Яна Титоренко

Марсианские хроники

"Земляне прилетали на Марс. Прилетали, потому что чего-то боялись и ничего не боялись, потому что были счастливы и несчастливы, чувствовали себя паломниками и не чувствовали себя паломниками. У каждого была своя причина".
Р. Брэдбери
Космическая экспансия остается недостижимой мечтой землян. С тех самых пор, когда человеческая мысль впервые предположила возможность нашего неодиночества во Вселенной, ученые, политики и писатели пытаются найти способ покорения других планет. Самым вероятным кандидатом на роль «гостевой» планеты выступает сосед Земли – Марс. Он наиболее привлекателен по многим причинам.
Достоинства Красной планеты
Планета находится в "земной" зоне своей (то есть нашей общей) звезды, а значит – на оптимальном расстоянии для зарождения и развития жизни.
В марсианских сутках – 24 часа 39 минут, то есть они всего лишь на 40 минут длиннее земных, нам будет легко адаптироваться.
Атмосфера Марса очень разряжена и состоит по большей части из углекислого газа, но она, тем не менее, есть, и в сравнении с другими планетами – это большая удача.
Температура на экваторе в летнее время года – +20°C, что по сравнению со слишком жаркими Венерой и Меркурием – просто сказка. Конечно, эта температура – удачное сочетание места и времени года, но потенциально мы сможем подстроиться под температурный режим Марса.
На Марсе обнаружены геологические образования, напоминающие русла рек. Для исследований это стратегически важная область, поскольку наличие воды напрямую связано с возможностью существования жизни. Марсоходы НАСА "Спирит" и "Оппортьюнити" находили минералы, существование которых возможно только при наличии воды. Аппарат "Феникс" обнаруживал залежи льда.
Угол наклона Марса к плоскости орбиты почти равен земному, там происходит привычная землянам смена времен года. Аппарат "Феникс" зафиксировал на планете снег. Может быть, мы даже сможем лепить снеговиков к Рождеству, когда "переедем".
Несмотря на явные достоинства Марса, его выигрышное положение на космической арене не безусловно. Красная планета – наиболее изученная из известных нам, но космические аппараты редко достигают ее поверхности: из 14 запущенных устройств работали на Марсе только 7, все остальные разбились, иногда – не достигнув даже поверхности планеты. Подобные цифры – отличный плацдарм для теорий заговора. Некоторые (телеканал РЕН-ТВ) всерьез считают, что Марс "отторгает" любые попытки что-то забрать с планеты, позволяя лишь фотографировать и посылать на Землю снимки и результаты исследований.

Недавно космический аппарат "InSight" (НАСА) совершил мягкую посадку на поверхность Марса. Это восьмой успешный случай в истории человечества. InSight завел даже собственный твиттер, в который отправляет селфи, фотографии и эмоджи.
Обо всех наших попытках колонизировать "соседа" – удачных и не слишком – в марсианской хронике.

Советские "Марсы": первому игроку приготовиться

Покорение космоса "удачно" совпало с холодной войной и гонкой вооружений. В 1969 американцы высаживаются на Луну, и советские ученые начинают активно работать над изучением Марса. Необходимо было не только орбитальное наблюдение (ещё в 1962 году Советы вывели на орбиту Марса межпланетную станцию "Марс-1"), но и нечто равноценное американскому успеху – достижение поверхности планеты. С 1971 по 1974 СССР послал на Марс в общем и целом шесть аппаратов, три из которых вывели на орбиту, а ещё три – послали изучать планету.
Не знавшие о рельефе и климате планеты наверняка, ученые оснащали первые устройства лыжами – на случай, если Марс – это заснеженная пустошь или пустыня.
27 ноября 1971 года "Марс-2", на борту которого был закреплен вымпел СССР, разбился о поверхность планеты. "Марс-3", в отличие от своего предшественника, сел удачно и даже начал передавать на Землю сигнал. Триумф длился ровно 20 секунд, после чего связь с устройством была потеряна. "Марс-4" пролетел над Марсом, успев сделать только пару снимков. "Марс-5" был отправлен исключительно для фотографирования с орбитального расстояния, с "Марс-6" связь потеряли. "Марс-7" тоже промахнулся, и ежегодная эпопея Советского Союза по запуску аппаратов на Марс улетела в далекий космос вместе с не отвечающим на сигналы устройством.
США: новичок принимает бой

Программа Соединенных Штатов "Викинг" предполагала запуск с разницей в две недели двух аппаратов "Викинг-1" и "Викинг-2". "Викинг-1" стал первым космическим аппаратом, выполнившим мягкую посадку на поверхность Марса. Его напарник был также вполне удачен в своем путешествии. Суммарно оба "Викинга" отправили на Землю свыше 50 тысяч снимков. С ними, конечно, не всё гладко: у первого "Викинга" не заработал сейсмометр, а второй приземлился под неудачным наклоном. Тем не менее, "Викинги" изучили грунт, плотность атмосферы и температуру. В их задачи входил, кроме того, поиск разумной жизни на Марсе: она обнаружена не была. "Викинг-1" мог бы проработать дольше, но во время установки программного обеспечения произошел сбой, и связь с ним была утеряна. Первый "Викинг" провел на планете 2245 марсианских суток, второй – 1281.

Первый панорамный снимок Марса (Викинг-1)
На фотографиях ниже – снег на месте посадки аппарата "Викинг-2" и первое цветное изображение планеты.
«Марсопроходец» – 1997

Mars Pathfinder (Марс Пасфайндер) – программа, включающая в себе неподвижную марсианскую станцию и передвижной аппарат. Цели миссии были скорее техническими, чем научными: следовало отработать схему дешевой посадки.

"Sojourner " («Пришелец») был первой передвижной станцией, действующей за пределами системы Земля-Луна, фактически – первым марсоходом. Он работал на Красной планете всего лишь три месяца и самым выдающимся его научным достижением так и осталось исследование близлежащего камня, но для проекта с относительно небольшим бюджетом, чьей основной задачей была отработка посадки, "Пришелец" дал поразительные результаты. Подтвердилась теория о влажном и теплом климате планеты в прошлом, параметры ветра и грунта.
Большие надежды

После нескольких лет неудачных запусков NASA, очевидно, пересмотрело свой подход к изучению Марса, потому что после 2004 года они отправили на Красную планету три невероятно успешных по меркам космоса марсохода ("Спирит", "Оппортьюнити" и "Кьюриосити").
"Спирит" проехал 7,73 км вместо запланированных 600 м и проработал 5 лет вместо запланированных трех месяцев.
"Оппортьюнити" нашел следы наличия на Марсе пресной воды.
"Кьюриосити", самый тяжелый и самый высокотехнологичный из всех аппаратов, отправляемых нами на Марс, превзошел все самые смелые ожидания ученых. Он изучает Красную планету с точки зрения потенциального размещения там человека: измеряет радиационный фон, определяет состав почвы. Марсоход нашел на Марсе все необходимые элементы для существования там жизни, и НАСА провели масштабную пресс-конференцию, в ходе которой подтвердили обнаружение "древней органики" на Марсе. Весь мир тогда праздновал сомнительный с точки зрения логики успех обнаружения жизни, поскольку сама по себе она обнаружена всё-таки не была, несмотря на громкие заголовки СМИ, а только условия для ее существования.
Ударный кратер Виктория. Снимок искусственного спутника Марса
Морально-этическая сторона колонизации Марса остается поводом для дискуссий. Жизнь там может существовать в трех временах – прошлом, настоящем или будущем. Если она была там когда-то задолго до появления землян, а потом исчезла в результате техногенной или космической катастрофы (это объясняло бы "слабую" марсианскую атмосферу), то мы ничем не рискуем, изучая фактически "мертвую" планету. В связи с этой концепцией появляются футуристические прогнозы о том, что человечество в принципе переселилось на Землю с Марса. Но если жизнь зарождается сейчас или возможна для зарождения в будущем, то мы рискуем обнаружить ее, уже уничтожив, об этом писали в свое время New Scientist. С колонизацией мы неизбежно занесем на Марс земных бактерий, и это огромный риск для нас, как для исследователей, потому что в этом случае мы по неосмотрительности убьем единственных существ, способных разделить с нами одиночество космической темноты.
Только одна планета в Солнечной системе напоминает нам нашу собственную. Мы пишем о Марсе больше, чем о каком-либо ещё объекте во Вселенной. Пусть скептики говорят: "Мы никого там не найдем, мы одни", мечтатели отвечают им: "Если бы тебе сказали, что у тебя никогда не будет друга, разве ты перестал бы искать?".

В ночном небе издевательски мигает маленькая красная точка – чужая планета, в которую человечество безответно влюблено. На ее пыльной поверхности, среди песчаных бурь и застывшего льда, несколько устройств собирают информацию, оставляя за собой колею следов. Мы верим, что когда-нибудь прилетим туда вслед за ними – потому что чего-то боимся и потому что не боимся ничего – встречать почти земные закаты.
Закат на Марсе 19 мая 2005. Снимок марсохода Spirit