«Афинские вечера», 2000, реж. П. Гладилин
Что такое советская интеллигенция? Антураж профессорской квартиры, паркет и зеркала, в анамнезе – детство в коммуналке, комсомольский актив и строгое воспитание с некоторой примесью ханжества. Одним словом, скучные люди, как говорит о них приехавшая на Рождество бабушка Анна Павловна.
Анна Павловна еще «из тех», она еще помнит другую Россию и другую интеллигенцию. Тогда искусство не было набором правил, и не тревожилось о брюзжании критиков, оно было самой жизнью. И тогда, «в темноте морозной, предвоенной, блудной и грозной» эта жизнь кипела, отливаясь то в серебряный стих, то в медь газетных передовиц. Богемной молодежи не было дела до грозного рокота манифестаций, они искали любви и свободы, и на время превращая заснеженный Петербург в солнечную Аттику, погружались в фантасмагорию Афинских вечеров. Шокируя родню рассказами о фривольных проделках юности, бабуля вызывает настоящую бурю в тихом семейном омуте.
Разбив тысячу стереотипов и устроив одну свадьбу, Анна Павловна уходит, оставляя скучных людей наедине с их скукой, унося с собой нежную дружбу молоденькой внучки и уверенность в том, что она еще вернется в этот мир, родившись собственной правнучкой.