ЯРОСЛАВ КОЗЫРЕв
Вот в наше время...
Давайте решать: действительно
ли раньше было лучше?
Мы часто слышим эту фразу от старшего поколения и не понимаем, что и почему было лучше. Это касается и системы школьного образования, которая изменилось со времён наших бабушек и дедушек. Давайте решать: действительно ли раньше было лучше?
Школа XX века

Для начала обратимся к истории XX века и разберёмся, как развивалось и каким было школьное образование в СССР. Средняя общеобразовательная школа за время существования союза несколько раз трансформировалась в соответствии с реалиями изменявшейся жизни, все модификации были нацелены на повышение уровня образованности новых поколений.
В 1917 году, после Октябрьской революции, создан Народный комиссариат просвещения – Наркомпрос, занимавшийся преобразованиями в области просвещения. Появились понятия единой школы, совместного обучения и равного права на образование. «Ос­нов­ные принци­пы Еди­ной тру­до­вой шко­лы» – первая программная Декларация Совета Наркомпроса, в которой не разделялось общее и профессиональное образование: дети учили теорию и постигали ремесло параллельно. В этот период школа становится бесплатной, общедоступной и обязательной, а обучение ведётся по двум ступеням: пятилетней и четырёхлетней.

Эта Декларация помогла школьному образованию выйти из кризиса, который настиг его во время Гражданской войны 1917-1922 годов, и уже к 1927 году число учебных заведений выросло на 10%, а учащихся – на 43% (сравнение с 1913 годом).

В 1930-х годах проводится реформа образования, возродившая опыт дореволюционных массовых учебных заведений, утверждается «шко­ла учё­бы». По­ста­нов­ле­ние СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О струк­ту­ре на­чаль­ной и сред­ней шко­лы в СССР» 1934 года гласит:
1. В целях обеспечения чёткой организационной структуры и порядка в школе установить общие для всего Союза ССР типы общеобразовательной школы: начальная школа, неполная средняя школа и средняя школа.

2. В начальной школе иметь 4 класса (с 1 по 4 включительно), в неполной средней — 7 классов (с 1 по 7 включительно), в средней — 10 классов (с 1 по 10 включительно).

3. Существующие в школах группы переименовать в классы, установив порядковый счёт от 1 класса до 10.

4. Существующую в ряде школ для детей 7-летнего возраста так называемую нулевую группу переименовать в приготовительный класс.

Так сложилась стабильная школьная система, которая установила централизованный контроль над всей деятельностью школ – от ор­га­ни­за­ции управ­ле­ния учеб­но-вос­пи­та­тель­ным про­цес­сом до со­дер­жа­ния учеб­ных кур­сов. Один из главных принципов обучения – по­слу­ша­ние и дис­ци­п­ли­на, что укрепляет строгость нравов, которая существовала в эпоху Сталина.

Тогда появляется и утверждается единая советская школьная форма: для мальчиков — брюки и рубашка по типу солдатской гимнастёрки серого цвета с широким ремнём, массивной пряжкой и фуражкой с кокардой, для девочек — платье коричневого цвета с белым фартуком, обязательное ношение кос с бантами. Никакие стрижки и эксперименты со школьной формой были недопустимы и карались администрацией школ.

За период 30-40-х годов число учебных заведений выросло в 6 раз, а количество учащихся достигло 34 млн человек. Повысился уровень грамотности населения. В школьную программу ввели ло­ги­ку, пси­хо­ло­гию.

За­кон 1958 года «Об ук­ре­п­ле­нии свя­зи шко­лы с жиз­нью и о даль­ней­шем раз­ви­тии сис­те­мы на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния в СССР» стремится повысить роль школы в воспитании детей в духе коммунизма. Происходят изменения структуры среднего образования, которые сохранились до развала СССР. Так, начальными классами признаны только первые три года, с 4 по 8 классы – средними, старшие классы – 9 и 10, чтобы ликвидировать недостатки в обучении, слабую подготовку к профессиональной деятельности и усилить связь обучения с жизнью, с трудом и коммунистическим строительством.


Законом устанавливаются обязательное восьмилетнее образование и типы учебных заведений, в которых можно получить полное среднее образование:

1. Вечерние и сменные средние общеобразовательные школы, в которых молодёжь может получить среднее образование без отрыва от производства;

2. Средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением на базе восьмилетней школы;

3. Техникумы и другие средние специальные учебные заведения на базе восьмилетней школы.



Также развивается система интернатов для поддержки неполных, многодетных и малообеспеченных семей. В таких школах дети живут в течение рабочей недели, а на выходные уезжают домой.

В обычных школах вводится группа продлённого дня: после занятий дети оставались делать уроки до вечера.

Так, система школьного образования СССР стала стабильной и была признана многими зарубежными странами лучшей в мире.

Подытожим. Советское образование — это общие стандарты: одинаковая и строгая школьная форма, единый стандарт учебной программы, что позволяло без проблем перевестись из одной школы в другую, и направленность на знания и профессиональные умения ученика.
Из воспоминаний о советской школе учителя русского языка и литературы Ирины Викторовны Акимовой:
Моя школьная жизнь была невероятно интересная, почему я и захотела стать учителем. Сами уроки у нас проходили своеобразно. Темы изучались у нас намного дольше, чем сегодня: на одной теме могли сидеть целый месяц. Плюс ко всему было чистописание все четыре года: мы много писали, работали над почерком, заучивали словарные слова, много писали изложений и сочинений. Также были книгочеями, вся моя молодость прошла в библиотеке.

Школьная форма была: коричневое платье, чёрные фартуки, ничем мы не выделялись, только по праздникам, по пионерским и комсомольским, надевали белые фартуки, завязывали белые банты. Мне это очень нравилось, форма приучает к порядку, вырабатывает скромность, строгость.

В мои времена не было экзаменов, мы учились спокойно, без напряжения. Один раз мы сдавали экзамены: сначала в 8 классе, а потом в 10. Правда, когда мы поступали в ВУЗы, мы снова сдавали экзамены, но это было легко, потому что база была прочная, знаний хватало.

Хочу всё знать — под таким девизом мы жили, учились. Мы любили свою школу, мыли свой класс, с любовью относились ко всему и ко всем. Учителей вспоминаю с такой благодарностью, так они правильно нас воспитали, столько в нас вложили.
Школа XXI века

Пора поговорить о современном образовании, система которого сложилась после распада СССР. Рассмотрим основные изменения в системе XXI века, с которыми сталкиваемся все мы: либо лично, либо через детей.

Статья 43 Конституции РФ гласит:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.


Мы видим, что основные принципы: общедоступность, бесплатность и обязательность сохранились, но изменились сроки обучения. После распада СССР родителям предлагали выбрать: будут учится дети 10 лет или 11, при этом в первом случае пропускали 4 класс. Но уже в 2000 году система изменилась и утвердилось: начальные классы — с 1 по 4, средние — с 5 по 9, 10-11 классы — старшие.

Учебные программы теперь не едины, в стране признано около семи ФГОС, по которым можно обучать детей, что вызывает трудности при переводе из школы в школу. К тому же, сократили некоторые школьные уроки: чистописание, черчение и астрономию (последняя в 2018 снова появилась в школьной программе). Отмечу, что с 2022 года приняли единую программу ФГОС, которая позволит более успешно сдавать Единый Государственный Экзамен.

Кстати, о нём. Сегодня ЕГЭ — три страшные буквы для любого выпускника старшей школы. С 2009 года ЕГЭ — единственная форма выпускных экзаменов и основная форма поступления в ВУЗ. Считают, что ЕГЭ приучает детей к механической работе, к узкому получению знаний и делает их безграмотными. Цель экзамена: проверить, как ребёнок научился решать задания разных форматов, а не знания,которые он получил за 11 лет.

Сегодня главный принцип образования — развить общеучебные умения и общие способы деятельности, приучить ребёнка к саморазвитию, самообразованию. В XXI веке важнее не дисциплина, а желание ученика: хочет — учится, не хочет — не учится.
Ирина Викторовна Акимова об опыте работы в современной школе:
Сегодня как-то все быстро: если взять для примера русский язык в 5 классе, то сегодня каждый урок новая тема, редко на тему дается два урока. Учитель уже просто урокодатель. У них (детей) в руках есть телефоны: кнопочку нажали — все посмотрели, то есть никаких усилий для добывания знаний у них нет. На уроке сплошное списывание. Одеваются кто во что горазд, показывают своё материальное положение, кто-то страдает от этого, кто-то воображает — мне это кажется неправильным как-то. Экзамены, вот эти ОГЭ, ЕГЭ, кажется, совсем себя не оправдывают, происходит просто натаскивание. Ученик сдал экзамен — как не знал ничего, так и не знает.
Главное отличие советского образования от современного в цели обучения: в СССР дети стремились получить теоретические и практические навыки для будущей профессиональной деятельности, сегодня — успешно сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ на бюджет, при этом не обязательно получать знания и навыки, главное — корочка. И зачем далеко ходить, отношение к школьному образованию показывает статистика: на момент распада СССР в РСФСР было 69,7 тысячи школ, а в 2016 году осталась 41,7 тысяча.

Вот, как сравнивает две системы образования учитель, которому удалось застать и советское, и современное образование, и не просто застать, а стать свидетелем и участников их развития и изменения:
Так сложилось, что мой педагогический, рабочий период можно разделить на две части: работа в советской школе и работа в новой школе. Конечно, там есть плюсы, тут есть плюсы, но, мне кажется, что в те времена было как-то всё посерьёзнее, повнимательнее мы относились к учёбе, требовали знаний от учеников, готовили их очень серьёзно к жизни будущей. В моё время, когда я училась, как-то двойку было получить стыдно, всё-таки ученики уроки учили. Сегодня не читают ничего, урок литературы провести просто невозможно! Вот сегодня у меня был первый урок по роману в стихах «Евгений Онегин» и почти все получили два, колонка двоек. Совершенно другие дети, обидно, что нет никакого уважения к учителю!
Ирина Викторовна Акимова, учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы Ижевска
Сравнение новой и советской школ