6 января 1941 года, в Рождественский сочельник по старому стилю, в блоке № 24 лагеря Освенцим состоялось первое выступление. Ирония судьбы заключалась в том, что помещение, отведённое для музыкантов, было подвалом лагерного публичного дома. В глазах других узников, музыканты занимались такой же формой «проституции», они словно продавали свой талант палачам. Однако, уровень игры был настолько высок, что старший по лагерю Бруно Бродневич организовал выступление для Фричша. Тот, впечатлившись, официально утвердил создание оркестра. Вскоре его разделили на два коллектива: 80 музыкантов составили симфонический оркестр, ещё 120 – духовой.
Условия для репетиций были нечеловеческими...
Однако существовала и другая, страшная симфония. В концлагере Яновский, оркестр, состоявший преимущественно из профессоров и музыкантов Львовской консерватории, должен был часами исполнять одно и то же танго во время казней. Заключенные прозвали его «Танго смерти».
Бывший узник Зигмунд Ляйнер вспоминал: «Начальник лагеря любил музыку. Он любил слушать оркестр во время расстрелов. Вальс Штрауса. Ему было потешно наблюдать, как неловко падали на землю люди под беззаботные звуки его игривых мелодий. Для повешенных – танго. Ну а во время истязаний что-то энергичное, например, фокстрот».
Музыка также сопровождала все этапы лагерного кошмара. Оркестры «встречали» новые эшелоны с узниками, создавая жуткий контраст между мелодией и происходящим
