Александр ямщиков
Игровая зависимость - это диагноз
Узнаем, когда и как появился такой феномен, как игровая зависимость, и подумаем, как взаимодействуют современная медицина и видеоигры.
Часть I
С чего всё началось?
Игровое расстройство – это потеря контроля над временем, проводимым в играх. При таком раскладе человек начинает уделять меньше внимания другим видам деятельности и готов даже навредить себе, но не оставить любимую игру. То есть интенсивность сессий увеличивается до экстремальных значений.

Термин «игровое расстройство» вывели не так давно – в 2018 году. Но вопрос игрозависимости поднимался почти пол века назад. Тогда в 80-х годах Луизианские ученые впервые описали зависимость от Pac-man-а. Они сравнили эффект от чрезмерной игры в эту аркаду с употреблением психоактивных веществ. Не удивительно, ведь тогда Пак Мен совершил революцию в игровой индустрии.

Перешагнем сразу в 2010-е. Связано это с тем, что с 1980 по 2010 год не было практически никаких значимых или глубоких исследований в этой сфере. 30 лет без крупных открытий. Ничего не поделать, такое случается.

При этом в нулевые видеоигры начинают крупную экспансию на мировой рынок. А разработчики с маркетологами уже имели отработанные схемы создания игр и их продвижения.

В 2010 году впервые появляются частные клиники, которые предлагают курс терапии по освобождению от игровой зависимости. Но немногочисленные эксперименты с геймерами показали, что в них нет необходимости. Эксперты утверждали, что львиная часть проблем у заядлых игроков связана не с компьютером. С этого момента начинается борьба медицины и игровой индустрии.

В 2013 году ставится проблема интернет-игровой зависимости. Но позже зависимость от игры отделится и станет подвидом психического расстройства.
Критерии игрового расстройства:
  • Пациент много думает об игре, даже если занимается другими делами, и планирует, когда сможет поиграть.
  • Отказ от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу компьютерных игр.
  • Возникает чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время игры или в ситуациях, когда нет возможности поиграть.
  • Пациент продолжает играть, даже если осознает негативные последствия своей зависимости: плохой сон, опоздание на работу, конфликты с близкими и т.д.
  • Появляется желание играть больше времени и использовать для этого более мощный компьютер.
  • Пациент лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённом в игре.
  • Пациент понимает, что должен сократить время игры, но не может себя контролировать.
  • Игра используется для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний.
Но этот список подвергли критике. Экспертам не понравилось, что в работе сделан акцент только на онлайн-игры, а игры с одиночной кампанией безосновательно не рассматриваются. Плюсом критики посчитали, что исследователи взяли слишком узкий географический круг для анализа.

Часть II
Появление большого игрока
2016 год
В этом году за работу взялась ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения. Да, масштаб работ вышел на новый уровень. Игровое расстройство было описано двумя способами:
  • 1
    С точки зрения науки
    Модель игрового поведения, в которой нет контроля за временем проводимым в игре.

  • 2
    С точки зрения физиологии и психологии
    Времяпрепровождение в онлайн и офлайн проектах, которое несет вред ментальному и физическому здоровью индивида.
2018 год
Именно в это время исследование стало более конкретным. Тогда термин «игровое расстройство» ввели в обиход и подготовили для официальной регистрации в качестве диагноза. Также были созданы критерии, по которым он ставился:

  • Потеря контроля над участием в игре
  • Предпочтение игр перед другими видами деятельности даже в ущерб себе
  • Продолжение игры даже при появлении негативных последствий
Казалось бы, работа над ошибками проделана, прямо сейчас иди и лечи всех от игровой зависимости. Но тут всполошилась игровая индустрия. К 2018 уже были проведены эксперименты, в которых доказывали, что игры не несут в себе опасности. Поэтому студии-разработчики имели большое влияние на массы и смело начинали спорить со Всемирной организацией здравоохранения.
2022 год
Споры и исследования все не утихали. А 1 января игровая зависимость была официально признана диагнозом. Игровая индустрия уже успокоилась и громко на это не отреагировала. Она лишь попросила не торопиться с выводами. Вроде конец. Теперь во всех СМИ должны «бурчать», что игры – это промысел сатаны. Так бы и было, если бы ВОЗ не сделала официальное заявление во время интервью сайту GamesIndustry.
«Наши исследователи намеренно брали максимально узкие критерии, чтобы описать лишь крайние случаи расстройства. Мы нарочно не консультировались с представителями игровой индустрии, чтобы избежать корыстного интереса со стороны».


Владимир Позняк
Ведущий исследователь игровой зависимости
То есть в 10-летнем споре о вреде видеоигр, медицина была на стороне индустрии. Но эта история еще не окончена. Игры за 30 лет сделали сумасшедший прорыв и продолжают развиваться по сей день. При таком раскладе невозможно сделать четких заключений. Проанализировать все данные за раз невозможно. А новая информация поступает безостановочно.

Часть III
В которой мы будем запугивать статистикой
На самом деле нет. Даем 90% гарантию, что вы не склонны к игровому расстройству. Ученые из университета Бригама Янга провели исследование, которое продолжалось шесть лет: с 2014 по 2020 год. Они взяли выборку из 385 подростков и по ходу их взросления наблюдали за развитием зависимости.

Итоги эксперимента
72%
Слабый результат, отсутствие игровой зависимости
18%
Умеренные симптомы игровой зависимости
10%
Повышенный уровень паталогических игровых симптомов
Паталогическая игра – это огромный пласт времени, оставленный в виртуальном пространстве. После длительных сеансов человеку трудно вернуться в реальную жизнь. Также у него наблюдаются проблемы со здоровьем. То есть, чтобы стать «счастливым» обладателем игрового расстройства, человеку нужно экстремально много времени проводить в играх.

Но и слишком расслабляться тоже не стоит. Не забывайте, что, продолжая играть, здоровье можно ухудшить и другим образом. Поэтому, даже если вы играете, делайте это при хорошем освещении и почаще вставайте со стула, чтобы размяться и вернуться в реальную жизнь.