Юлия Шмакова




На привязи у взлетной полосы


Фильм "Пальма" расскажет вам
реальную историю о преданной собаке в новом ракурсе


Аэропорт. Здесь всегда оживленно. Стойки регистрации, расписание вылета, кассы, багажные ленты, окруженные людьми. Но даже в такой толпе можно заметить настоящие трогательные истории, одна из которых произошла еще в 70-е годы прошлого века и легла в основу
ф
ильма «Пальма».
Главного героя Игоря ожидает рабочая командировка в Чехию. Он вместе со своей собакой Пальмой спешит на рейс, но овчарку не пускают на борт из-за отсутствия медицинской справки. Игорь бросает собаку и улетает в Прагу.
Возможно, с первых минут покажется, что история дублирует сюжет таких фильмов, как «Хатико» или «Белый Бим черное ухо». Но в этих кинокартинах хозяин в силу болезни или смерти физически не мог находиться рядом со своей собакой, это была вынужденная разлука. В фильме «Пальма» совсем иная причина для расставания с питомцем. Игорь спокойно сделал выбор в пользу карьеры, его не тревожили мысли о том, выживет ли собака без него, сможет ли забыть о хозяине и найти новое пристанище. Однако животному все равно, какой ты человек, суть собачьей верности в том, что она бескорыстна.

Собака осталась в аэропорту, она безошибочно определяла на слух звук двигателей самолётов и каждый день бегала встречать долгожданный ИЛ-18. В скором времени Пальму приютил механик Тихонов, реанимирующий старый самолёт.
Встреча двух одиночеств
На следующий день после расставания Пальмы и хозяина прилетает Коля. Мальчик, лишившийся матери, сейчас вынужден жить под опекой своего отца – летчика Лазарева. Пилот когда-то бросил семью и выбрал карьеру. И все же он взял в полет Колю, стремясь восполнить любовь, которую мальчик не получал от отца. Ребенок уходит от разговоров со своим родителем, в то же время и Лазарев ведет себя холодно. Порой кажется, что его опека – лишь формальность, где нет места для теплых отношений.

Коля понимает, что «папа» для него – такое же чужое и холодное слово как, например, «война», «голод». «Па-па». Всего 2 слога, 2 буквы, и – никаких эмоций. Другое дело – мама, которая любила и воспитывала его. И теперь лишь шерстяной свитер, надетый на Коле, остался единственным «колючим», но в то же время теплым воспоминанием о родном человеке.

Маленький Коля бежит от взрослого мира, который кажется враждебным. Наверное, у многих была похожая ситуация в детстве, когда старшие тебя не понимают, и ты начинаешь думать, что так будет всегда. Иногда кажется, будто мир против тебя. Машет загорелыми руками со своей солнечной беззаботной стороны, а ты – стоишь за чертой холода и страха. Глядишь изумленно на тех, кто радуется, смеется, кружится в огне чувств и не замечает простых ценностей. Смотришь и понимаешь, что твое место – там же, среди них, ведь ты тоже заслуживаешь быть счастливым. Что не пускает туда? Если говорить о герое фильма Коле, то это было недоверие к отцу, который являлся для него чужим человеком.
Лазареву хватило сил признаться в том, что он когда-то предал семью. Летчик мечтал о международных полетах ещё с детства. Даже в его прозрачно-голубых глазах отражался оттенок неба. Кажется, что взлетная полоса в фильме тоже имеет символическое значение: Игорь и отец Коли используют ее как некий карьерный трамплин, стремясь к своим мечтам.
Коля не хочет оставаться рядом с отцом и сбегает от него к механику Тихонову. В его доме и происходит встреча с собакой.

«Никого к себе не подпустила, а тебя приняла», – с удивлением говорил о дружбе двух приятелей Тихонов. В этом фильме собака и ребенок объединены общей болью: их предали близкие люди, прежде открытый внешний мир теперь для них оказался странным и даже враждебным. Но если человек умеет принимать любое свое состояние, то и в грусти сможет найти что-то полезное. Коля решил написать обращение к хозяину Пальмы и опубликовать свое письмо в газете.

Поиски хозяина
«Уважаемый, Игорь Петрович, я нашел вашу собаку – Пальму, которую вы оставили в аэропорту. Она ни за что не перестанет вас ждать, потому что вы для нее лучший друг», – так начал свое письмо к хозяину Пальмы Коля. Мудрые глаза собаки с надеждой смотрели на юного приятеля.
Отдельного внимания заслуживает операторская работа. В лиричные моменты камера фокусируется на взгляде Пальмы и Коли, и ты невольно замечаешь, как похожи их глаза. С первых минут фильма кажется, что Пальма – ничем не примечательная немецкая овчарка. Но за время просмотра замечаешь многие детали в ее внешности, которые придают образу героини некую хмурость: удивительный, грустный взгляд, необычные для этой породы уши.
Воссоединение хозяина и Пальмы для меня на тот момент уже казалось лишь утопией. Но к поискам присоединился и летчик Лазарев, теперь он со своим сыном Колей был объединен целью в поиске хозяина. Еще совсем недавно мальчик сбегал из дома отца, а теперь он возвращает свое доверие к нему благодаря Пальме. В этот момент происходит воссоединение семьи.
"Ты предан работе, а я все это время была предана тебе".
Хозяина пришлось ждать долго, но когда Игорь всё-таки вернулся за Пальмой, события обернулись против банального сценария драмы. Овчарка даже не побежала к нему на встречу, по задумчивым глазам собаки можно было прочесть фразу:

Лишь чувство собственности не давало Игорю оставить собаку в Москве. Он хотел забрать ее с собой в Чехию, но начальница аэропорта решила пойти против ожиданий хозяина и всех зрителей: «Без справки на рейс в Прагу не пущу!» – уверенно повторила она свои слова, обращаясь к Игорю, когда он вместе с Пальмой уже сидел в самолете. Хозяин и не противился вовсе. Почему? Может, потому что никогда и не считал Пальму родной? «Да я вообще не хотел собаку, мне её на день рождения подарили», – без капли сожаления промолвил он.
Складывается впечатление, что Игорь вернулся в Москву лишь за признанием со стороны общественности, возвращение собаки к хозяину было долгожданным событием для прессы, телевизионщиков, читателей газет и всей страны. Но Игорь понимал, что у его питомца есть новый хозяин.
И этот новый хозяин – мальчик Коля, который заслуживает такой же преданной души рядом с собой. Пальма отчаянно вырвалась из рук прежнего, уже чужого для нее человека и стремительно выбежала из самолета к ногам Коли. Совесть больше не мучила Игоря, он понимал, что теперь его собака в надежных руках.
Интересно, как собака, которой все желали помочь, вдруг воссоединяет людей. Она направляет недоступного и холодного отца к сердцу сына, которому так не хватает любви и понимания. Кажется, что именно Пальма очеловечивает людей. Режиссёр поднимает сразу несколько вечных тем. В кинокартине переплетены семейные отношения, темы преданности и предательства, метания между человеческими отношениями и желанием угодить общественности, между карьерой и близкими людьми.
1976
Из истории «Комсомольской правды»

Реальная история была опубликована Юрием Ростом еще в 1976 году. С рассказом о судьбе овчарки в редакцию пришел летчик Вячеслав Валентэй. В фильме у собаки точно такая же кличка, как и в реальной истории. Пальму бросил хозяин на взлетной полосе аэропорта Внуково из-за того, что среди документов не оказалось ветеринарной справки. Нашелся ли хозяин после публикации заметки? Да, но в отличие от истории, представленной в фильме, хозяин не попытался приехать за Пальмой.

Однажды Вячеславу Валентэю передали записку. Автором ее был хозяин овчарки. Он объяснял, что Пальму не пустили на борт из-за проблем со здоровьем, а дела не позволили вернуться за собакой в Москву.

Сотни людей со всего Советского Союза хотели приютить Пальму, но свое пристанище овчарка нашла рядом с учительницей Верой Котляревской. Женщину глубоко тронула история и она приехала в Москву из Киева для того, чтобы забрать собаку к себе домой.
Хочется больше верить в истории с положительным концом, не только в фильмах, но и в реальной жизни. И эта кинокартина, как лекарство от осенней хандры, дает хорошую возможность для рассуждений с близкими людьми. Мне кажется, что все зрители после просмотра фильма размышляют о поступке Игоря.

Мы часто и в реальной жизни сталкиваемся с предательством по отношению к питомцам. Вспомните, как вы идете по улице и невзначай встречаетесь взглядом с четвероногим другом. Его тело озябло от ветра, в глазах грусть от уличного пребывания, обида за собачье невезение и смиренная надежда найти своего друга-хозяина. Разве животное виновато в предательстве со стороны человека? Конечно же, нет. Хотя каждый ответит на этот вопрос в силу своего понимания преданности и границ морали. Но у собаки нет представления об этих психологических терминах, она, в отличие от человека, всегда готова ждать.