Ирина Ликутова
Смерть взаймы
О том, как развивалось похоронное дело и отношение к смерти в истории России.
Похоронный бизнес появился из ниоткуда в 1990-е и сразу стал ассоциироваться с грязью, конкуренцией и большими деньгами. Но было бы наивно полагать, что «наживаться на смерти» придумали лишь в конце прошлого века. На самом деле этот малоприятный феномен зародился еще в Российской империи.

Правда, в истории России отношения со смертью развивались странно. Стремительность решений видных деятелей сменялась полным безразличием — какое тут дело до мертвых, если с живыми проблем не оберешься. Кажется, отсюда все и пошло: и теневой бизнес, и нежелание заниматься этим вопросом на государственном уровне. Вся эта неразбериха началась в 18 веке.


Смерть в империи: похоронные традиции от Петра до Революции
Вплоть до 18 века монополистом на рынке смерти была Церковь. Люди привозили тела умерших, а приходы полностью брали на себя их захоронение. За такую работу священникам даже полагалась отдельная плата.

Затем пришел Петр I, и все изменилось. С началом секуляризации Церковь перестала единолично определять правила похорон — этим занялась Печальная комиссия. Ее члены разработали правила траурной церемонии и определили все от ее атрибутов до порядка действий. Правда, это касалось только высших сословий и семьи монарха, остальные церковные «владения» так и остались нетронутыми.

Кстати, Петр изменил и временные рамки похорон. До него в зимнее время церковные приходы могли накапливать тела умерших и хоронить их позже. А летом наоборот — хоронили в тот же день, чтобы избежать разложения. Теперь Император обозначил, что захоронение должно происходить строго на третий день. Подтвержденного объяснения этого решения нет, но, возможно, Император боялся быть погребенным заживо. В любом случае, указ был принят, хоть и начал осуществляться далеко не сразу.

Петр взялся за похоронный вопрос, но не дошел до кладбищ, а с ними проблем было не мало. Богатые могилы расхищали, а остальные переполняли настолько, что Елизавета Петровна приказала засыпать в Санкт-Петербурге два кладбища — настолько сильным был запах разложения в тех местах.
«Екатерина II возлагает Чесменские трофеи на гробницу Петра Великого»
Только при Екатерине II начали решать проблему, а не исправлять последствия. Согласно градостроительной реформе, новые кладбища организовывались за городом, но без какого-то дополнительного благоустройства. Это решение было связано с безопасностью людей — в России в то время бушевала эпидемия чумы.

А кроме государства за могилами следить было некому: из-за массовости захоронений родственники не знали, где может быть похоронен их член семьи, а священникам за эту работу платили так мало, что и они не были заинтересованы в уходе за могилами. Захоронения располагались беспорядочно, а учет захороненных людей не давал никакой информации.

Понятно, что власть была занята другими, разумеется, более важными вопросами. Но и передавать кладбища в частные руки оно тоже не хотело. Более того, в 1889 году власть утвердила запрет на открытие частных кладбищ, внеся в указ и некоторые санитарные нормы.
Знатные люди не скупились на пышные похороны
Но место для частной инициативы все равно нашлось — в похоронном деле можно было заработать на производстве гробов и похоронных атрибутов. Петр, принявший правила церемониала похорон людей высших сословий, не учел, что эта помпезность может привлечь и обычных граждан. Хоть такие услуги и стоили больше месячной зарплаты обычного городского рабочего, общественный спрос оказался очень велик. Это привело к тому, что лавки гробовщиков и похоронные бюро стали массово открываться по всей Российской империи.

В итоге среднестатистический гражданин оказался в ситуации, когда устроить пышные похороны не хуже дворянских хотелось, но денег хватало только на церковные обряды. И несмотря на то, что крестьянство — сословие многочисленное, государство не было заинтересовано решать их проблемы. Порядок вещей изменила только Революция 1917 года.
Крестьянские церемонии были значительно скромнее
Конец гуманности: переосмысление смерти в СССР
Придя к власти, большевики полностью изменили жизненный уклад страны, в частности они начали бескомпромиссную борьбу с религиозностью. Церковь как институт полностью потеряла свое влияние, и что важнее — она больше не занималась похоронами.

Изменился и язык, которым говорили о мертвых: в декрете «О Земле» церковные земли национализировали «со всем их живым и мертвым инвентарем». Новая власть также переименовала и саму смерть: она стала называться актом гражданского состояния.

«Национализировали» и похороны: большевики унифицировали церемониал, и в 1918 году занимались всей организацией от регистрации смерти до выдачи места для захоронения. По факту, новая власть заменила Церковь, но ненадолго.

Деньги было куда потратить, поэтому на мертвых снова не хватило средств. Хорошая новость для бизнеса: началась приватизация похоронного дела. Открывались бюро и магазины с похоронной атрибутикой — словом, частная инициатива расцвела.
Сталин и Троцкий несут гроб Дзержинского
А потом свернули НЭП, и все вернулось на круги своя, то есть под надзор коммунальных служб. Такой тяни-толкай сделал только хуже: кладбища снова пришли в запустение, потому что ни рабочих рук, ни похоронного инвентаря не хватало. Не помогло делу и развитие советских городов — в их планы не закладывались места для захоронений. А масштабная антирелигиозная кампания привела к уничтожению многих старых кладбищ. Так что работу коммунальным службам облегчили максимально.

Великая Отечественная война только ускорила процесс разрушения: кресты, несмотря на запреты советской власти, шли на дрова, кладбища разграблялись. В послевоенное время все силы отдавались уже на восстановление СССР, поэтому все ритуальные атрибуты люди делали сами из подручных материалов. Денег не хватало, а где нет их — там нет и бизнеса.

В 1970-е с этим попытались что-то сделать. Принимали новые санитарные нормы, в крупных городах открывали магазины ритуальных услуг, создавали проекты некрополей. Но даже это не помогло.

Да и не могло помочь: локальные решения привели к таким же стихийным результатам, и к моменту распада СССР как таковой похоронной индустрии так и не сложилось. А дальше началась новая глава истории — Российская Федерация.
Советские солдаты выгружают цинковые гробы с погибшими в Афганистане товарищами
Похороны как госуслуга: как обстоят дела в современной России
Несмотря на ожидания, что демократия своим светом озарит все сферы жизни страны, чуда не случилось. В 1996 году закон, регулирующий похоронную сферу, приняли, но он полностью повторял прошлую систему: ритуальные услуги находятся под контролем государства в лице органов местного самоуправления.

Но как это соотносится с восприятием ритуального бизнеса как самого закриминализованного? Все дело в том, что на практике в похороны вмешиваются посредники — ритуальные агентства. Врачи, санитары и сотрудники полиции продают им информацию об умерших, а дальше работает всем известная схема: звонки, предложения и почти насильное оказание услуг.

Еще одна возможность заработать — взять кладбище у муниципалитета в аренду, хотя согласно законодательству это невозможно. Так уж вышло, что кладбища местные власти передают с удовольствием и облегчением. Так мороки меньше.
Особого внимания заслуживают надгробия криминальных авторитетов из 90-х
Недавно про рынок похоронных услуг всё же вспомнили. Ведомости пишут, что 6 февраля внесли в Госдуму новый законопроект, который должен регулировать похороны. Если сейчас всем процессом должны управлять местные власти, то в будущем наличие частных компаний признают и внесут их в госреестр.

Если это сработает, то процесс должен стать прозрачнее и понятнее. Цены будут конкурентными, а деятельность — регламентированной. И хочется верить, что к людям в трауре будут относиться гуманнее, а к умершему — лучше, чем к «мертвому инвентарю». Но это уже вопрос культуры.