Алёна Постовалова
Классика или современность?
Разговоры о балете
Сможете ли вы представить балет без белых пачек, больших детализированных декораций, бесподобных фуэте, классических мелодий Петра Чайковского или Сергея Прокофьева? Такая форма спектаклей существует со второй половины прошлого века, и имя ей ― современный балет.
Считается, что началось развитие современного балета с Джорджа Баланчина. Будущий американский хореограф родился в семье грузинского композитора в Санкт-Петербурге. Георгий Баланчивадзе (имя Баланчина до гастролей в Париже) учился в Императорском театральном училище балетному искусству до 1917 года и окончил Петроградскую консерваторию. Потом 5 лет работал балетмейстером в Русском балете по приглашению Сергея Дягилева. Уже тогда отмечали его умение чувствовать и понимать музыку. Ему удавалось подчеркнуть красоту даже самой сложной мелодии при помощи движений.

Джордж Баланчин
источник: https://zelengarden.ru/44-foto/dzhordzh-balanchin-foto.html
Перебравшись в США, Баланчин открыл Школу Американского балета, а затем и профессиональную труппу. Руководя школой и коллективом, балетмейстер успевал участвовать в постановках мюзиклов. Иногда они так захватывали хореографа, что он переносил некоторые черты в балетные спектакли.
Джорджу Баланчину импонировали простые сюжеты. Он был уверен, история меркнет в сравнении с музыкой и самим движением. Несмотря на то, что начинал знаменитый хореограф со спектаклей с большим количеством декораций, позже пришёл к желанию избавиться и от них, и от пышных расшитых костюмов. Его замысел заключался в том, чтобы зритель увидел тело в движении. А задача танцовщика не столько следовать сюжету, сколько рассказывать музыку.
Джордж Баланчин и Игорь Стравинский (Фото: balletmagazine.ru)
Дело усложнялось тем, что выбиралась балетмейстером музыка, по сути, не предназначенная для балета. Часто это могли быть произведения Игоря Стравинского. Как говорили американские танцовщики, Чайковского исполнять было легко, ведь танцевать нужно «восьмёрками». В этом случае нет необходимости постоянно считать в уме, срабатывает «мышечная память». А у Стравинского этих «восьмёрок» нет. Некоторые исполнители нашего времени сознавались, что используют шпаргалки для его балетов.
Нестандартная для балетов музыка иногда требовала и нестандартных движений. Таким образом появился неоклассический балет. Его формулу можно понять из названия стиля. Джордж Баланчин в хореографии уважал строгий классический фундамент, добавляя к нему менее строгое оформление. В классических позициях можно обнаружить необычно «сломанную» кисть, часто смещался центр тяжести при выполнении па. В костюмах и декорациях он стремился к минимализму, используя для создания атмосферы не предметы на сцене, а художественный свет.
Последователи Баланчина продвинулись ещё дальше. После его смерти американский хореограф Уильям Форсайт решился на постановку балета, сложное название которого сразу говорит о неординарности произведения. «In the Middle, Somewhat Elevated» можно перевести как «В середине, где-то на возвышении» или «В середине, немного подвешенно».

Уильям Форсайт
Источник: https://alchetron.com/William-Forsythe-%28choreographer%29
Хореография здесь поменялась кардинально. Верхняя часть корпуса перестала быть непоколебимым квадратом ― два плеча, два бедра. Эта ось скручивалась, ломалась, сжималась. Руки местами становились более чёткими, повороты и батманы ― резкими, плие (приседание) позволялось только с одной ногой, развёрнутой в сторону, вторая носком и коленом смотрела на зрителя. Выворотность в принципе отошла на задний план..
Кроме того, Форсайт ввёл партерные комбинации. Костюмы стали просто однотонными купальниками и комбинезонами. Неизменной осталась обувь танцовщицы и многочисленные поддержки в паре. Использованная в спектакле музыка Тома Уилемса вряд ли у кого-то ассоциировалась бы с балетом. Мелодичнось сменилась скрежетом и жёстким, словно бухающим ритмом. Она могла бы встретиться в научно-фантастическом фильме про космических киборгов. Кроме того, балетмейстер нарушил театральную иерархию: в сольных партиях он утвердил танцовщиков кардебалета.
Всё перечисленное непривычно было не только для зрителей, но и для исполнителей. Одна из солисток заверила, после этого балета кажется, что потеешь кровью. С этого момента «современный балет» занял место среди направлений искусства.
«In the Middle, Somewhat Elevated»
постановка 1987 года, фрагмент. Хореография Уильяма Форсайта, музыка Тома Уиллемса
Анжелина Воронцова, прима-балерина Михайловского театра, на странице в социальных сетях выкладывала опрос: классика или современность. И у обоих направлений аудитория подмечает положительные моменты. На мой взгляд, необязательно выбирать. Вдохновиться, обрести душевный покой или, наоборот, получить заряд бодрости можно как от просмотра «Лебединого озера», так и от посещения «В середине, где-то на возвышении».
Анжелина Воронцова