Ксения шаповалова

Кто с кого списывал?

Некоторые плакаты довоенного и военного времени в СССР и в странах с фашистским режимом в буквальном смысле копируют друг друга. Совпадение? Не думаем.
Этот материал мы решили отнести в рубрику "РеZOOMе".
Наш автор рассуждает о том, по каким законам и с помощью каких образов разжигается война.
Когда речь идет о Второй Мировой войне, перед нами, современными людьми, часто встают образы, запечатленные на плакатах. Знаменитая «Родина-мать зовет!» причудливым образом напоминает плакаты времен Гражданской войны в России и… плакаты фашистской Германии и Италии. Как ни парадоксально, некоторые плакаты довоенного и военного времени в СССР и в странах с фашистским режимом в буквальном смысле копируют друг друга.
Почему же так происходит?

На помощь пришли малые формы искусства: наступил "плакатный Ренессанс"
В годы Второй Мировой войны во многих странах, в том числе в СССР и Германии, наступает так называемый «плакатный Ренессанс». Для создания монументальных произведений не хватало времени и технологических возможностей. Тогда на помощь пришли малые формы искусства, к которым можно отнести и плакат. В сложных военных условиях он позволял передавать важную информацию очень оперативно.
А образ с плаката надолго оставался в памяти. Образ один – но в памяти людей из вражеских стран. Причем он одинаково хорошо работал в каждой из стран.

Плакат Великой Отечественной войны и плакат времен Гражданской войны.
Достижения, ранее усвоенные в плакатном искусстве, стали развиваться с новой силой. Военный плакат СССР, например, наследует традиции политической карикатуры 30-х годов и плаката времен гражданской войны. Плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» прямо перекликается с плакатом Д. Моора «Ты записался добровольцем?» (1920), который можно считать образцом агитационного плаката 20-х годов. Работа Д. Моора использовалась и в годы Великой Отечественной войны, так как смысл, заложенный в плакат 20 лет назад, был актуализирован в условиях нового военного конфликта.
В СССР присутствовала и историческая преемственность: плакаты 1941–1945 гг. наследуют традиции карикатур И.И. Теребенева и А.Г. Венецианова, повествующих в ироничной форме о крахе армии Наполеона. Листы Теребенева «Мыльные пузыри», «Угощение Наполеона в России», «Наполеонова пляска» направлены на осмеяние захватчиков. В годы Великой Отечественной войны значительная часть плакатов была сатирической. Задача сатирического плаката похожа на задачу карикатур прошлого века: заставить иронизировать над врагом, возбудить у зрителя здоровый, уничтожающий смех. Именно так смеялись, глядя на плакаты В. Дени «Фашистская ставка. Красноармейская поправка», «На Москву! Хох! От Москвы: Ох!», в которых образ Гитлера очень напоминал образ Наполеона. В. Дени «срисовал», перед нами списанный образ? Нет, скорее заимствованная идея, которая была переосмыслена в новых исторических условиях.
Как быть с копирующими друг друга образами на плакатах стран-врагов?
То, что наследуются художественные традиции и способы осмеяния врага на плакатах одной страны – вполне логично и объяснимо. Но как быть с копирующими друг друга образами на плакатах воюющих между собой стран? Одним из таких примеров, пожалуй, можно назвать плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» и появившийся в это же время пропагандистский плакат фашистской Италии, на котором солдат призывает вступать в армию и вести военные действия. Обратите внимание, что композиции советского и итальянского плакатов, позы людей, размещение надписи – похожи вплоть до мелочей. Рука, вытянутая вверх, на итальянском плакате, словно срисована у Тоидзе. Или это Тоизде копировал итальянцев?
Сам советский художник признавался, что использовал образ античной богини победы Ники, зовущей в бой. Нельзя не вспомнить и картину Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ». Девушка, напоминающая греческую богиню, ассоциируется с понятием «свобода» и «родина» уже почти два столетия. Кстати, образ, созданный Делакруа, использовали на французских листовках времен Второй мировой войны, поэтому вполне допустимо сравнить его и с образом Родины на плакате советского художника того же времени.


Так кто у кого срисовывал? Тоидзе у Делакруа? Итальянские фашисты у Тоидзе? А быть может, идею никто ни у кого не воровал, потому что существует определенное представление о том, как должен выглядеть человек, зовущий в бой. И не только в бой. Еще один стереотипный образ с плакатов Германии и СССР – боец, изображенный крупным планом, смотрящий прямо в глаза зрителю и указывающий на него с определенным вопросом. Многие красноармейцы признавались, что такая пропаганда была очень действенной: смотришь на этот плакат, не можешь оторваться и сам себя невольно начинаешь спрашивать: «А фронту ты помог?»

Остановимся на самых интересных образах, которые встречаются и в плакатах СССР, и в плакатах фашистских. Прежде всего, это образ змеи как символ врага, зла. В православии змея – это воплощение дьявола. Именно поэтому она так часто возникает на советских плакатах. Этот символ активно использовался еще в 30-е годы, когда происходило укрепление нацизма и фашизма. Плакатисты 1941–1945 гг. наследуют традиции 30-х годов и часто изображают свастику в виде четыре змей, намекая на дьявольскую сущность фашистской идеологии (Кукрыниксы «Смертельная забота», А. Кокорекин «Смерть фашистской гадине»). У немцев встречаем подобное: «Марксизм – ворота лжи». Только теперь в образе ядовитой змеи выступает СССР и идеи марксизма.


Часто и в СССР, и в фашистской Германии на плакатах использовали образы детей. Детское лицо психологически сильнее действует на зрителя, убеждая в чем-то, особенно если это милая девочка с косичками, счастье и будущее которой зависит от того, что вы сделаете сегодня.

Одним из ключевых на плакатах является образ вождя.
Без образа вождя на плакатах тоже, естественно, никуда. У художников-плакатистов из вражеских стран, изображающих Гитлера и Сталина, не только похожие композиции, но и одинаковая гамма цветов, к которой они постоянно обращаются (красный, белый, серый), одинаково низко взята линия горизонта, благодаря чему подчеркивается монументальный образ героя-вождя.

Интересна и сама символика цветов. Белый – цвет чистоты, даже святости – намекает зрителю на безгрешность вождя, на святость его идеалов, а значит – и идеалов всей страны. Красный цвет также издавна считался цветом мудрости и власти, поэтому использовать его на плакатах про Гитлера и Сталина было обязательно.

Плакатисты СССР и фашистской Германии часто обращались к образам солдат, защищающим честь страны, при этом на плакатах обязательно присутствуют символы стран: свастика – на немецком плакате, серп и молот – на плакате СССР. Еще один образ, излюбленный и советскими мастерами, и художниками из Германии – образ молодого «работяги», олицетворения трудового народа, который стоит с флагом, на котором присутствует либо символика страны, либо какой-то лозунг.
Великая война разжигается по одинаковым законам, одинаковыми средствами, поддерживается одинаковыми образами. Поэтому не стоит удивляться ни тому, что художники обратились к традициям плакатного искусства своей страны, ни тому, что некоторые образы на плакатах враждующих стран буквально копируют друг друга. Это не случайные совпадения, не тайный сговор художников и не плагиат. Это точное знание психологии массы и тех визуальных образов, которые могут сильнее подействовать на людей. А в том, что люди одинаково реагируют на войну, похоже призывают страну к сражению и однотипно представляют образ своего вождя, – в этом, пожалуй, никто не виноват.