мария соловей
Танец и смерть
29 декабря 2013 года в полдень на вокзале города Волгограда прогремел взрыв. Погибли люди. По случайному совпадению утром того же дня я приехала в город навестить родственницу в больнице. О взрыве узнали уже дома по телевизору. На следующий день членами той же террористической группировки был взорван троллейбус с людьми.
Когда настало время уезжать, вокзал встретил зияющими от взрыва окнами. Внутри было гулко, темно и непривычно тихо, но, впрочем, работал буфет. Привокзальная площадь, обычно заставленная машинами, была пуста. И только они одни были неизменно веселы и беззаботны — дети, кружащиеся в хороводе вокруг крокодила, в летней одёжке, - казалось, им было просто безразлично, что на дворе зима, падает снег, а над головой раздаются взрывы. Они танцевали...
"Ты нас,
Ты нас
От смерти спас,
Ты нас освободил.
Ты в добрый час
Увидел нас,
О добрый
Крокодил!"
Есть документальные снимки, которые остаются в коллективной памяти навсегда, и которые красноречивее любых слов отображают какое-нибудь явление этого мира, например, ужас войны. Один из таких — снимок военного фотокорреспондента, сделанный 23 августа 1942 года после воздушного налёта немецкой авиации на Сталинград и запечатлевший контраст между беззаботно резвящимися детьми и ужасающей картиной разрушений города во время Сталинградской битвы.
Этот фонтан — один из немногих объектов города, переживших в относительной сохранности Великую Отечественную войну, он представляет собой иллюстрацию к стихотворной сказке К. Чуковского «Бармалей», в которой пойманного злодея Бармалея по просьбе доброго доктора Айболита проглотил крокодил. Подобные типовые фонтаны были установлены и в других городах, но сталинградский, безусловно, приобрел известность во всем мире. После войны фонтан был восстановлен, но в 50-х годах демонтирован при застройке центра города. В 2013 году по частным инициативам были изготовлены две реплики фонтана: одна, намеренно состаренная, была установлена рядом с другим символом военного времени — мельницей Гергардта, став частью мемориала, другая была установлена на историческом месте перед вокзалом. На открытии вместе с другими почетными гостями города и ветеранами присутствовал президент. В конце года в полдень в здании вокзала прогремел взрыв... Вокзал был восстановлен, судя по справке из Википедии, лучше прежнего.
Вокзал Волгограда в стиле сталинского ампира был построен после войны на фундаментах старого вокзала, пострадавшего при бомбардировках. В августовские дни 1942 года после налета вражеской авиации Сталинград, еще хранящий память о дореволюционном Царицыне, был практически полностью разрушен.

Город со времен своего основания всегда являлся форпостом, контролирующим Волжский торговый путь и стратегически важные магистрали, соединяющие юг России с центральными регионами страны. Лишь в петровское время с отодвиганием государственных границ дальше на Кавказ, Крым и Среднюю Азию бывший ранее военно-буферной зоной Волго-Донский регион стал жить относительно мирной жизнью. С тех пор за несколько веков он стал крупным промышленным центром с развитым железнодорожным и речным сообщением. В 1878 году по Волге начал ходить первый в мире нефтеналивной танкер «Зороастр». На ровной волгоградской степи с минимальными вложениями можно было строить целые промышленные комплексы. Город стал центром нефтепереработки, металлургии, оружейного производства, машиностроения. Таким он, за исключением голодного лихолетья гражданского войны, и оставался до начала 1940-х годов. Не удивительно, что он являлся первоочередной целью для фашистской Германии (как и для нынешних террористов, которые, метя в Волгоград, преследуют определенные цели).
Сталинградская битва оставила глубокие раны на теле Земли. Возможно ли было оставить потомкам «в назидание» выжженную территорию, покрытую руинами, как предлагали Сталину главы государств-союзников? Кроме того, что это экономически неоправданно, мировая практика показывает, что одно из проявлений государственной национальной идеи — восстановление, возобновление мирной жизни на своей территории, ведь не остались разрушенными Варшава, Дрезден, Данциг, Токио… Их все восстановили в том или ином виде, признав возможность восстановления для каждого отдельного случая правомерными. Основную задачу восстановительного проектирования советских городов максимально полно сформулировал президент Академии архитектуры военного времени В. А. Веснин: «Главная задача заключается в том, чтобы не просто восстанавливать разрушенное, механически копируя недочеты, имевшиеся в прежней планировке и застройке городов, а в том, чтобы создать города, ансамбли и отдельные здания еще более красивые и величественные, чем они были до разрушения». По подобному (нужно сказать, вызывающему полемику) принципу был отстроен и Сталинград (в данном очерке опустим то, как годы спустя уничтожались чудом уцелевшие после войны исторические дореволюционные здания в угоду идеологии и типовому сталинскому строительству).
Примечательно, что первыми городами-побратимами, зародившими это международное движение, стали в 1944 году именно Сталинград и английский Ковентри. Этот город так же являлся развитым промышленным центром страны и так же подвергся жесточайшим бомбардировкам со стороны Люфтваффе при «битве за Британию» в 1940 году. По названию города появился даже термин «ковентрировать» — означающий разрушение города ударами с воздуха. Еще одна знаменитая фотография эпохи: «Уинстон Черчилль осматривает руины Кафедрального собора Ковентри в сентябре 1941 года».
Главный символ города — Кафедральный собор XIV века, от которого остались только наружные стены и шпиль, по понятным причинам не стали восстанавливать, оставили как свидетельство войны, но выстроили рядом с ним новый собор, связав их в единый архитектурный ансамбль. Здесь применен совершенно иной принцип реставрации. В Англии, на родине величайшего драматурга, знали, какой драматический эффект может произвести конфликт. Конфликт благополучной жизни и ужасающих свидетельств разрушений войны, которые не должны, не могут находится рядом друг с другом, но тем не менее, мирно соседствуют, как соседствуют в повседневной жизни, строя ее полноту, радость и горе, танец и смерть...