической фольклорной мудрости я столкнулась уже в весьма зрелом возрасте, посмотрев в 2011 году фильм С. Безрукова «Реальная сказка». Для не смотревших: сюжет фильма банален. Дети перестали верить в сказки, и всем сказочным персонажам пришлось отправиться «в эмиграцию»: сохранив часть своих сверхъестественных способностей, переселиться в человеческий мир и приспособиться к непростой правде жизни. Кащей Бессмертный стал преуспевающим бизнесменом-мафиози, Баба-Яга хозяйкой кондитерской, три богатыря подрабатывают телохранителями у Кащея – хотя зачем ему телохранители, он Бессмертный. От скуки богатыри иногда лупят простых смертных, участвуя в боях без правил. Иван, как и положено – дурак…
Иван с сугубо дурацким упорством самыми дурацкими способами продолжает свое дурацкое дело – пытается убить Кащея. Тот – смотрите выше – бессмертный, так что Ванькины шалости ему всерьез не угрожают, хотя перманентно нервируют.
Иван сознает не хуже прочих, что покушаться на Кащея – дело бессмысленное и рискованное, ведь Иван-то сам очень даже смертный, и богатыри ему то и дело норовят намять бока за очередные фокусы. А он, залечив свернутую на бок челюсть и наспех срастив поломанные ребра, покряхтывая, пристраивает в багажник боевого УАЗа базуку и снова отправляется в путь под скорбный плач жены своей Василисы. Ну не дурак ли есть, а? Да вот то-то, что ДУРАК! И это его главное, самое лучшее и благородное свойство.
Сказки – воплощение глубинной философской народной мудрости. Почему, спрашивается, бессмертен Кащей? Да потому что он - воплощенное мировое зло. А мировое зло непобедимо и неискоренимо. И потому продолжать вдохновенно и бескорыстно бороться с ним могут только дураки. То есть ГЕРОИ. Просто герой и дурак – понятия с точки зрения мещанской логики идентичные...
Ну, станет ли умный человек рисковать своим сытым и удобным бытом ради абстрактной правды, которой все равно никогда не добьешься? Не станет. Умный человек в драку не полезет, а отойдет в стороночку, предусмотрительно застраховав имущество. И никто его никогда не осудит, потому что человек он приличный, обстоятельный, и вообще у него жена, дети и ипотека. Так что и не трусость это вовсе, а повышенное чувство ответственности. В общем, умный человек. А тот, кто не смирится, пойдет в бессмысленную рукопашную на танки, тот в глазах мудрой обывательской общественности, конечно, ГЕРОЙ! Но дура-а-ак…

Очевидная конечная неискоренимость мирового зла – людской жестокости, негармонично устроенного государства, неправедных судов, взяточников и т.д. и т.п. – легко обезоруживает. Когда человек сталкивается в жизни со злом, он оказывается перед выбором: противиться, бороться (а это всегда трудно и опасно), или смириться, приспособиться, не лезть на рожон. И начинают в его душе шевелиться сволочные по своей сути вопросы: «А почему я? Ведь остальные-то как-то с этим живут? А мне что, больше всех надо? Я что, ДУРАК, что ли?..» И подавляющее большинство оказываются «умниками»...

На страницах ZOOM мы часто рассказываем о прошлом и размышляем о будущем чудаковатой нации, которая из поколения в поколение рассказывает своим детям именно такие сказки. Пожалуй, если пытаться коротко и непафосно сформулировать русскую национальную идею – она состоит именно в Иване-дураке, веками культивируемом образце бескорыстного героизма. И остается только надеяться что, сколько бы ни интегрировались мы в просвещенное мировое сообщество, а все-таки никогда, Божьей помощью, не переведутся дураки на Руси.