В.Ф.: Какие эпохи можно привести в пример взрывных?
А.К.: Думаю, это эпохи повышенной творческой активности, объединившие много людей-взрывов — активных, страстных и продуктивных натур. Лев Гумилев называл их пассионариями (от фр. passionner — «разжигать страсть»). Это люди с избыточной энергией, способные направлять ее на изменение окружающего мира, нередко с риском для жизни.
Пример эпохи-взрыва: так называемое «осевое время» — 700–200-е годы до нашей эры. Период довольно длительный, но именно в это время на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное. В Китае тогда творили Конфуций и Лао-цзы, в Индии Будда, в Иране Заратустра; в Палестине выступали пророки — Илия, Исайя, Иеремия; в Греции — Гомер, философы Парменид, Гераклит, Платон, великие трагики, Архимед.
Еще пример — эпоха Ренессанса (XIV век – начало XVII века), связанная с возрождением интереса к древнегреческой и древнеримской культуре. Ренессанс породил людей всесторонней одаренности, которых нередко называют титанами: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Взрыв на рубеже XVII и XVIII веков вызвал к жизни французских энциклопедистов: Вольтера, Дидро, Гельвеция, Руссо, а также нашего Ломоносова. По отношению к ним верна мысль Лотмана о том, что «взрыв порождает многосторонние таланты».
Ницше так говорил на этот счет: «Великие люди, как и великие времена, суть взрывчатые вещества, в которых накоплена огромная сила. Если напряжение в массе становится слишком велико, то достаточно самого случайного раздражения, чтобы вызвать к жизни "гения", "деяние", великую судьбу». Себя Ницше неслучайно сравнивал с динамитом.