Юлия Хазова, Виктория Скорогудаева
Толерантный менталитет:
критерии определения
Как связаны менталитет и толерантность,
какие условия складывают "толерантный менталитет", что такое толерантность по-русски?
Впервые понятие «толерантность» в научный оборот ввел в XVIII в. Дестют де Траси. Вначале оно трактовалось как «терпеливость», а затем как «терпимость»
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (1995 год, Париж, 185 государств-членов ЮНЕСКО подписали данный документ, включая и Россию), толерантность трактуется как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Но, обратившись ко всем известной общедоступной интернет-энциклопедии, мы увидим, что это определение 1995 года потребовало важных уточнений:

"Толера́нтность (от лат. tolerantia – «терпение, терпеливость, способность переносить») – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением."

Философский энциклопедический словарь определяет это понятие так:

Толерантность – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции.


Что такое менталитет?
В.О. Ключевский, говоря о менталитете, ориентировался на географический фактор, природную среду, материальные и социальные условия жизни. Современные определения также осмысляют менталитет как обобщенное социально-психологическое состояние народа, сложившееся в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-политических и культурных условий.
Характер, привычки и язык человека формируются под воздействием биологических механизмов адаптации к условиям среды обитания, это отражается на культуре, социально-бытовом укладе. Среда обитания оказывает влияние на образ мышления и общую духовную настроенность народа.
Вероятно, способность быть толерантным определяется не только личными качествами конкретного человека, но и менталитетом, общими чертами мышления народа, представителем которого он является. Чтобы оценить, насколько "толерантным" является менталитет того или иного народа, надо понять, какие психологические качества влияют на проявление толерантности.
В первую очередь формировать толерантность будет такое качество, как терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль), оно дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам

    Эмпатия – едва ли не самая важная составляющая толерантности. Можно с уверенностью сказать, что люди, обладающие эмпатией, менее резки в своих суждениях о других людях

      Необходимым условием толерантности является чувство безопасности, угроза же, напротив, порождает враждебность

      Смышленость, гибкость ума – еще одно качество, несомненно, формирующее толерантность. Повышение уровня образования связано со снижением страха и беспокойства, это позволяет лояльнее воспринимать что-то новое или же отличное от первоначального представления

      Казалось бы, самосознание антагонично толерантности, но на деле, все по-другому. Люди, осознающие себя и критичные к себе, не склонны переносить свою вину и ответственность на других. Они знают свои возможности и ограничения, знание себя ассоциируется с толерантностью к другим

        На менталитете русского народа отразилась суровость климата. Проживая на территории, где зима длится около полугода, русские выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание, неиссякаемое терпение.
        В первую очередь формировать толерантность будет такое качество, как терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль), которое дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам.
        Толерантность тесно связана с религией. Православие – это не про насильственность, а про жертвенность. И хотя основным вектором развития русского государства была территориальная экспансия, православие помогало присоединять другие народы, не вступая с ними в культурный и идеологический конфликт.
        Присоединенные народы не были православными, но их нужно было интегрировать в российское общество. Естественно, русскому человеку было непросто и он воспринимал всё это, как перемены в жизни, к которым нужно было уметь привыкнуть и приспособиться.
        Русскому человеку постоянно приходилось "уживаться" с людьми других национальностей, конфессий и взглядов. Терпимость и толерантность граждан были залогом мирного существования в многоэтническом русском государстве.


        NB! Проявлением толерантности можно считать и разнообразие матримониальных связей русской княжеской династии.
        Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского Короля (Ингигерд), его дочери были замужем: Анастасия за венгерским королем Андреем, Елизавета за норвежским королем Харальдом, а после его смерти за датским Свейном, Анна за королем Франции Генрихом I.
        Всеволод Ярославович был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а его сын Владимир на Гите, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда.
        Женой Мечислава Владимировича была дочь шведского короля Христина. Сын великого князя Андрея Боголюбского Георгий был женат на известной грузинской царице Тамаре. Князь Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога Софье.


        Уже в ХI сотлетии в «Русской правде» на законодательном уровне предпринимались попытки порицания нетерпимости и антитолерантного отношения, основанного на отрицательных эмоциях и чувствах.

        Толерантностью пронизано Поучение Владимира Мономаха, в которых великий князь размышляет о смысле жизни и об отношениях между людьми. Владимир Мономах характеризуется как человек трудолюбивый, справедливый и милосердный.




        "…«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека» … «куда ни пойдете, где ни остановитесь, напоите, накормите бедного»…"

        Из Поучения Владимира Мономаха


        Владимир Мономах осуществил важные преобразования в сфере права: вышла новая редакция документа «Русская Правда» – «Устав Владимира Мономаха».

        Формировавшаяся на протяжении столетий Российская империя проявляла удивительную гибкость и толерантность по отношению к присоединяемым к ней землям. Многие из них, войдя в состав Российской империи, сохранили значительную автономию и самоуправление. Причем степень автономии во многом зависела от мирных или немирных условий этого присоединения. Те народы, правители которых обращались с просьбами о добровольном вхождении их государственных образований в состав Московского государства, часто сохраняли существенные элементы самоуправления, нередко закреплявшиеся в соответствующих договорных актах.
        Особенность и значение новой редакции в том, что он значительно облегчил положение бедных людей, многие непосильные долги были ликвидированы.

        В Уставе также есть специальное указание о защите малолетних детей и достоинства женщины. Владимир Мономах тем самым формирует толерантное отношение к разным слоям населения.

        В этом случае русская толерантность становится шире в своём понятии и приобретает новые смыслы.
        Многие дореволюционные отечественные мыслители и деятели культуры подчеркивали такие толерантные качества русского национального характера, как всечеловечность, способность легко усваивать дух и мысли других народов, быть восприимчивым к духовной сути разных наций.
        Раскрывая сущность русского национального характера, Ф.М. Достоевский писал:

        «Я просто только говорю, что русская душа, что гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех народов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия».
        Насколько толерантный менталитет у русских?
        Русские достаточно терпеливые люди, чтобы считаться толерантными. Сама природа воспитала в нас привычку к терпению, определившую терпимость ко всему, но она же сделала нас чрезвычайно искренними в своих суждениях, что не всегда хорошо сказывается на наших взаимоотношениях.

        Географическое положение и исторические обстоятельства сложились так, что мы, окруженные двумя разными цивилизациями, испытываемые набегами кочевников, войнами и, наконец, свой огромной территорией, не можем чувствовать себя в безопасности.

        Русские люди видят в себе больше плохого, чем хорошего, мы самокритичны и требовательны к себе.

        Но при всем негативизме, мы всегда верим в добро и надеемся на этот священный "авось", который авось да поможет.

        Ну и чувства юмора нам не занимать, это известно не понаслышке.

        Получается по своей психологии мы "на 80% состоим из толерантности".
        Подтверждаются ли наши размышления современными исследованиями?
        Сегодня вопросом толерантности занялись многие ученые, они предлагают свои критерии оценки и пытаются выяснить, какие социальные явления способствуют проявлению интолерантности и возникновению конфликтов.
        Результатами таких исследований становятся карты терпимости, отчеты обзора ценностей или рейтинг миролюбия стран.
        Современные исследования о толерантности
        В рейтинге Глобального индекса миролюбия Россия находится на 154 месте и входит в 10 самых опасных стран мира.
        В рамках последней волны Всемирного обзора ценностей исследователи выяснили, что счастливыми или очень счастливыми себя чувствуют 77% россиян, с начала нулевых в три раза снизилось число людей, категорически неудовлетворенных своим финансовым положением, а количество людей удовлетворенных собственным здоровьем, наоборот, выросло с 25% до 49%.

        Повышение удовлетворенности жизнью отразилось и в том, что 80% россиян заявили, что за последний год ни разу не оказывались в ситуации, когда им было бы нечего есть, хотя еще в прошлой волне исследований таковых был всего 61%. По всем параметрам наблюдается рост чувства безопасности: как экономической, так и криминальной.
        По данным карты расовой терпимости, составленной The Washington Post, 15-20 % россиян не хотели бы, чтобы их соседями были люди другой национальности. Этот показатель находится ровно посередине между более терпимыми странами Северной, Южной Америки, стран Скандинавии и Австралии и менее терпимыми странами Среднего востока и Океании.
        Современная общественная жизнь в России наряду с острыми политическими и экономическими проблемами на одно из первых мест выдвигает духовно-нравственные и социокультурные проблемы, от решения которых в немалой степени зависит будущее человечества. И здесь особую теоретическую и практическую значимость приобретает именно толерантность.

        Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, этот процесс продолжается и сейчас. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать реальности, в которой многообразные процессы и явления требуют новых средств преодоления нетерпимости. А какой окрас приобретет это понятие дальше – покажет только время.

        В условиях усиления маргинализационных и миграционных процессов в нашей стране проявляются некоторые симптомы того, что нетерпимость может перерасти из межконфессиональной, межнациональной и межрегиональной сфер в социальную и политическую, что грозит серьезными проблемами, вплоть до развала страны, но мы надеемся, что этого не произойдет.