Александр Егоров
Истоки ненависти:
история русской гомофобии
Кто был любовником Ивана Грозного, как Петроград стал гей-столицей постреволюционной России и почему сексуальная свобода мешала индустриализации Сталина
В современной России быть человеком гомосексуальной ориентации - тяжёлое бремя. Последние 10 лет государство ведёт консервативную, откровенно гомофобную политику и опирается исключительно на «традиционные ценности». Введение федерального административного закона о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений» - яркое тому подтверждение. Досталось даже мороженому «Радуга», что уж говорить о гей-парадах и усыновлении детей в страны, где признаются однополые браки. Таким образом, Россия стала одной из самых консервативных мировых держав в вопросах, касающихся ЛГБТ. Оттого может показаться, что гомофобия давным-давно заложена в наших ДНК, в то время как «загнивающая Европа» так и норовит подорвать российские «традиционные ценности». Но дело в том, что ситуация обстояла таким образом далеко не всегда. Более того, исторически в России к гомосексуалам относились гораздо более терпимо, нежели в европейских странах. Не верите? Что ж, давайте подробнее разберёмся в этом вопросе.
Толерантная Русь
Начнём издалека. Во времена Средневековья, до правления Петра, светские законы не касались половой жизни людей на Руси. Ни в «Русской правде» Ярослава Мудрого, ни в «Соборном уложении» Алексея Михайловича однополые отношения упомянуты не были. Контроль за этим аспектом осуществляла исключительно православная церковь, но даже она не предполагала каких-либо жестоких наказаний за гомосексуальный акт.

Например, согласно Кормчим книгам, за греховный контакт (любой секс вне брака, в том числе и однополый) полагалось отлучение от причастия, молитва или пост с отбиванием поклонов. А «Стоглав» (1551) в главе «о содомском грехе» предписывал покаяние и даже давал возможность исправиться за содеянное. В противном случае грешника ждал запрет на вход в церковь. И никаких тюремных заключений, костров, забиваний камнями и других подобных дикостей. Конечно, для православного человека той эпохи отлучение от церкви было жутким наказанием. В его сознании это единственный посредник между ним и Богом – абсолютным источником всей жизни и любого блага. Однако с точки зрения государства и его законов на Руси довольно спокойно относились к людям нетрадиционной сексуальной ориентации.

Во времена правления Ивана Грозного явление гомосексуальности распространилось до невиданных масштабов. Английский поэт Джордж Тэрбервилл в 1568 году посетил Москву в составе дипломатической миссии. Тогда он был поражён не столько жестокой политикой опричнины, сколько распутством русских мужчин. Своё изумление и возмущение он изложил стихотворном послании своему другу Эдварду Данси. Смягчённая версия его перевода звучит следующим образом:
Хоть есть у мужика достойная супруга,
Он ей предпочитает мужеложца-друга.
Он тащит юношей, не дев, к себе в постель.
Вот в грех какой его ввергает хмель.
Джордж Тэрбервилл
Средневековый английский поэт
Пьянка русских мужиков
Актёр Дмитрий Писаренко в образе Федора Басманова
("Царь Иван Грозный", 1991 год)
В гомосексуальных наклонностях подозревали и самого царя Иоанна. Существует немало свидетельств о том, что особую симпатию он питал к молодому опричнику Фёдору Басманову, который достиг высокого положения во многом благодаря своим танцам на царских пирах в женском обличье.

Князю Оболенскому-Овчининину часто приписывают следующую фразу, сказанную Басманову в порыве ревности: "Предки мои и я всегда служили государю достойным образом, а ты служишь ему содомией". Поговаривают, что именно из-за этой фразы князь был казнён.

Алексей Толстой крайне откровенно писал о природе отношений Федора и Ивана Грозного в историческом романе "Князь Серебряный" (1869). Наиболее запоминающейся является сцена, в которой приговоренный к пыткам Басманов намеревается рассказать народу об их связи с царем, но его в тот же момент обезглавливает Малюта Скуратов.
Инфернальная сцена танца опричников из знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный" (1945).
В центре внимания - Федор Басманов в женском платье.
В католической же части мира с гомосексуальностью боролись гораздо жёстче. Ещё с середины 12 века, в период расцвета философии теоцентризма, однополые отношения стали считать смертным грехом. Боясь, что Европу постигнет участь города Содома, который был сожжён Богом за распутство его жителей, Папы начали массовое преследование гомосексуалов. Несколько веков подряд их сажали в тюрьмы, сжигали вместе с неверующими на костре, забрасывали камнями, кастрировали. Во Флоренции Эпохи Возрождения даже появилась должность ночного офицера, в обязанности которого входила организация засад и поимка мужчин, практикующих однополый секс.
Кстати, существует немало свидетельств, намекающих на гомосексуальность двух великих творцов Возрождения: Микеланджело и Леонардо да Винчи. Выходит, нам очень повезло, что их эта участь не постигла, и теперь мы можем наслаждаться их шедеврами.
Казнь Диспенсера Младшего, фаворита английского короля Эдуарда II, 1470-е годы. Сердце и половые органы Диспенсера были вырезаны и сожжены.
Нигде, ни на Востоке, ни на Западе, не смотрели так легко, как в России, на этот гнусный, противоестественный грех.
Сергей Михайлович Соловьёв
Историк
Европейская гомофобия
в реформах Петра I
Цель знаменитого «Великого посольства» заключалась не только в обретении союзников для борьбы с Османской империей и Швецией. Пётр также хотел досконально изучить и перенять европейские порядки и государственное устройство. Как мы знаем из учебников истории, ему это в полной мере удалось. Это коснулось и отношения к гомосексуалам, ведь в те времена в Европе однополые контакты всё ещё считались страшным преступлением и активно преследовались. И Пётр, конечно же, не мог упустить эту деталь в погоне за «прогрессивными» европейскими государствами.
Гравюра «Сожжение содомита». Нидерланды, XVIII век.
Воинский устав Петра I (1716 года)
В 1706 году князем Александром Меншиковым был выпущен «Краткий артикул», основанный на немецком военном кодексе. Это первый документ, который ввёл в светское законодательство наказание за гомосексуальность. Согласно ему, однополые контакты «мужа с мужем» карались смертной казнью через сожжение. В дальнейшем «Воинский устав» 1716 года внёс некоторые коррективы: за добровольный половой акт полагалось лишь телесное наказание, а к смерти приговаривались только насильники. К слову, касалось это только военных, служащих в новообразованной регулярной армии.

Важно отметить, что наказание за гомосексуальный акт никак не было связано с религиозными воззрениями. Оно считалось лишь грубым нарушением дисциплины. Во многом из-за этого к нарушителям относились довольно снисходительно, а реальное наказание было скорее исключением из правил. По крайней мере, у нас нет задокументированных доказательств смертной казни за однополый секс в петровские времена.
Криминализация гомосексуальности при Николае I
После реформ Петра российские правители предпринимали тщетные попытки сформировать светское уголовное законодательство, которые стопорились на уровне проектов. Однако даже в них находилось место наказанию за нетрадиционный секс. Так, в неизданном Уголовном уложении Елизаветы I (1754-1766) присутствовала статья «о содомском грехе», но сформулирована она была довольно размыто. А в проекте Александра I (1813) однополый акт числился как «противоестественное студодеяние», а злостным нарушителям закона предполагалось не только уголовное наказание, но и публичное церковное покаяние. Впрочем, ни один из этих проектов так и не увидел свет.
Хождения вокруг да около создания уголовного законодательства продлились вплоть до начала правления Николая I. После неудавшегося, но неслабо напугавшего будущего «жандарма Европы» восстания декабристов был взят курс на консервативные преобразования. В ответ на революционную французскую триаду «Свобода. Равенство. Братство» министром просвещения С.С. Уваровым была сформулирована новая государственная идеология под противоположным знаменем: «Православие. Самодержавие. Народность». А затем, в начале 1835 года, в силу вступил «Свод законов Российской империи» М.М. Сперанского, опиравшийся на прусско-австрийскую консервативную модель развития и направленный на укрепление монархии и усиление роли религии в государстве.

Император Николай I
Именно при Николае было впервые введено наказание за «мужеложство» среди гражданского населения. За добровольный однополый секс предполагалось наказание плетьми и ссылка в Сибирь. С насильниками пожёстче – кнут и каторга. Приговор выносился по итогам перекрёстного допроса и врачебного осмотра, который, к слову, вряд ли можно было назвать эффективным, ведь точно выявлять факт анального секса российские медики научились гораздо позже. Однако стоит отметить, что статья применялась довольно редко, а каких-либо громких уголовных дел на уровне суда над Оскаром Уайльдом в Российской Империи не наблюдалось. Более того, на высших государственных постах нередко можно было встретить представителей гей-сообщества, которые не особо-то и старались скрывать свои сексуальные предпочтения. «Голубое лобби» в России 19 века обладало нешуточным влиянием.
"РАУНД!" от народного поэта
Активному обсуждению подверглась сексуальная ориентация уже выше упомянутого министра народного просвещения и ярого сторонника консервативной идеологии Сергея Уварова. Тема стала особо актуальной после того, как не самый способный, но привлекательный М. А. Дондуков-Корсаков, которого часто называли любовником Уварова, был назначен вице-президентом Санкт-Петербургской Академии Наук. Этому событию Александр Сергеевич Пушкин даже посвятил не самую приличную эпиграмму.
В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что жопа есть.
Александр Пушкин
Великий русский поэт
Эти строчки не стоит связывать с гомофобными взглядами Пушкина. Скорее, они являются следствием цензурного притеснения со стороны двух высокопоставленных любовников. Пушкин писал в 1835 году в дневнике:
«Уваров большой подлец. Он кричит о моей книге как о возмутительном сочинении. Его клеврет Дундуков (дурак и бардаш) преследует меня своим ценсурным комитетом. Он не соглашается, чтоб я печатал свои сочинения с одного согласия государя. Царь любит, да псарь не любит».


Революция: социалистическая и сексуальная
В российском обществе начала 20 века отношение к гомосексуалам можно охарактеризовать как презрительно-ироничное. То есть, большинство всё ещё придерживалось консервативных взглядов в этом вопросе, но какую-то серьёзную угрозу в предпочитавших однополую любовь людях не видело. Во многом это связано с тем, что в то время гомосексуальность считалась болезнью. Многие знаменитые русские и зарубежные медики описывали её как "извращение полового чувства" и обсуждали возможности его излечения. То есть люди нетрадиционной сексуальной ориентации во многом воспринимались лишь как жертвы сбоя в их организмах.
В то же время в юридическом сообществе в преддверии создания нового Уголовного уложения (1903 год) разгорелась настоящая дискуссия о том, стоит ли вообще преследовать гомосексуалов. Главным инициатором идеи декриминализации гомосексуальности стал сооснователь Партии кадетов В. Д. Набоков (отец знаменитого писателя). Он считал, что каждый человек имеет право на частную жизнь, а государство не должно интересовать то, что происходит «за закрытыми дверьми спальни».
В ходе дискуссий он задавал вполне разумные вопросы:

Владимир Дмитриевич Набоков
1
Почему для сохранения здоровья уголовно должна запрещаться гомосексуальность, но при этом разрешается, например, пьянство?
2
Почему преследование за якобы отрицание брака как основы семьи и государства не касается холостяков?
3
Что делает однополый секс более безнравственным, чем секс мужчины и женщины вне брака, если оба варианта считаются грехом?
4
Какой смысл в запрете гомосексуальности, если секс в обществе давно перестал считаться лишь средством продолжения рода?
Однако по итогам дебатов преследование гомосексуалов так и не было отменено. Получилось лишь смягчить наказание за добровольную связь.

Тем временем до Октябрьской революции оставалось совсем недолго. Большевики уже активно обсуждали не только переход страны к коммунистическому строю, но и введение новой концепции сексуальности в случае прихода к власти. Владимир Ленин считал, что «раскрепощение духа чувственности, энергии, направленной не на псевдосемейные ценности, поможет выплеснуть этот сгусток на дело победы социализма».
Ленин и Троцкий
Немецкий психолог В. Райх в своей работе «Сексуальная революция» приводит крайне интересный отрывок из переписки Троцкого и Ленина (1911):
Троцкий:
«Несомненно, сексуальное угнетение есть главное средство порабощения человека. Пока существует такое угнетение, не может быть и речи о настоящей свободе. Семья, как буржуазный институт, полностью себя изжила. Надо подробнее говорить об этом рабочим…»
Ленин:
«…И не только семья. Все запреты, касающиеся сексуальности, должны быть сняты… Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят».
С наступлением революции Россию действительно ожидало несколько крайне либеральных реформ в сфере семьи и частной жизни. Большевики упростили процедуру развода, разрешили аборты, а в соответствии с новой моралью проповедовались свободные сексуальные отношения. Заведующая женотделом партии Александра Коллонтай разъясняла народу, что "свобода общения между полами не противоречит идеологии коммунизма". В стране даже появилось общество открытых нудистов под лозунгом «Долой стыд!». Правда, просуществовало оно довольно недолго.
Сексуальная революция, несомненно, не могла не коснуться и вопроса о преследовании гомосексуалов. Так, в «УК РСФСР», вступившем в силу в 1922 году отсутствовала уголовная статья за мужеложство. Таким образом, однополые отношения в Советской России были официально декриминализованы.
Гомосексуальная культура постреволюционной России
Несмотря на запреты и уголовное преследование, в России ещё с 19 века начала формироваться гомосексуальная субкультура. Особенно развитой она была в Петрограде. Чтобы определить «своих», петероградские геи использовали специальные опознавательные знаки. Чаще всего это были платки или галстуки красного цвета. Излишне яркий макияж и «особый, всем понятный взгляд» также являлись признаком гомосексуальности. Самые смелые и вовсе могли ходить по улицам в платьях, но такой способ самовыражения мог привести к печальным последствиям.
Русские матросы с молодыми людьми, переодетыми в женские платья
Представители "простых" геев Петрограда
Чем геи Петерограда не могли похвастаться, так это единением. Лесбиянки редко афишировали свою личную жизнь, и сведений о них сохранилось не так много. А мужское гомосексуальное сообщество ещё до революции разделилось на «аристократов» (богачи, интеллектуалы и представители художественной среды) и «простых» (ремесленники, мещане, портные, повара). Между собой они почти не общались. Лишь изредка «простой» гей мог заинтересовать представителей высшего общества. Даже коммунизм и всеобщее равенство не изменили ситуацию. В этом плане гомосексуальное сообщество оказалось даже более консервативным, чем остальные советские граждане. Лишь женские имперсонаторы с одинаковым успехом выступали перед обеими группами. Искусство оказалось востребованным везде.

Имперсонация была очень популярным явлением в гомосексуальном сообществе Петрограда. Среди них были и настоящие звёзды, подражавшие знаменитостям того времени: от немецкого женского имперсонатора Ханзи Штурма до знаменитой балерины Матильды Кшесинской. За помощью с костюмами они нередко обращались к известному портному Лейферту, который до революции одевал артистов Мариинского театра, а также ни много ни мало был поставщиком императорского двора. Имперсонаторы также активно принимали участие в проведении костюмированных мужских свадеб.
Два артиста, один из них — женский имперсонатор.
Имперсонатор в образе Матильды Кшесинской
Некто "Павлик"
Свадьба, превратившая Петроград в гей-столицу СССР
На данный момент есть данные лишь о двух костюмированных мужских свадьбах, проведённых в первые годы после революции. Однако, по словам некоторых современников, их было больше и проводились они вплоть до начала 30-х годов. Первая свадьба состоялась в 1920. На ней священными узами брака были связаны чиновник Георгий Андреев и молодой работник мануфактуры Денис Нестеренко по прозвищу Дина. Судя по всему, она прошла довольно спокойно и без последствий, поскольку информации о ней не так много. Чего явно не скажешь о второй свадьбе, которая впоследствии переросла в знаменитое «дело петроградского клуба».
"Они не преступники, они психически больные"

В 1921 году один из любителей выслужиться перед советской властью, «профессиональный доносчик» и матрос Балтийского флота Афанасий Шаур придумал план. Он решил организовать масштабную костюмированную гей-свадьбу, а затем сдать всех её участников органам как контрреволюционеров, желающих морально разложить молодую Красную армию изнутри. С первой задачей ему удалось справиться на отлично. В квартире своего приятеля, милиционера Александра Мишеля, он собрал 95 человек, большинство из которых - бывшие офицеры и нижние чины армии и флота. Действительно впечатляюще.

Все они были задержаны. Однако плану Шаура было не суждено воплотиться в жизнь. Во-первых, он не только не получил никаких наград, но и сам попал под подозрения, ведь прокурор выяснил, что Афанасий также был из среды петроградских геев. Во-вторых, милиции пришлось всех до единого отпустить, ведь статьи за мужеложство в тогдашнем уголовном кодексе не существовало, а признаков контрреволюционной деятельности обнаружено не было. В ходе следствия даже было проведено медицинское обследование обвиняемых при участии академика Владимира Михайловича Бехтерева. По завершению осмотра он заявил: "Они не преступники, они психически больные". В ноябре 1922 года дело было закрыто.
Участники мужской костюмированной свадьбы 1921 года, организованной Афанасием Шауром
Владимир Михайлович Бехтерев
Вести о «деле петроградского клуба» разнеслись по всей стране. Немалую роль в этом сыграл и Бехтерев, рассказывавший об этом случае на своих лекциях в разных городах. Гомосексуальная часть граждан России восприняла это как знак лояльного отношения к геям в северной столице. Многие геи действительно переезжали в Петроград/Ленинград с надеждой, что там им жить будет легче. В архиве Бехтерева можно найти крайне интересные письма, написанные гомосексуалами. Один из них писал:

«Из Одессы мы [гомосексуалы] теперь массами бежим в центральную часть России, в частности, в Ленинград, где законность более соблюдается и где судьи могут разобраться в половом вопросе».

Некоторые и вовсе ехали туда ради встречи с самим академиком, свято веря в то, что он сможет избавить их от гомосексуальной напасти медицинским путём.
Сворачивание сексуальных свобод и начало репрессий
Сейчас все эти истории звучат как нечто фантастическое, выдумка безумного утописта. Откуда же в таком случае взялся стереотип о том, что в СССР секса не было, а если и был, то исключительно ради появления новых строителей коммунизма? Что ж, действительно, на сексуальной свободе советских людей довольно быстро был поставлен крест. Уже в начале 1930-х годов, с приходом Иосифа Сталина к власти, многие политические процессы были обращены вспять. Коснулось это и частной жизни граждан Советского Союза. Для этого было сразу несколько предпосылок.
1
Уже к концу 20-х годов в высших научных кругах страны появились новые люди, которые поставили во главе угла социальные дисциплины. Роль медицины в решении социальных проблем стала снижаться. В связи с этим гомосексуальность перестала восприниматься как заболевание. Теперь это социальное, моральное извращение, с которым нужно бороться.
2
С 1929 года советской властью был начат процесс форсированного наращивания промышленного потенциала, называемый индустриализацией. Для этого нужны были новые рабочие руки, что логично вызвало необходимость повышения рождаемости. Наметилась тенденция к всевозможному поощрению традиционного семейного устройства, начиная от регистрации брака и кончая запрещением абортов. Гомосексуалы стали не выгодны правительству, ведь они впустую расходовали биологический ресурс нации.
3
В 30-е годы началась классическая кампания по очернению внешнеполитического оппонента. Ощущая опасность со стороны быстро развивающейся Германии, советское правительство активно обвиняло партию Гитлера в засилье гомосексуалистов и повсеместной безнравственности. Для поддержания контраста партии необходимо было пропагандировать исключительно традиционные семейные ценности.
Не десятки, а сотни фактов говорят о разрушительном, разлагающем влиянии фашизма на молодежь Европы. Перечислять факты - противно, да и память отказывается загружаться грязью, которая все более усердно и обильно фабрикует буржуазия. Укажу однако, что в стране, где мужественно и успешно хозяйствует пролетариат, гомосексуализм, развращающий молодежь, признан социально преступным и наказуем, а в "культурной стране" великих философов, ученых, музыкантов он действует свободно и безнаказанно. Уже сложилась саркастическая поговорка: "Уничтожьте гомосексуализм - фашизм исчезнет!
Максим Горький
Писатель
Генрих Ягода
Формально кампанию по криминализации гомосексуальности в СССР начал заместитель председателя ОГПУ Генрих Ягода. 15 сентября 1933 года он отправил письмо Сталину, в котором заявил:

«Актив педерастов, используя кастовую замкнутость педерастических кругов в непосредственно контрреволюционных целях, политически разлагал разные общественные слои юношества, в частности рабочую молодежь, а также пытался проникнуть в армию и на флот».

Одним взмахом пера общества гомосексуалов превратились в контрреволюционные ячейки. А с контрреволюционерами в советском государстве принято бороться. Сталин ответил в своём фирменном стиле.
Надо примерно наказать мерзавцев, а в законодательство ввести соответствующее руководящее постановление.
Иосиф Сталин
Диктатор
Через 3 месяца в своём проекте антигомосексуального закона Ягода доложил о вопиющем факте создания гомосексуальных группировок по всей стране. Их руководителем был назван дипломат Дмитрий Флоринский, целью которого якобы являлось распространение пропаганды национал-социалистских идей. Так гомосексуализм был на долгие годы "увязан" с контрреволюцией, что сделало неизбежной его криминализацию 1 апреля 1934 года. За добровольный однополый сексуальный контакт полагалось от 3 до 5 лет лишения свободы, а за насильственный – от 5 до 8.

После этого уголовные дела по статье за «мужеложство» полились рекой: ежегодно в тюрьмы и колонии по ней отправлялось около тысячи мужчин. В местах заключения развилась особо жёсткая субкультура, в которой осуждённые за «мужеложство» автоматически попадали в касту «опущенных», из которой невозможно было выбраться. А массовость репрессий привела к широкому распространению этой субкультуры по всей стране. Это оказало значительное влияние на отношение к гомосексуалам в России в последующие годы. Несмотря на декриминализацию в 1993 году, гомофобия в России продолжает жить и процветать.
Проследив за этой длинной цепочкой событий, можно сделать вывод, что уровень гомофобии в российском обществе во многом регулируется искусственным путём. Когда-то антигомосексуальный закон был введён правительством в попытках подражать европейскому законодательству. Теперь же консервативные взгляды на сексуальность, наоборот, пропагандируются в противовес «загнивающему и безнравственному» Западу. В ходе истории политика государства по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации неоднократно менялась в зависимости от его текущих интересов, и в будущем это, несомненно, произойдёт вновь. Поэтому, возможно, каждому стоит прислушиваться лишь к своему мнению и честно ответить себе на вопрос:

«А насколько лично меня интересует, с кем тот или иной человек делит свою постель?».