Яна Галина
Свет — летописец истории

Интервью с Владимиром Платоновым — хранителем Музея истории фотографии

«Мы все изучаем историю. Просто кто-то копает землю, кто-то собирает автобусные билетики, а кто-то, коллекционирует фотографии, фототехнику — исследует эту область. Это всё история».

Музей истории фотографии (МИФ)
История создания
Музей (МИФ) родился из небольшой коллекции Владимира Платонова, которая постепенно пополнялась. Долгое время она располагалась в художественном училище имени Н. К. Рериха. Зимой 2003 года она переехала в здание на улице Профессора Попова, рядом с м. Петроградская, где сейчас и находится музей.

Коллекция имеет длительную историю, которая началась с нескольких экспонатов, случайно найденных на советских свалках.
Устройство музея
Музейные помещения, кроме залов с постоянными экспозициями, включают фондохранилище, библиотеку, фотолабораторию и небольшую галерею для временных выставок.

Ценность музея в уникальности его коллекции, собранной лично Владимиром Платоновым.

В музее проводятся экскурсии, творческие встречи и мастер-классы по фотографии.
Владимир Васильевич Платонов
— создатель и хранитель музея (МИФ). Именно из его коллекции родился современный музей.

Интервью с ним посвящена эта статья.
Интервью с Владимиром Платоновым
  • Яна Галина
    Добрый день, Владимир Васильевич! Прежде чем мы перейдём к разговору о музее, я бы хотела задать несколько вопросов о Вашем детстве. Откуда Вы родом?
  • Владимир Платонов
    – Из Петербурга.
  • Яна Галина
    Как прошло Ваше детство?
  • Владимир Платонов
    Я родился в Петербурге в 1940 году. Мы были с мамой здесь до конца 1942 года, а потом нас увезли в Алтайский край, до 1944 года. Из этого самого раннего детства я помню дорогу до Алтайского края. Нас везли мимо леса. Мне до сих пор стоят перед глазами березы. Я их тогда увидел впервые, и был очень удивлён.

    А дальше мы жили уже здесь, в Питере: школа, завод, армия, институт, целина, опять институт — только уже работа, а не учёба. А потом я пришёл в художественное училище имени Рериха, преподавал фотографию. Там я начал собирать коллекцию, а в 2003 году мы переехали сюда.
  • Яна Галина
    Как Вы начали увлекаться фотографией?
  • Владимир Платонов
    Это было в 1949 году, мне было 9 лет. На день рождения мне подарили фотоаппарат, Фотокор. Мы жили на Пушкинской, 10. Там я начал фотографировать своих друзей, маму, отчима.

    Потом я увлёкся фотографией с точки зрения техники. В это же время я ходил на барахолку, искал разные детали. Сам паял, под одеялом проявлял плёнки и печатал сам. Серьёзно я фотографией не занимался, конечно. Фотографировал для себя.

    Потом я увлекся фотокнигами. Где-то 1963 году, перед поступлением в институт, один мой школьный товарищ и его отец принесли мне книгу по фотографии, немецкую. Я её посмотрел, и думаю: «Ой, как интересно!». С этого времени я стал собирать книги по фотографии. И всё так же немножко фотографировал. Но больше всего я увлекался радиотехникой. Собирал приёмники, магнитофоны, телевизоры, а потом, когда уже работал в институте, я начал собирать старые фотографии. Я там даже делал выставку. А потом один мой товарищ, бывший режиссёр с телевидения, предложил мне поговорить о фотографии. Была такая программа — «Пятое колесо» — там и прошёл наш разговор. Говорили о том, как важно сохранять старые фотографии.

    Потом я работал в фотоклубе, делал там выставки. Занимался понемножку фотографией. А потом мне неожиданно предложили преподавать фотографию в художественном училище. Я пошёл. И преподавал 20 лет!

    А в 2003 году я встретил человека, который предложил перенести музей в это здание. Я тогда уже много лет собирал коллекцию (она располагалась в училище) и выступал на радио и на телевидении, говорил о необходимости музея. Я даже ходил по разным инстанциям с этой просьбой. Тогда в городе уже было много разных музеев, а музея фотографии не было. Я выступал за то, чтобы он появился.

    Сначала такой музей был в училище. И он был достаточно известный, популярный. Художники кино часто приходили к нам за всякими фотоаппаратами и фотографиями для своих съёмок.

    В 2003 году мы открыли первую экспозицию в этом здании. Это было 30 сентября. А 4 октября я уже лежал в больнице с инфарктом. Вот так вот. Пока мы всё лето здесь трудились, делали экспозицию, осваивали помещение, я переболел.
  • Яна Галина
    Очень хороший музей получился!
  • Владимир Платонов
    Старались. Вообще, т. к. я собирал ещё и книги, у нас здесь есть большая библиотека. Она очень хорошая. Сначала я собирал книги, журналы (с 1963 года), а потом, когда я начал преподавать, то стал собирать и фотоаппараты, и технику. Мне активно помогали ученики.

    Я преподавал фотодело, а для этого надо знать не только химию и физику, но и устройство фотоаппарата. Поэтому и дети помогали, учащиеся. Приносили свою технику. Они, кстати, до сих пор помогают. У нас есть список дарителей. Благодаря им коллекция живёт, укрепляется, уплотняется. Экспонатов много.

    Постепенно музей становился известным. Я выступал на телевидении, о музее писали статьи.
  • Яна Галина
    С чего началась экспозиция? Какой экспонат был первым?
  • Владимир Платонов
    Это трудно сказать. Я сам ходил по помойкам, по свалкам и много вещей нашёл сам. В 90-е годы было очень много помоек. Тогда почему-то стали выбрасывать все. Когда я работал в училище, у нас были такие случаи, что идёшь по улице, а сверху сыпятся фотографии. Кто-то выбрасывает, а ты подбираешь. Всё, что попадало, я собирал, собирал, собирал, собирал, собирал, собирал…
  • Яна Галина
    Какие были сложности при организации музея?
  • Владимир Платонов
    Сложностей не было. Единственная сложность была в помещении.

    Когда я сделал музей в училище имени Рериха, у меня стали появляться другие выставки: в музее Достоевского, в Русском музее и пр. Выставка «Люди и судьбы» была очень шикарная. Она началась с разговора с учениками. Они рассказывали про своих бабушек и дедушек, а потом стали приносить фотографии. И я сделал такую выставку. Она была в музее Достоевского, потом — в музее этнографии, и потом она ещё долго ходила по городу. Это была очень интересная выставка!

    Но помещение в училище было очень маленькое. Полноценным музеем это назвать нельзя. Первое, что мне дали, — это туалет. Когда в училище приехали журналисты, это был первый репортаж про мою коллекцию, вся экспозиция располагалась в туалете. Из-за этого мы никак не могли записать звук: он всё время фонил. Мы выносили микрофон на улицу и в коридор, и записывали там. Потом мне дали чердак, точнее одну половину чердака, а потом и вторую. Там музей был достаточно долго. Его я и популяризировал.

    Первая заметка о музее была размером в два абзаца. Она была напечатана в газете железнодорожников. Это была первая информация о музее. Когда я преподавал фотографию, у нас был фотокласс на Войново, в подвале какой-то квартирки. В училище было крайне мало помещений для занятий, поэтому часть классов была разбросана по улицам Чайковского и Войнова.

    Кто-то из детей, наверное, пожаловался, что у нас есть такой класс. А я уже сделал там полочку, расставил на ней несколько журналов и какие-то фотоаппараты — это было начало музея. И вот, кто-то про это рассказал, приехал корреспондент, всё сфотографировал и написал маленькую заметку про наш музей.

    А в 2003 году мы переехали в это здание. В январе, на каникулах, мы с помощью ребят погрузили всё, что было в училище, привезли сюда и стали делать музеи.

    Сначала здесь было Росфото. Оно начиналось именно в этом здании, в последнем зале. Но потом они решили открыть свою контору и переехали. Росфото — это государственное предприятие, у них большой состав сотрудников. Благодаря этому им чуть легче. Нас же всего четверо: одна уборщица, Аня, директор и я. Вот и весь наш коллектив. Иногда Аня приглашает волонтеров. Они нам очень помогают.
  • Яна Галина
    Вы часто говорили и говорите о том, что нужно сохранять фотографию, популяризировать это искусство. Почему, как Вы считаете, это важно?
  • Владимир Платонов
    Во-первых, фотография — это память. А во-вторых, это история. Допустим, что фотография 1880 года, это же тоже история. Значит, надо её сохранить. Если ты нашёл такую фотографию, так сохрани её. А где её сохранить? В музее. У нас огромный фонд совершенно разных фотографий.
  • Яна Галина
    До того, как Вам подарили фотоаппарат, Вы слышали про фотографию, интересовались ей?
  • Владимир Платонов
    Нет, конечно. Когда мне подарили фотоаппарат, я не знал, что это.
  • Яна Галина
    Как обстояли дела с фотографией в советское время?
  • Владимир Платонов
    Горе! Горе было тогда, особенно — в начале. Всё было зарубежное: материалы, химия, фотоаппараты. У нас были только артели, которые делали что-то вроде дорожных фотоаппаратов. Они были деревянные. Потом, когда появилась узкая плёнка, сделали ФЭД. Это был первый российский фотоаппарат.

    Еще был Фотокор — копия немецкого фотоаппарата. Они все были похожие, низкого качества и примитивные, но они были. Это уже 30-е годы, а до этих времён была только импортная техника и химия.

    У нас не было оптического стекла, и опыта по изготовлению затворов тоже не было. Поэтому начало советской фотографии прошло очень тяжело. К тому же, 20-е годы — это гражданская война. Кругом разруха. Если когда-то и были мастерские по изготовлению фотоаппаратов, то их разгромили после революции. А восстанавливать было некому. И только в начале 30-х годов стали задумываться о фотографии, об аппаратуре.
  • Яна Галина
    Когда Вы ещё ребенком видели фотографию, что Вы чувствовали?
  • Владимир Платонов
    Когда сидишь под одеялом, начинаешь проявлять плёнку, и появляется изображение, какое может быть чувство? «О, там что-то есть, там что-то появилось. Ура!». Так же было и тогда, когда я делал первый приёмник.

    В 9–10 лет я уже начал ходить по свалкам, находил там что-то, собирал, паял. До сих пор со мной родственники не ходят по улице, потому что я не прохожу мимо помоек, я каждую помойку посмотрю. Но сейчас найти что-то ценное, что касается фотографий, практически невозможно. Это уже лотерея. А в 90-х годах на помойке можно было и альбом какой-то найти, и какие-то книги.

    Была такая ситуация — эпопея по поводу сдачи макулатуры на талоны. Стояли пункты к приёму макулатуры: люди приходили, сдавали макулатуру и получали талончики на книги. Но сдавали такую литературу, которой цены нету. Вот такая была ситуация.

    У меня до сих пор есть антикварная библиотека. Там хранятся книги на французском и немецком языках по фотографии начала XIX века. В советские годы много всего выбрасывали: и документов, и книг, и много всего другого ценного. Никто почему-то не пропагандировал сохранять старые книги. Видишь, что переплет уже рваный, и книгу несут на макулатуру. А цена этой книги сейчас немыслима. Поэтому сейчас и стали ценить. Слава богу, что ничего не выбрасывают.
  • Яна Галина
    У меня последний вопрос. Что такое фотография?
  • Владимир Платонов
    Пишу светом.
  • Яна Галина
    А если ответить на этот вопрос более философски?
  • Владимир Платонов
    Это инструмент, который помогает сохранить историю.

    Мы все изучаем историю. Просто кто-то копает землю, кто-то собирает автобусные билетики, а кто-то, коллекционирует фотографии, фототехнику — исследует эту область. Это всё история.
  • Яна Галина
    Владимир Васильевич, спасибо Вам за интервью! Пусть музей ещё долгие годы растёт и процветает!

Пока существуют такие музеи, как МИФ; пока живы их хранители; пока результаты их работы интересны нам — будет жить память. А значит, будет жить и история.