елена кудрявцева
По обе стороны прогресса
Интерес обывателя к научному знанию растет год от года. Интерес не собственно к науке, а, скорее, к будущему человечества – ближайшему и далекому.
Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопрос: что с нами будет через N лет? Что будет с нашей планетой, цивилизацией? Какие угрозы мы способны разглядеть и предотвратить сегодня? Что поможет нам не только выжить, но и подняться на новую ступень развития? О настоящем и будущем размышляют авторы новейших научно-популярных фильмов-участников XIII Международного Кинофестиваля «Мир знаний».
Революция CRISPR – редактирование генома
реж. Клаудиа Руби, Германия
CRISPR (Clustered Regularly Interspaced Short Palindromic Repeats) - новая технология редактирования геномов высших организмов, базирующаяся на иммунной системе бактерий. Еще 10 лет назад «серьезные» ученые не занимались ее разработкой, а сегодня CRISPR активно используют в сельском хозяйстве и медицине. CRISPR действует подобно ножницам: специальные белки обнаруживают и «разрезают» «неправильную» ДНК и способны как уничтожить, так и отредактировать ее. Технология открывает доступ к лечению генетических заболеваний, к новым достижениям агропромышленности (уже сейчас целые поля засеяны культурами, не поддающимися, скажем, фитофторе, стабильно плодоносящими и приносящими обильный урожай).

Но как далеко зайдет генетика в своих экспериментах? Не станет ли доступ к CRISPR залогом успешности избранных, обладающих наилучшим генетическим набором? Иными словами, где кончается наука и начинается мораль? Сколько людей смогут обеспечить питанием модифицированные продукты, и не влечет ли использование CRISPR за собой угрозу перенаселения планеты? Исследователям и обществу приходится искать ответы на эти вопросы уже сейчас.
Доверяешь ли ты этому компьютеру?
реж. Крис Пайн, США
Эпиграфом к картине послужила цитата из Мэри Шелли: «Ты мой создатель, но я твой хозяин…» Говоря об искусственном интеллекте, сложно ограничиться несколькими фразами, однако – попробуем.

Научная фантастика, по словам одного из экспертов, уже давно не столько предсказывает будущее, сколько формирует его. Давайте посмотрим, что происходит. Машина способна распознавать и воспроизводить эмоции. Машина способна обучаться, причем со скоростью, поражающей воображение. Машина способна делать то же, что делают люди, только в разы быстрее и качественнее. «На каждого человека есть настолько подробное досье, что, не кривя душой, можно сказать, что машина знает вас лучше вашей матери».

Выяснилось, что ИИ в состоянии научиться практически всему. Но сможет ли он сопереживать? Сможет ли он остановиться, если человечество вдруг встанет на его пути? Будет ли он обладать сознанием? По этому поводу вспоминается недавнее интервью с известным профессором Татьяной Черниговской: «Возможно, система развивается и усложняется до какого-то порога, на котором автоматически появляется сознание. И если это так, то у нас нет никаких оснований считать, что у искусственного интеллекта, в который мы так опрометчиво играем, оно не появится».

Еще одна проблема, связанная с развитием технологий – автономное вооружение. Если мировое сообщество не примет какие-то ограничивающие его использование законы, «люди смогут создать все, что угодно…» Тем не менее, вопрос о том, в чьих руках будет находиться наше будущее все равно останется открытым.

В фильме также упоминается проблема ограниченных возможностей человека в плане вывода информации, процесса коммуникации. Об этом речь пойдет в следующей рассмотренной нами картине.

И да, не забудьте задать себе вопрос: «Доверяю ли я своему компьютеру?»
Суперсапиенс – эпизод первый: Человек улучшенный
Реж. Маркус Мослехнер, Иво Филач; Австрия
В процессе эволюции мы стали теми, кем являемся. Но… эволюция продолжается. Непрерывно развивается человеческий мозг, а помогает ему в этом машина. Современные исследователи пытаются раскрыть потаенные способности мозга, чтобы обогатить и при этом упростить процесс коммуникации, попытаться как можно глубже познать окружающий мир и использовать все его возможности. Новоиспеченные киборги пугают, но лишь поначалу. Постепенно эксперименты, сопровождаемые подробными разъяснениями, заставляют вас по-новому взглянуть на невероятные открытия, сделанные нашими современниками.
Сумеречный хор
реж. Алессандро д'Эмилиа, Ника Шараваня, Давид Монакки; Италия
Звук. Как много он может рассказать? Лес поет или… взывает о помощи? Композитор-экоакустик Давид Монакки отправляется в рискованное путешествие по лесам Эквадора, чтобы записать 24-часовые саундскейпы высокой точности, иными словами, запечатлеть звуковой ландшафт местности. И приходит к неутешительным выводам: из-за увеличения нефтедобычи в регионе богатейшее биоразнообразие этих мест стремительно сокращается. Одни виды мигрируют, другие приходят на их место, третьи – вовсе исчезают. Об этом красноречиво говорят пустоты на звуковой ленте и неутихающий гул, сопровождающий разработку нефтяных месторождений. Некоторые места никогда не станут прежними, некоторые вещи нельзя вернуть. Но ход некоторых событий можно изменить, оглянувшись, задумавшись.
НЕБО
реж. Элисон Макальпин, Канада, Чили
«Фильм – поэма любви к ночному небу». Герои картины - фантастически притягательное небо над пустыней Атакама и влюбленные в него: ученые-астрофизики, местные романтики, хранители легенд и самые обычные люди. Неважно, с какой целью ты вглядываешься в небо: изучаешь траектории полета комет или ищешь контакта с внеземными цивилизациями. Неважно, кто ты: доктор наук или человек, с трудом представляющий себе, что такое гравитация. Бесконечное небо одинаково манит всех нас, заставляя ощущать себя частицей вечности.
Cielo | Trailer