олеся душак
Ничего у вас не получится!
Неожиданно выкрикнул незнакомец в адрес Владимира Бортко, будущего режиссёра сериала «Мастер и Маргарита», и ушёл восвояси. Этот случай стал первой тайной в огромном списке загадочных обстоятельств, витающих вокруг «бесовской истории».
Бортко:
Ещё как получится!
– подумал режиссёр. И действительно, многосерийный фильм появился на экранах в 2005 году.
Литературоведы называют это полиграфическим эффектом: все, кто ставит в театре или кино роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», ощущают на себе загадочные последствия взаимодействия с ним. Сам автор называл себя мистическим писателем. И не зря: чертовщина, зловещие знаки судьбы и возмездие, сдобренные сарказмом и самоиронией, – лейтмотивы великого романа. И, соответственно, всех произведений на его основе.
Надо сказать, что к съёмкам приступили только с третьей попытки: то актёры откажутся, то родственники Булгакова права на роман в Америку продадут. В общем, у Бортко на каждом шагу возникали сложности с экранизацией. И пора было бы послать её к рогатому праотцу, да только работа продолжалась вопреки обстоятельствам. Пригласили даже священника с кадилом – на всякий случай.

Звёздный актёрский состав, который мы увидели на экране, тоже можно назвать (НЕ)счастливым стечением обстоятельств. Олег Янковский должен был сыграть Воланда, а Александр Калягин — Берлиоза. Последний неожиданно перенёс два инфаркта подряд и решительно отказался. Владимир Машков пробовался на роль Мастера, но внезапная автокатастрофа вновь перекроила актёрскую группу.
Но такие трагичные обстоятельства подарили российскому зрителю талантливую игру Олега Басилашвили, Александра Абдулова, Валентина Гафта, Александра Галибина, Сергея Безрукова, Александра Филиппенко, Владислава Галкина и др.
«Я не знаю, как Воланда играть. В каком костюме он должен быть? Хоть в книге его одеяние подробно описано, но это — литература. А когда на экране: почему он такой, а не другой? И, как ни странно, это слабая роль. Всё происходит не с Воландом, а вокруг него, а просто пучить глаза, чтобы это убедительно получалось, я не хочу. А главная причина: я считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя. Иисуса Христа — можно, он был реальным человеком. А к этому нельзя прикасаться. Не ко всему роману Булгакова — к Воланду».

Олег Янковский
Актёр
На первый взгляд кажется, что неведомая сила препятствовала всем начинаниям. На самом деле мистицизм, окутывавший всё вокруг, часто был плюсом, служил выигрышным фоном для происходящего действа. Участники процесса подмечали, что на площадке всегда стояла именно та погода, которой требовала сцена. Актёры, болевшие перед съёмкой, выздоравливали, как по заказу, — ко времени своего появления перед камерой. Работа шла точно по графику.


Странности служили и поводом для смеха. Актёры любили пошутить над своими промахами, по поводу и без приплетая мистику. Александр Адабашьян в шутку говорил, что каким-то странным образом у него, человека непьющего, почему-то каждое утро под кроватью обнаруживалась бутылка водки.

Адабашьян в роли Берлиоза
«Приехал пьяный на съёмку и говоришь: «Я не пью, а тут утром просыпаюсь, стоит бутылка водки перед кроватью. Посмотрел на неё, а она как упала прямо горлышком в рот». Очень удобно! А если серьезно, то связь между судьбой и съёмками ещё надо установить. Мы знаем, что после них трагически погибли Влад Галкин и Александр Абдулов. Я слёг с сердечным приступом. Но можно ли говорить о причинно-следственной связи? Не знаю...»


Александр Адабашьян
Актёр
Иногда действительно становилось не смешно. Например, Олег Басилашвили неподражаемым басом произносил монолог Воланда, как вдруг его горло свело судорогой, он начал хрипеть, а потом и вовсе потерял голос. Врачи поставили малоприятный диагноз — кровоизлияние в правую голосовую связку. Коллеги по театру уверяли, что накануне злосчастных съёмок Басилашвили был в хорошем настроении и репетировал спектакль «Квартет». Проблемы с голосом начались именно в момент произнесения речи Воланда. Врач прописал полный покой и абсолютное молчание на несколько месяцев.
«Вообще я очень суеверный человек и всегда отказываюсь играть дьявола, потому что это печально заканчивается. Владимир Бортко сначала предлагал мне в фильме сыграть вампира Варенуху, но я не согласился. А вот Стёпу Лиходеева — можно, это совсем другое дело. Мой друг Валерий Золотухин сыграл Никанора Босого — вскоре его сын с собой покончил. Опасное дело нечисть играть: вот, снимались мы с Леонидом Марковым в картине «Отель «Эдем», у меня роль воина, пришедшего с того света, у него — Сатаны. Озвучили роли, а через неделю Лёнечка скончался. А помните, Роберт де Ниро сыграл дьявола в американской картине «Сердце Ангела»? После этого полгода пролежал в больнице, еле спасли!»

Александр Панкратов-Чёрный
Актёр
Кто больше всего верил в мистику на площадке? Наверное, Александр Филиппенко, сыгравший Азазелло. Даже его приглашение на роль было странным. Он исполнил роль Коровьева в фильме Юрия Кары, поэтому сниматься у Владимира Бортко в другой роли согласился, не раздумывая: слишком он верил в знаки судьбы, чтобы отказаться. В тот день Филиппенко был на Патриарших вместе с друзьями. Они обсуждали роман Булгакова. Внезапно к ним подошёл Бортко и сказал: «Коровьева ты уже сыграл. Азазелло у меня сыграешь?» .
Мистика или трагическое совпадение, но для многих актёров, задействованных в «Мастере и Маргарите», всё действительно закончилось печально. С момента окончания премьерного показа и за последующие несколько лет после выхода на большой экран из жизни ушли 18 актёров. Завершу в духе таинственного романа — назову 13 из них.