ольга шмелева
Теория и практика
большого взрыва мозга
У меня взрывается мозг, как будто герои короткометражного комедийного фильма Леонида Гайдая "Пес Барбос и необычный кросс" подбросили мне динамит прямо в голову. Да и в погоне за знаниями я представляю себя тем самым псом, который гонится за комедийной троицей. Собака бежит, высунув язык, боится не успеть, не догнать, не урвать знания, не вцепиться зубами в гранит науки на этом "короткометражном" временном отрезке под названием "самоизоляция". Боюсь, что карантин пройдет, и я не успею совершить единственное возможное сейчас путешествие - в мир знаний, и придется сдавать билеты и требовать возврат у "туроператора", то есть у самой себя.
Сегодня я целый вечер думала над новым заданием на курсе "Поэзия", который я прохожу в период самоизоляции в Creative Writing School (CWS). Шаг за шагом мы изучаем жанры поэзии. Сегодня нужно было сдать элегию, а до этого мы уже представляли на суд мастеров свои попытки написать любовную лирику и оду.
Чайник кипит, мозг кипит, но ничего не варится в котелке. Еще чай, еще кофе, еще конфет, еще молочный ломтик, но это продуктивности не помогает, дело в другом. Творческий кризис. Пытаюсь понять причину "ступора": почему же я застряла, почему "забуксовало"? Все дело в особенностях самого жанра, элегия предполагает печаль, ностальгию, тоску по идеалу, мотивы увядания, а я хоть убей не могу вогнать себя в такое состояние. Ну не придумывать же "насильно", "вымученно" и "театрально" тоску по закрытым кафе и ресторанам, путешествиям и удовольствиям, придавая этому шекспировский накал страстей. Это все довольно мелочно, и будет звучать смешно, но именно с оттенком неловкости и конфуза.
Как ахиллесову пяту превратить если не в Давидовы мускулы, то хотя бы во что-то "толстокожее" и самобытное, при этом не сломав свое видение мира и творческий почерк?
Как уйти от мелкотемья, если тема не близка? С другими жанрами мне отчасти помогал метод блогера Саши Митрошиной: если есть "техническое задание" и дедлайн, но дело не идет, надо завести таймер и отвести 20 минут на работу без перерыва. За это время обязательно выдать хоть какой-то результат. Конечно, получается в таком случае далеко не идеально, но я сторонница принципа better done, than perfect. В любом случае лучше предложить решение задачи, чем не сделать ничего. Поэтому я решила обратить в стихи свои чувства от того, что мне нужно написать не близкую мне элегию. Я нарушила канон жанра, отнесясь к нему с иронией, что совсем не предполагалось. Все же, это мой собственный взгляд, а по словам мастеров, основа для элегии - зародившаяся у автора новая эмоция.
Задания проверяют профессионалы и относятся к работе так, будто стихи сдаются на рецензирование для публикации в литературном журнале. Да и я сама понимаю свои ошибки: "рифма ради рифмы", нестройность размера или использование эффектных слов ради яркого впечатления, а не ради смысла.

Во время учебы важно не замкнуться в себе, не зацикливаться на результате, его оценке и критике. Здесь, как и в любом путешествии, на первый план встают новизна и эксперимент, возможность попробовать себя в новой для себя роли, например, роли поэта.

Пример моей "элегии-антиэлегии":
Говорят, что радоваться праздно,
И что каждому нести свой крест
Нужно денно, нощно, ежечасно,
Быть "святым", пока не надоест.

Говорят, что радость инфантильна,
Ты беспечен - не спасаешь мир,
Нужно твердым быть, почти стерильным:
Раз чума, то не иди на пир.

Все герои, говорят, страдали,
Чаще так и вовсе умирали,
Ну а я не нахожу в печали
Ничего того, о чем вещали.

Проповедь напыщенной аскезы,
Тягостная грусть столь неуместна.
Мне не близок снобский культ страданья,
Не люблю про смерть и увяданье.

Я, позвольте, буду Эпикуром,
И, усталость сбросив перекуром,
Я из мух не сделаю слона,
Хватит множить грусть, ее - сполна.
А какие новые сферы вы открыли для себя во время этого карантина, чем взрываете свой мозг? Пишите в комментариях.