дарья синицына
Образ Музы поэтов прошлого
и современности
Музы, ведущие к пьедесталу, или образы, изменившие творчество и жизнь
Поэзия с давних пор является важным инструментом в формировании личности человека. Она становится ответом на самые острые духовные вопросы, пробуждает чувство прекрасного, позволяет узнать восприятие мира другого человека. Даже за самыми великими поэтами и их творчеством стоит то, что подтолкнуло к их созданию. Это могли быть события, сильные эмоции, но большинство поэтов при написании произведений обращались к своим Музам, многие из которых рука об руку шли с ними до конца творческого пути. Муза играет огромную роль в творчестве каждого поэта. Будь то это живой человек или игра воображения. Образ Музы несомненно носит личный характер. Это воплощение творческой индивидуальности писателя. Он функционирует в тексте как самостоятельный элемент поэтики, но в то же время неразрывно связан со своим создателем. Давайте узнаем, какие образы в свое время послужили опорной точкой для творчества поэтов разных времен и народов.


1
Александр Блок
Эпоха проходит, творчество — бессмертно. Одним из поэтов, внесших огромный вклад в отечественную литературу, стал А.А. Блок, голос которого слышим сквозь века. Он написал огромное количество стихотворений, в число которых входит несколько пьес. Основными образами, послужившими автору, стали образы Прекрасной Дамы, города, метели и музыки. Образ России он также не обошел стороной. Лирика Блока, как и то, что его вдохновило на создание многих произведений, носит в себе некий элемент мистичности. Это изображение женщины, несущей возрождение мира. Это «постоянная жизненная сила», а не начало страдания и самопожертвования. Как и у каждого поэта, у Александра Александровича была своя Муза, каждое слово, взгляд и мысль которой, он считал божественным даром, способным реализовать его творческие планы.
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
Все это превращало стихи о Прекрасной Даме в ту лирику, которая перекликается с любовными песнями древних времен, и нашло свое отражение в творчестве современных поэтов.
И такая влекущая сила,
Что готов я твердить за молвой,
Будто ангелов ты низводила,
Соблазняя своей красотой…
Вдохновленная Музой, ранняя поэзия Блока показывает нам поэтическое воплощение конкретных переживаний мистически настроенного человека. Это ненароком можно заметить в большей части его произведений, наполненных символизмом, переживаниями, верой.

Со временем земной образ его вдохновительницы становится романтико-символическим. Поэт стремится к некой гармонии, которой нет на Земле, но которая существует в его мечтах и фантазиях.
Я хотел, чтоб мы были врагами,
Так за что ж подарила мне ты
Луг с цветами и твердь со звездами —
Всё проклятье своей красоты?
В дальнейшем его настроение заметно изменилось от восторженного поклонения своей мечте к сомнениям и крушению надежд, что, естественно, повлияло на восприятие и отображение образа Музы в творчестве.
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты!

2
Анна Ахматова
Чтобы поэт мог творить, он должен страдать, постоянно размышляя о своей участи и жизни. Творчество Анны Андреевны Ахматовой отражает все тягости судьбы, которые не смогли сломать ее, а лишь послужили хорошей закалкой. Она считала, что творчество оказывает огромное влияние на чувства и эмоции людей. Стихотворения этого автора вряд ли смогут оставить кого-либо равнодушным, ведь в них слышится тонкий задушевный голос самого поэта и непосредственно ее Музы. Образ Музы в лирике А.Ахматовой очень многолик. С каждым разом он открывается нам с совершенно другой стороны и даже принимает облик своего творца. Сама Муза с каждым разом четко передает настроение автора, изящно изгибаясь, выкидывая старую, поломанную временем и обстоятельствами маску и примеряя новую. Это раскрывает нам этические и эстетические взгляды поэта в разные годы жизни: от поиска «своего» голоса и следования традициям до осознания важности гражданской темы и понимания автором своего места, собственного образа и судьбы.
Зачем притворяешься ты
То ветром, то камнем, то птицей?
Зачем улыбаешься ты
Мне с неба внезапной зарницей?
Ахматовская Муза отличается особой индивидуальностью. Ее образ находится на пьедестале, который недосягаем, но в то же время вдохновляет и живет вместе с поэтом. Она не похожа ни на одну из Муз поэтов других времен. Она постепенно меняется до суровой, немногословной и сильной.
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
Поэтесса всегда узнает ее, какую бы маску та не надела. Ведь это все равно, что смотреть на себя в зеркало в разные периоды своей жизни, видеть, возможно, то же лицо, но совершенно другой взгляд. Не узнать ее, не видеть большое количество времени, но определить по знакомым сердцу жестам и голосу.
Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
«Взор твой не ясен, не ярок…»
Тихо отвечу: «Она отняла
Божий подарок».
Ахматова видит в своей Музе божество, перед которым толпа расплывается, открывая дорогу в удивительный мир творчества. Поэтесса не только благоговеет перед ней, но и «смеет» с ней разговаривать. Смелость, неординарность, гибкость, и даже спокойствие и умиротворение, все это ярко видно в произведениях Ахматовой, которая, разговаривая с Музой, переносит каждую ее мимолетно сказанную фразу в строчки стихотворений.
А не дописанную мной страницу —
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
В этом видна возвышенность души самой Ахматовой, которая, ярко сказав свое неповторимое слово, шагнула в русскую поэзию. Муза Ахматовой — отражение ее несравненного таланта, ведущего поэтессу сквозь тягости судьбы с высоко поднятой головой и горящим сердцем.


3
Афанасий Фет
Одним из подлинных гениев русской литературы является А.А. Фет. Его стихотворения несомненно способны оставить след в душе каждого человека. Умение Фета рассказывать о природе позволяло читателям сразу же воссоздать яркую, целостную картину того, что говорит автор. Вдохновленный Музой, он нес любовь к природе и людям сквозь года в своих произведениях. Муза Афанасия Афанасьевича — это образ очаровательной, ласковой, юной феи, которая вдохновляет поэта на написание нежных, легких, томных стихов, отвлекая от повседневных забот, и уводя в мир чистых мыслей и блаженных грез. Его образ Музы является чисто литературным. Опираясь на представление о Музе Офелии, Фет породил свой собственный, тонкий и жертвенный образ, когда фея, собирая цветы, погибает сама, а из слез ее рождается новая жизнь. Она легкая, воздушная, как будто в ней нет ничего земного, хотя она рассказывает нам именно о земном.
Всё та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.
Фет был убежден в том, что искусство не должно интересоваться чем-либо, помимо красоты, он взывал к наслаждению, радость которого была незнакома людям с черствой душой. Слегка гедонистический взгляд на искусство. На ум сразу приходят слова из романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»: «Те, кто способен узреть в прекрасном его высокий смысл, — люди культурные. Они не безнадежны. Но избранник — тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту». Произведения Фета в основном направлены на тех, кто умеет видеть и чувствовать красоту, кто смог познать ее природу и сущность, отказываясь служить во благо мук народа.
Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.
Его обращения к Музе напоминают славословия, вдохновенные гимны. Найти ее отражение можно случайно между строк стихотворений о природе. Когда рисуя пейзаж, получается портрет.

4
Поэты XXI века
Время идёт, поэзия двигается вместе с ним. Это нельзя оспорить, поскольку поэты — это отголоски общества. Главные отличительные черты современной поэзии — неоднородность, многогранность, противоречивость и многоголосие, как и в прозе последних лет. Поэты XIX века активно экспериментируют с лексикой, ищут синтез с различными видами искусства и не боятся эпатажа для произведения эффекта на публику. Главная проблема современных талантливых поэтов — это отсутствие к ним внимания со стороны критиков, опытных филологов и компетентных издателей.

Свобода слова и огромные возможности интернета лишают их возможности фильтровать материал. Поэтому современные поэты в основном пишут для весьма ограниченного круга читателей, который со временем, несомненно, может расшириться. Пройдет время, прежде чем лучшие творения современных поэтов, наконец, займут достойное место в отечественной литературе. Но даже самые великие поэты прошлого начинали с малого.
Стиль произведений современных поэтов продолжает меняться. Принимает все более изощренные формы и методы подачи. Но это не делает их произведения хуже. Напротив, привнесение новых стилей и форм в поэзию позволяет взглянуть нам на нее с совершенно другой стороны, с которой не осмеливались взглянуть многие поэты прошлого. Это помогает увидеть и почувствовать все то многообразие, которое таит в себе поэзия. Это также отразилось и на образе Музы, которая, как оказалось, имеет неизменный облик и у каждого похожа.

Современную Музу изображают как женщину с нелёгкой судьбой и очень тяжёлым характером. Она деспотична, категорична и непреклонна.
Какие же образы вдохновляют современных поэтов на создание своих произведений?

5
Вера Павлова
Одним из известных современных поэтов является Вера Павлова. Поэзия Павловой посвящена главным образом личной и интимной жизни современной женщины — и рассказывает о ней с редкой прямотой и искренностью. На основе стихов Павловой можно выстроить социологически и культурологически достоверную биографию её современницы — от первых проявлений гендерной идентичности до распада семьи, новой, зрелой любви, позднего нового брака. В своем стихотворении Вера Павлова представляет нам свою Музу в образе трудного подростка:

Муза, трудный подросток,
Ты просто отбилась от рук:
Среди пустых вертихвосток
Находишь себе подруг,
Шпионишь в родительской спальне,
К снам подбираешь ключи
И разглашаешь тайны,
Не зная, какие и чьи.
Большинство ее стихотворений посвящены жизни, семье, становлению в обществе. Многие произведения имеют бунтарский характер, что, возможно, носит отражение определенного этапа в жизни. В представлении Павловой Муза — это вечный ребенок, который видит проблемы общества с совершенно другого ракурса. Игривость и спонтанность ее Музы можно непринужденно заметить в творчестве. Взрослея сама, она будто желает, чтобы ее Муза оставалась молодой, хотя бы в душе. Чтобы тяжесть этого мира не обрушилась на нее. Но если это все же случится, то она навсегда сохранит память о ней в своих строках:
Женскую долю воспой, тонконогая девочка, муза,
Я же в ответ воспою вечное девство твоё.
Многие из поэтов видели в образе Музы свое отражение. Павлова тоже не стала исключением:
На меня похожа, вот на кого.
Павлова не стесняется использовать современный язык во всем его многообразии: неологизмы и архаизмы, просторечия и книжная лексика, жаргонизмы, феминитивы, вульгаризмы, обсценная лексика, окказионализмы… Её сложно поставить в один ряд с эталонами женской поэзии — Цветаевой и Ахматовой, но именно они являются для Веры Павловой поэтическими ориентирами.

Позже поэтика Павловой сильно изменилась. Мат практически исчез из ее стихотворений. Там стало меньше эротики. Некоторые критики решили, что человек наконец-то повзрослел. Но другие были уверены лишь в том, что бывшая хулиганка окончательно впала в детство. Истина, как всегда, находится посередине. Произведения современного поэта Веры Павловой являются не только уникальным поэтическим наследием нового века, но и предметом непрекращающихся споров между писателями и читателями. Однако уже сейчас можно сказать, что ее вклад в современную русскую литературу исключителен.

6
Владимир Понкин
Еще одним из наиболее популярных современных поэтов является Владимир Понкин.
Молодой поэт пишет стихи в собственном выдержанном стиле и читает их под спокойную музыку. Эти стихотворения, как и большинство произведений поэтов и музыкантов разных эпох, — о любви. Где-то о неразделенной и болезненной, где-то о взаимной и всепоглощающей, где-то о мимолетной. В произведениях напрямую отражается внутреннее состояние автора, поэтому стихотворения получаются настоящими, такие, в которые хочется верить, которыми хочется вдохновляться.
О своей Музе Понкин сказал:

У меня есть жена, и она оказывает огромное влияние на то, что я пишу. Она — мой редактор и первый человек, которому я показываю то, что написал. Важно, когда тебя понимают и не мешают. С этим мне очень повезло.
Нередко любимые люди становятся тем, что вдохновляет на создание необыкновенных вещей. Таким человеком для Владимира Понкина стала жена. В его стихотворениях чувствуется тепло, надежда, вера в лучшее. Создается ощущение, что, окутывая теплом, жена переносит это тепло в строчки его стихотворений.
Многие поэты брали за образ Музы образы любимых женщин. В биографии практически каждого поэта можно встретить женщину, которая оказала большое влияние на его творчество. Многие, не ограничиваясь, придумывали особые образы, которые являлись к ним в виде прекрасной дамы или феи. Понкин же сделал своим главным вдохновителем, Музой и опорой — жену. В каждой строчке его стихотворений чувствуется та самая осторожность и нежность, которую можно сравнить, когда человек, касаясь хрусталя, боится его разбить.
рядом с тобой
свет, безопасность, уют.
рядом с тобой
тепло и птицы поют.
рядом с тобой я.
я тебя люблю.
Понкин вкладывает максимум чувств в свое творчество. Вдохновленный сильными чувствами, он всеми силами пытается передать их в мир, что на мой взгляд, получается у него очень удачно.

7
Дмитрий Быков
Дмитрий Быков — автор нового литературного жанра «рифмованная проза». Основные его литературные направления — беллетристика и документальная проза. Многие обращаются к нему за оценкой современной литературы, состояния гражданского общества и исторического процесса. Суждения Быкова, даже самые противоречивые, являются очень интересными и необычными. Они побуждают читателя не просто читать материал, но и параллельно анализировать его, находя все больше скрытых мотивов.
В своем стихотворении «Муза» он показал нам образ стареющей музы, которая со временем перестает вдохновлять своего поэта:

Прежде хохочущая девчонка — Ныне тиха, холодна, покорна...
Это одно из немногих произведений, в котором говорится о том, что Муза может стареть, перестать вдохновлять, заставлять терять мысль и рифму.
Где тут согласный, где несогласный.
Строчки уже не стремятся к рифме.
«Муза должна всё время хвалить и при этом оставаться недоступной, недосягаемой. Я не верю в женщину, которая, как Клодия, будет всё время отвергать своего Катулла и тем его возбуждать; ему это потом рано или поздно надоест. Она должна остроумно и не без элегантности чередовать кнут и пряник. ...Настоящая Муза, чтобы вдохновлять, должна, с одной стороны, олицетворять собой что-то высшее, что-то недосягаемое, что-то прекрасное, к чему ты всегда будешь стремиться, и с другой — любить, понимать, одобрять.
Рискну сказать, что идеальная Муза для поэта — это женщина, уже потерпевшая любовную неудачу, поэтому она притягивает, как всякая женщина с трагедией, как всякая женщина с судьбой.
Что касается Муз XX века. Вот здесь как раз отличительная их особенность заключалась в том, что поэт выбирал, как правило, женщину из другого социального слоя, потому что вот классовая мораль именно в XX веке была особенно ясна, особенно наглядна».
Дмитрий Быков о музе
Поэты настоящего мало отличаются от поэтов прошлого. Как и прежде, источником вдохновения для них служат переживания, эмоции, чувства, социально значимые события для страны, мира, города, в котором они живут, в котором родились. Абсолютно те же вещи, что и раньше, могут вдохновить поэтов на какие-то новые произведения. Ведь зачастую все новое является лишь хорошо пережитым старым, его осмыслением, принятием, совершенствованием. Образы Муз со временем менялись. У них появилось новое лицо, голос, мысли. В дальнейшем, возможно, у поэтов нового поколения образ преобразится. Лишь одно останется неизменно — важность творчества каждого поэта, вдохновленного этим миром и своей Музой. Даже самый тихий голос в конце концов становится слышим. Так и малоизвестные поэты спустя некоторое время смогут обрести свою аудиторию, позицию, Музу.