Возрождение
«Дома Брюллова»
В Санкт-Петербурге всё ещё на слуху многолетняя эпопея с реставрацией одного из самых знаковых памятников федерального значения - Дома архитектора Брюллова на Кадетской линии. Но интересовались ли вы, чем известен этот особняк и какова его судьба сегодня?




Валерия Мальцева
Начало пути: купеческие корни и блестящая перестройка
История участка земли на Кадетской линии, 21, уходит корнями в первую треть XVIII века, во времена императора Петра Великого
Первым владельцем был дворянин Семён Челищев, заложивший фундамент дома в 1724 году. Однако каменный трёхэтажный особняк в стиле строгого классицизма был возведён здесь лишь в начале 1780-х годов для купца Василия Грехова. От этого периода дом сохранил главный фасад: рустованный цокольный этаж, портик из четырёх пилястр коринфского ордера, объединяющий второй и третий этажи, и треугольный фронтон. Украшением стали два изящных барельефа-фриза с изображениями резвящихся детей-путти.

С конца XVIII века усадьбой владели калужские купцы и промышленники Билибины - предки знаменитого художника Ивана Билибина. Именно в этом доме художник Дмитрий Левицкий, живший по соседству, писал портреты членов семьи Билибиных. В 1845 году владелицей числилась жена статского советника Анна Попова, у которой участок и выкупил архитектор Александр Павлович Брюллов -старший брат живописца Карла Брюллова. Именно с его именем связан расцвет особняка. Брюллов, один из ведущих зодчих николаевской эпохи, взялся за перестройку, не тронув исторический фасад. Все его усилия сосредоточились на внутренней планировке и дворе. Он возвёл поперечный трехэтажный корпус, разделивший двор на две части, и оформил фасады в стиле древнеримских сооружений. Пространство переднего дворика было стилизовано под античный атриум: здесь бил фонтан и была установлена терракотовая статуя Аполлона-Мусагета, покровителя муз.

Интерьеры Брюллов, увлечённый античностью, оформил с великолепным размахом. Главным помещением стал Помпейский зал, украшенный полихромной росписью в стиле древнеримских гротесков. Парадная лестница была облицована искусственным мрамором красного и жёлтого цветов, а на её верхней площадке из кусочков чёрного мрамора была выложена старейшая в Петербурге мозаичная надпись, представлявшая собой  древнеримское приветствие «Salve», что означало «Здравствуй!».
Интересно, что сам архитектор, занимавший казённую квартиру в Академии художеств, в этом доме так и не поселился, используя его как мастерскую и сдавая помещения внаём.
Эпоха Сюзоров и рождение Музея Старого Петербурга
После смерти Александра Брюллова в 1877 году дом унаследовала его дочь Софья, бывшая замужем за архитектором Павлом Юльевичем Сюзором. Сюзор, яркий представитель эклектики и модерна, автор знаменитого Дома компании «Зингер», ныне «Дом Книги», на Невском проспекте, переехал с семьей в особняк на Кадетской линии.

При нём дом стал настоящим центром культурной жизни города.
В 1907 году именно здесь, по инициативе Александра Бенуа и при активнейшем участии самого Сюзора, был основан Музей Старого Петербурга. Учредителем выступила «Комиссия по изучению и описанию старого Петербурга» при Обществе архитекторов-художников, в которую вошли около 50 выдающихся деятелей эпохи: Иван Фомин, Владимир Щуко, Мстислав Добужинский и другие.

Павел Сюзор безвозмездно предоставил под музей помещения своего дома. Коллекция стремительно росла: сюда свозили оригинальные чертежи Растрелли, Кваренги, Воронихина, архитектурные детали сносимых зданий, фотографии, макеты и живописные виды города. Музей не только собирал, но и защищал наследие: его сотрудники вели «Реестр вандализма», предотвратили застройку Лебяжьей канавки и настояли на возвращении исторических цветов зданиям Адмиралтейства, Сената и Синода.
Забвение и разрушение: трудный XX век
После революции 1917 года судьба дома круто переменилась. Здание было национализировано, коллекцию музея перевезли в Зимний дворец, и впоследствии она стала основой Музея истории Санкт-Петербурга. В особняке же разместился детский сад, а дворовые флигели были отданы под коммунальные квартиры.

Единственная за весь советский период профессиональная реставрация была проведена в 1939 году, а затем, после войны, здесь обосновалась детская библиотека. К концу XX века здание, постепенно приходившее в упадок, окончательно расселили и признали аварийным в 2008 году. С того момента начались долгие годы забвения: особняк не был законсервирован и стремительно разрушался. Вандалы растаскивали ажурные решётки, разбивали лепнину и уникальную статую Аполлона, от которой остался лишь фрагмент ноги. Разграбили камины, печи и сохранившиеся элементы интерьеров.

При этом, администрация города неоднократно объявляла о планах по восстановлению памятника. В 2016 году его едва не передали Музею-институту исламской культуры, но и этот проект не был реализован. И тогда казалось, дом обречён на вечное забвение и разруху.
«Рубль за метр» и долгожданное возрождение
Перелом наступил в 2022 году, когда объект культурного наследия федерального значения «Дом Брюллова А.П. (Сюзора П.Ю.)» был включён в городскую программу «Рубль за метр». По ее условиям инвестор получит здание в аренду на 49 лет с обязательством провести реставрацию в течение 7 лет. После завершения работ арендная плата символически снижается до одного рубля за квадратный метр. Победителем торгов стало ООО «Я хочу быть твоей канарейкой», связанное с управляющей компанией «БС Арт Дев». Уже в 2023 году был согласован проект реставрации, и работа закипела. Инвесторами было затрачено на восстановление почти 400 миллионов рублей.

В свою очередь, реставраторы проделали колоссальную работу в Доме Брюллова:
  • Фасадам вернули исторический светло-охристый цвет, обнаруженный при расчистке поздних слоёв краски.
  • Были восстановлены утраченные фрагменты лепнины, отреставрированы чугунные решетки и балконное ограждение классицистического рисунка.
  • Воссоздана по сохранившимся фрагментам и фотографиям статуя Аполлона во дворе, теперь выполненная в материале, имитирующем терракоту.


  • В интерьерах отреставрирована уникальная парадная лестница с мозаикой «Salve», восстановлены мраморные камины, изразцовые печи и паркетные полы.
Особое внимание уделили живописи. При расчистке потолка в Помпейском зале реставраторы обнаружили фрагменты более ранней росписи в стиле ампир, которые, вероятно, были переписаны самим Брюлловым. Эти находки были сохранены и музеефицированы.
Новая жизнь в стенах старого дома

Несмотря на выявленные сложности проекта и обширный объём работы, реставрация легендарного Дома Брюллова на Васильевском острове должна была выйти на финишную прямую в конце 2025 года. Об этом сообщил гендиректор компании-инвестора BS ART Development Александр Басалыгин. При этом, мы можем наблюдать что в декабре 2025 года до сих пор не функционирует запланированный проект. Предположительно, ещё одной причиной этого стала возросшая на 30% стоимость работ. Изначальные инвестиции в размере 300 млн рублей, предоставленные совладельцем Петербургского нефтяного терминала Михаилом Скигиным и его братом Евгением, оказались недостаточными.
Несмотря на трудности, в «Доме Брюллова» обещают открыть многофункциональный креативный кластер, в котором разместятся офисы, художественные мастерские, лекционные и экспозиционные залы. Как и планировалось, часть помещений будет отведена под мемориальную экспозицию, посвященную истории дома, продолжая просветительскую традицию места. Как отмечают инвесторы, всё архитектурно-планировочное пространство было сохранено без изменений.

Первым арендатором уже стало кафе «Ботаника» с вегетарианской кухней, которое займёт 200 кв. м. Девелоперы позиционируют проект как наследника формата «Голицын Лофт». При этом ранее звучавшие предложения от студентов СПбГУ о создании в здании Научно-практического молодежного центра «Наследие Петербурга» для градозащитных НКО, судя по текущим планам, не нашли практического воплощения. Таким образом, новая жизнь “Дома Брюллова” обретает чёткие коммерческие контуры, обещая стать новой точкой притяжения на карте Васильевского острова.
Дом Брюллова - это больше чем просто памятник архитектуры
Это живая летопись Петербурга, в которой переплелись судьбы талантливых зодчих, подвижников-музейщиков и тысяч обычных горожан. Его возрождение из руин - это не только пример успешного государственно-частного партнёрства по программе «Рубль за метр», но и символический акт.  Доказательство того, что сегодня находится место для спасения исторической памяти, для уважения к подлинной красоте, которая, пройдя через все испытания, обретает новый, современный импульс к жизни.