Светлана Бутусова
Кого они видят пред собой?
В очередной раз, гуляя по бесконечным залам Эрмитажа (славься великий и могучий студенческий безлимит!), я стала рассматривать посетителей. Среди них были пожилые пары, стайки иностранцев, парочки, но взгляд упал на группу школьников. Они сидели полукругом, смотря с благоговением на экскурсовода и одну из картин. «Вот это да!» – подумала я. Довольно сложно удержать внимание трудолюбивого студента, ведь рука так и тянется к телефону, а тут школьники.

Экскурсовод явно подошла со всей душой к своему делу. Она не просто говорила о картине как о предмете искусства, а «оживляла» истории о персонажах, изображенных на ней, и живописцах – складывалось ощущение словно тебе читают невероятный рассказ. Представляю, как радовались учителя, наверное, впервые им не пришлось вылавливать ребятню по всем углам. Они как послушные утята шагали за своей Музой.

В греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, ребенка титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. В честь Мнемозины, которая была богиней памяти, дочерей стали назвать музами, что в переводе с греческого означает «мыслящие». Древние греки же, в свою очередь, определили каждой девочке сферу жизни, за которую она отвечала. Люди считали, что человек, занимающейся одной из этих сфер имеет свою покровительницу. Каллиопа стала музой эпической поэзии, Клио – музой истории, Мельпомена – трагедии, Талия – комедии, Полигимния – священных гимнов, Терпсихора – танца, Эвтерпа – поэзии и лирики, Эрато – любовной и свадебной поэзии, а Урания – науки.

Эта часть мифологии не потерялась в обломках истории. Она затронула и любимый мной мир кинематографа.

Легендами греков кино пользуется давно, но часто смешивает многие образы и истории, так оно объединило всех упомянутых покровительниц в единое понятие – «Муза». Теперь вдохновительница отвечает за все искусство сразу – что тут скажешь, кризис затронул не только род людской, но и Парнас с Геликоном.

На большом экране можно увидеть разные воплощения Прекрасной особы от привычного любовного интереса, толкающего главного героя на действия, до непосредственно Музы, в прямом ее понимании. В комедии «Догма» режиссера и сценариста Кевина Смита присутствует персонаж – Муза. И как говорит сама героиня: «Я была абстракцией. ... Музой, глупенькая. Специализировалась на кинофильмах». В картине не просто показан образ, но и комичность приписываемых ему свойств, ведь героиня Сальмы Хайек вдохновлять людей может, но творить сама, как оказалось, нет.

Самое интересное, что термин так плотно засел в наших головах, что нам не нужно объяснять, что мы воспринимаем его без всякого осмысления. Кто-то из вас помнит, что в мультфильме «Гравити Фолз» в серии про восковые скульптуры Мэйбл Пайнс благодарила Музу: «О, Муза, воистину неисповедимы пути твои!». На что дядя Стэн спрашивает у Диппера: «Чего это она говорит с потолком?» Восклицание не несло определенного образа, оно было рассчитано на знание зрителей, поэтому придало юмористичности высказыванию дяди Стэна.
Насколько далеко ушло наше восприятие от первоисточника? Скажи человеку слово «Муза» и он тебя поймет, но спроси, кто это, откуда она появилась, и дискуссия пойдет на убыль. К тому же, в каноническом списке древнегреческих муз случилось пополнение - сегодня считается, что десятая муза покровительствует кино. Как самая младшая, она быстро переняла таланты своих сестер.