Ксения Шаповалова
Открытка, учащая жить
Юрий Комболин, журналист и коллекционер, рассказывает о том, как блокадные открытки говорили не о трагедии войны, а о невероятном желании жить и верить в лучшее.
Этот материал мы решили отнести в рубрику "РеZOOMе".
Наш автор взял интервью у известного коллекционера Юрия Комболина, который рассказал, чему учили блокадные открытки.
«Блокада Ленинграда беспрецедентна. Ничего подобного в истории мировых войн не было. Это коллективный подвиг жителей города-миллионника и тех, кто его оборонял, а потом прорвал блокаду фашистов. Художникам, писавшим быт блокадного города, важно было показать, что, несмотря на трудности, люди не выживают, а именно живут. И живут полноценной жизнью», – считает Юрий Комболин, журналист и коллекционер. Он рассказал о том, что даже в тяжелые дни Ленинград оставался культурной столицей СССР, где работали театры, радио, библиотеки, издавались газеты, книги, открытки. Открытка в годы войны стала, пожалуй, одним из самых интересных видов искусств, она учила людей надеяться и верить в лучшее.

Юрий Комболин, журналист и коллекционер.
Каждый день с января до 9 мая в 2015 году Юрий Комболин отмечал подлинными: письмом, книгой, открыткой, документом или фотографией военного времени из своей богатой коллекции. Это была его личная программа информационной поддержки 70-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Пять месяцев каждый день появлялись уникальные заметки и материалы, доказывающие, что жизнь в осаждённом городе продолжалась, несмотря ни на что. Все готовились к прорыву и победили. Все вещи, фотографии, открытки, письма и документы, опубликованные в нашем издании – подлинные, они появились в военные годы в Ленинграде.
Дом Юрия Комболина напоминает огромный музей. Совершенно непонятно, как столько уникальных вещей помещаются в небольшой квартире. Среди интересных реликвий времен Великой Отечественной можно отметить советскую каску, которая была найдена на местах боев под Ленинградом: «Осколок снаряда ударил, видимо, на излёте, и только разбил каску, но не поразил солдата, и он остался жив. Поэтому я и храню её», – рассказывает коллекционер. Но значительная часть материалов о войне у Юрия Комболина – это картины и уникальные блокадные открытки.

– Помогало ли искусство выживать людям в военные годы?

– Вне всякого сомнения! Если мы говорим, например, про искусство открытки, то можно вспомнить, что они шли в основном из блокадного Ленинграда на фронт. Продавались-то они здесь. И солдаты, которые на фронте получали выпущенные в Ленинграде открытки, понимали, что город и сами ленинградцы живут, что они надеются на победу и все делают для того, чтобы это победа была. Блокадные открытки начали выходить с 1941 года. Поэтому искусство военной открытки было чрезвычайно важным: оно поддержало и самих ленинградцев, и тех, кто защищал блокадный город.

– К каким конкретно авторам военных лет вы обращаетесь чаще всего?

– К тем, которые остались в блокадном городе и работали тут. Я очень хорошо знаю военную открытку, у меня собрана большая коллекция, поэтому я сам чаще всего обращаюсь к творчеству тех, кто работал в Ленинграде в области открытки. Открытка, родившись в блокадном городе, шла на фронт. Художники, которые работали в этом направлении, внесли существенный вклад в поддержание боевого духа, уверенности, что за правое дело люди стоят и выдерживают неимоверные трудности. И надо сделать все, чтоб победить фашизм.
Г. Фитингоф "Игра в мяч"

Однажды я приобрёл около сотни листов блестящего графика Г. П. Фитингофа. В том числе и почти весь его блокадный художественный архив. Работы были созданы, в основном, в самые тяжёлые 1941-42 годы. Мне тогда позвонили из Русского музея и сказали, что я им «дорогу перебежал». Они очень печалились, что не смогли взять его автопортреты этого времени. Всего их 14, а у меня собраны 13!

Г. Фитингоф выпустил в блокадном Ленинграде насколько открыток, показывающих быт ленинградцев в осаждённом городе. На одной из открыток девочки играют в мяч. Это мирная сценка, но в то же время видно, что перед нами война. Однако война у Фитингофа представлена не как трагедия, а как стремление к жизни. Невероятное желание жить и испытывать радость от этого – главная идея многих блокадных открыток.



То, что дворники работали в первую, самую тяжёлую блокадную зиму, убеждаешься, глядя на наброски Фитингофа. Бумага была даже для графика такого уровня в дефиците (есть его рисунки и наброски на обороте карт, линованной бумаги ученических тетрадей), поэтому, на обороте ещё один набросок.

Г. Фитингоф. Графические наброски
У меня также есть в коллекции несколько блокадных открыток
А.П. Остроумовой-Лебедевой. Автор замечательных гравюр с видами Петербурга-Петрограда-Ленинграда, Анна Петровна в годы Блокады осталась вместе с любимым городом. Она писала: «Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Впереди на полочке коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. Окружающие тяжелые события, мои страдания были полным контрастом той счастливой полосе моей жизни, которую я в то время описывала и которая так давно была мною пережита. Я очень счастлива, что родилась в Петербурге, и что вся моя жизнь прошла в нем. Всех волнует один и тот же вопрос: «Уезжать ли?». Я хочу остаться. Твердо хочу остаться на все страшное впереди. Голова кружится от утомления и слабости, но я скрываю свое состояние и усердно пишу, внутренне терзая себя за плохое качество работы».


Ф.А. Малявин
«Портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой»

Блокадные открытки А. Остроумовой-Лебедевой
– Какие еще интересные открытки выходили в блокадном городе?

– Так получилось, что на время блокады Ленинграда пришёлся юбилей великого баснописца Крылова. Страна его отметила и даже в окружённом городе вышли: великолепный портрет Крылова художника В. Серова, две подборки открыток по его произведениям и книга его басен в твёрдом коленкоровом переплёте, которая и сейчас бы могла конкурировать с самыми лучшими изданиями.

В блокадном Ленинграде вышла большая серия открыток с военными и просто любимыми песнями, а также фотооткрытки самого разного формата с кадрами из популярных кино, со сценами из спектаклей и просто портретами известных и любимых артистов. Их стали выпускать в блокадном Ленинграде уже в 1941 году.

Еще одна интересная открытка, вышедшая в блокадном Ленинграде с изображением памятника Суворову, художника Лапшина. Это был единственный памятник в Ленинграде, который не был укрыт мешками с песком. Он так и простоял гордо всю войну с обнажённой шпагой. И ни один осколок не задел генералиссимуса.

В городе был голод, люди жили по карточкам, но искусство жило несмотря ни на что. В 1941 году в Ленинграде состоялся балет «Сказка о попе и работнике его балде» с музыкой М.И. Чулаки. Это потрясающий образец того, что Ленинград и тогда был культурной столицей СССР.

Н.Ф. Лапшин
Памятник Суворову
Конечно, книга о новом балете подготовлена была ещё до войны. Но вышла к премьере уже в блокаду. По цветной иллюстрации видно, что классных полиграфистов-цветников, ушедших на фронт, уже заменили вчерашние школьники, потому что цвет «не лёг». И чёрно-белые иллюстрации тоже качеством не блещут. Но, несмотря на блокаду, книга вышла и премьера состоялась!

Прекрасно изданный песенник Русские народные песни в 432 страницы вышел в блокадном Ленинграде в самое трудное время. И сейчас оформлением его можно любоваться бесконечно.

– Часто ли на открытках военного времени возникали образы женщин и детей?

– Нет, конечно, нечасто. Художники понимали, что является «больной» темой. Однако когда появлялись образы детей, это было, как правило, что-то очень милое и трогательное, что вызовет не жалость, а умиление. Таковы многие новогодние открытки, изданные в Ленинграде в годы войны. На них дети украшают елку, пишут письмо на фронт и главное – улыбаются. Опять же намек на то, что желание жить, даже в таких нечеловеческих условиях не исчезает, а только обостряется.
Новогодние военные открытки.
– Какое искусство поддержало людей больше всего в годы блокады?

– Здесь можно говорить о каждом отдельном произведении. Это тот же Шостакович с его знаменитой Ленинградской симфонией. Кроме того, работал театр, был балет, хотя основные коллективы, конечно, были вывезены на Урал и в среднюю Азию. Они там тоже работали на Победу. Во время войны основная нагрузка легла, конечно, на тех художников, которые работали в области плаката, открытки. Поэтому я очень их ценю.

Больших серьезных произведений, как я считаю, во время войны было создано очень мало. В основном художники работали с набросками и небольшими по размеру произведениями.
Наброски Г. Фитингофа к открытке "Ленинградцы на огородах", вышедшей в блокадном городе
– Можно ли сказать, что в годы войны началось «оплакачивание» действительности, художники ее приукрашивали и редко изображали действительность. Так что же лучше: красота или правда?

– Красота и правда – это неразделимые понятия, на мой взгляд. Ничто не рождалось просто из ума творца, в любой работе, даже в самой плакатной, художник опирался на действительность. То есть в основе любого произведения все равно лежит правда. Пусть она была и несколько преувеличенная иногда. Но всегда то, что изображалось в живописи, графике, на плакатах и открытках, было на основе того, что происходило на фронте и в тылу.

Иллюстрации Н. Лапшина