Яна Титоренко
Программа на вечность
Размышления эссеистического типа о национальных идеях России и будущем этих идей
В любой компьютерной стратегии конечная цель – всегда – завоевание территории. Страна занимает шестую часть земного шара, и на нее неизбежно обращают внимание. В мире перманентной ядерной угрозы, перенаселения и нехватки ресурсов, наше территориальное могущество определяет и наш политический статус. Россия в этом отношении страна исключительная. Исключительность в данном случае априорна.

Представьте, что на маленькой планете все созданы разными и объединяются по принципу разности, и маленькие разноцветные квадратики политической карты мира подчеркивают эту разность государственными границами. Но есть великая империя – какие случаются неизменно каждый новый век – что простирается от полярного края до азиатских степей – Россия.
Национальная идея – лакмусовая бумажка вечности, сверхзадача, идейная установка на много веков. Каждая страна выдумывает себе «программу на вечность». У России таких программ, если открыть досье, найдется несколько, все они в той или иной степени реализуются до сих пор.
Национальные идеи
Концепция «Москва – Третий Рим» дала Москве новое метафорическое название, а России – духовное право наследовать Восточной Римской империи. Считается, что предложил идею в 16 веке монах псковского Елеазарова монастыря Филофей, как это часто бывает в таких случаях, только оформивший распространенное мнение. Известна формулировка, пророческая, летописная, в духе сказаний о граде Китеже: «Москва – Третий Рим, а четвёртому не быть». Концепция «Москва – Третий Рим» пришла в Россию со стороны духовенства и из всех национальных идей до сих пор остается наиболее устойчивой. Трактуется она обычно не в пользу имперских амбиций и потенциального «возвращения» Стамбула в лоно православной церкви, а только как необходимость Москве сохранять и оберегать обретенную религию, оставаясь центром православия. Эта концепция касается исключительно духовной роли России, несмотря на спекулятивные попытки оправдать логикой этой философии политические притязания на новые земли.
Вторая наиболее известная национальная идея пришла «сверху» и была сформулирована в политической среде: автором теории официальной народности в 1833 году стал граф Уваров, министр народного просвещения. Триада «православие, самодержавие, народность» выражала основные постулаты политического режима и лаконично обозначала цели правительства. Цели эти, однако, не предполагали кардинальных изменений, а только закрепляли незыблемые, по мнению автора концепции, государственные ценности, кои состоят, разумеется, в православной вере, опоре на царизм и единении разных народностей под общих знаменем Святой Руси. Проект предполагалось внедрить в образовательной сфере, «чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей». Идеей, тем не менее, эту концепцию считать сложно, поскольку ни установки на будущее, ни задачи она не формулирует. «Оставим всё, как есть», — сказал фактически граф Уваров, и почти сто лет всё именно так и оставалось.
В XX веке на карте мира возникло новое государство — СССР, самодержавие пало, православная вера, считавшая царя помазанником Божьим, оказалась не самым удобным инструментом пропаганды и была запрещена. Из обозначенных в XIX веке постулатов только один более или менее удовлетворял новое правительство — народность. Советский режим тяготел к религиозному тоталитаризму, создавая свою церковь, и возможно не так существенно отличался от той России, которую стремился забыть и вычеркнуть из памяти.
Религиозный тоталитаризм
Религиозный тоталитаризм в мировой практике следует рассматривать с двух позиций – классической и неоклассической. Первая – так называемый «чистый» религиозный тоталитаризм – форма деспотии, когда у власти в государстве стоит духовный лидер, навязывающий общественности необходимые ему религиозные догматы. Этот тип характерен для арабских стран, и со множеством оговорок представляет собой крайнюю форму теократии. Второй подход культивирует идею о том, что тоталитаризм XX века развивает идеологию до уровня религии и опирается в своем становлении на светскую религию собственного производства.

Идея о религиозности тоталитарных режимов изложена в том числе в работах немецкого экономиста, эмигранта А. Файлера. После посещения СССР он опубликовал книгу, в которой высказал мысль о том, что религиозный характер советского коммунизма проявляется в его решительной враждебности к религии. Он указывал на несколько параметров: религиозное положение марксистской идеологии, структура большевистской партии, сходная с церковной. «Планомерное превращение детей в граждан нового государства, исполненных фанатизма и фанатической веры... это действительно новая церковь, которая планомерно проникает в сердца и головы».
Итак, идея Третьего Рима была исключительно духовной, православной. Теория официальной народности добавила в фундамент национальных идей, где уже удобно устроилось православие, народность и самодержавие. Советское правительство кирпич народности оставило нетронутым, а православие и самодержавие заботливо перекрасило. Красной краской, конечно. Православие – в марксизм-ленинизм, а самодержавие – в фигуру сильного вождя, после смерти которого, как и при царях, в страхе плачет народ.
В 2016 году Владимир Путин, президент РФ, сказал: "У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма". Между тем, патриотизм, то есть любовь к своей стране, это данность, как и в теории графа Уварова. Математическая задача, в "дано" которой прописано: "мы любим свою страну". Под патриотизм дробью удобно вписать протекционизм, например, лежащий, к слову, в области почти смежной. Народность – та же самая, что и во всех предыдущих вариантах – тоже относится к патриотизму самым прямым образом, потому что страна – мифическая, абстрактная категория, народ – ближе.
Видео телеканала "Россия24"
Вот и выходит, что все наши национальные идеи представляют собой не перечень задач, а новое прочтение данности – мы любим свою страну, мы верим в Бога, мы хотим создать систему устойчивого государственного управления, а потому делегируем группе лиц право делать нашу жизнь лучше. Вопрос о существовании и поиске национальной идеи – вопрос сложный, поскольку околофилософская доктрина, на которую будет опираться политический курс, рано или поздно превратится в идеологию, и все мы в этом случаи будем хвастаться тем, какие именно цифры в нашем партийном значке, а когда вспомним, где и когда такое уже было, может оказаться, что время прошло. И всё же без национальной идеи, без сверхзадачи создать что-то вечное и ценное стране вряд ли возможно. Чтобы творить для вечности, надо о вечности думать. Мы можем построить новые дома и заводы, можем повысить уровень жизни и вообще организовать рай на Земле, но даже рай создан для чего-то, и осмысленность бытия напрямую связана с первоначальной его целью.
И с национальной идеей плохо, и без нее худо...
Инфографика от автора с кратким описанием национальных идей
Современная России учится говорить о себе без неуверенности в голосе. У нас есть тысячелетняя история и тысячелетняя религия, и даже наша государственность – старая и проработанная. Казалось бы, строй новый, дивный мир, пока желание не пропадет. Между тем, очнувшись после атеистической модели Советского Союза, мы ходим в церковь, изучая ее заново, но интуитивно, памятью предков чувствуя себя в особом праве там быть. Мы строим храмы, а потом выходим против них протестовать, когда скверы оказываются важнее. У нас нет политических лидеров, и в бюллетенях уже двадцать лет одни и те же кандидаты. Мы ощущаем в себе право и силу диктовать что-то кому-то на международной политической арене, и подобно Императорской России, которая шла помогать братьям на Балканах, мы вмешиваемся в делах соседних государств, одной рукой милуя, а другой – наказывая. Мы снова забираем земли, мы снова защищаем кого-то, мы снова вмешиваемся в бессмысленные войны. У нас есть историческая память, но нет осознания нашей миссии в настоящем. Россия – линкор, который сбился с курса и машинально двигается в направлении, установленном много веков назад, потому что новый курс выбрать страшно и сложно.
Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.

В. Соловьев
Попытка автопортрета
Осознание ненужности миру — отличительная черта русских. Миру не нужна Россия. Вся "русская идея" — сплошные оправдания, попытка добавить значимости собственному существованию. Сотрите с лица Земли — ничего не изменится. Все наши столицы — Новгород, Киев, Москва, Петербург — слишком маленькие для русской масштабности, и мы их раз в полвека меняем: найти город побольше, чтобы размахнуться. Не найдётся — построить. Вместе с набережными, с площадями — обуздаем реки, возведем дворцы; чем больше дворцов, тем лучше, тем сильнее "русская идея". Москва будет расползаться по стране черной воронкой. Гардарика возрождается. Страна городов, страна героев, легенда из древних сказок. У нас отняли детство, сунув нам сразу тысячелетнее православие, нашей государственности не дали сформироваться, нам пришлось звать помощь с Севера, потому что мы испугались власти. Любой русский — недостоин. Страна, вся страна — вся недостойна. С христианством пришли понятия греха и раскаяния, стало только хуже, оказалось, что мы — в любой религии — заранее виноваты. Россия как будто собрана по лоскутам для искупления чьих-то грехов. Россия — великий грех. Отсюда в нас желание что-то исправлять и замаливать, кого-то побеждать — непременно в самой кровавой войне, иначе мы не оправдаем своего существования. Нам нужны самоубийственные лозунги "Россия — последняя надежда Бога на Земле", "Русский народ — народ-богоносец", и в них — наивная надежда, что мы для чего-то нужны, что всё это изначальное несчастье — предательства и холода, голод и разруха — для воспитания высших идеалов. Нет у нас имперских амбиций, есть только имперское раскаяние, словно мы когда-то пытались подчинить себе полмира, а теперь нам ужасно, противно стыдно. "Наше дело — правое", — говорят русские с демонстративной уверенностью. Византия пала, перепоручив нам идею, с которой сама не справилась. Мы носимся с концепцией Третьего Рима, не понимая, что четвертого, правда, не будет. Не из-за нашей исключительности и богоизбранности. Он просто никому не нужен — никакой Рим, никакой Константинополь, никакая Москва. Иногда у мира возникает необходимость в войне, и не нам её останавливать. Заберите свою русскую идею обратно, философы и вожди, пусть император Византии вновь взойдёт на трон и строит Третий Рим где угодно. Вопреки убеждениям и идеологическим концепциям, мы не несем ответственности за мир, потому что мы не филиал Царства Небесного на Земле, не пункт досмотра на входе в Рай. Наша религия, наша политика, наша философия — не коррелирует с миром. Наша поэзия — понятная только нам исповедь с вечными причитаниями о лучшем мире, которого у нас не будет и которого в принципе не должно быть.

Россия не нужна миру, как ему не нужен защитный фильтр от зла, щит на вратах и купол, спасающий от ядерного удара. Россия — мальчишка, который выходит во двор и понимает, что никто с ним не будет играть — ни сегодня, ни завтра, никогда. Мальчишка живёт для противоречия, выдумывает себе предназначение и внутренний стержень, описывает свою идею — старательно и наивно — в паре десятков томов. Весь двор думает, что мальчишка неплох, но слишком странный. Двору в сущности всё равно.

Исключительность априорна. Вы правда так думаете? Имперские амбиции не похожи на Россию. Россия не начинала тех воин, которые ей приходилось заканчивать.
"Не время для драконов"
Национальные идеи остаются бессмертными, и на суде вечности они защищают наше право искать смысл. И находить его – в избранности, если нужно, но только такой, которая приходит изнутри, а не снаружи. Ради этой избранности не нужно бомбить сирийскую столицу, сбрасывая на нее "демократические" бомбы в 5 утра, или строить на границе стену. Мы всё ещё совершаем множество ошибок, но стоит помнить, например, о том, что в 2019 году не в наших регионах запретили аборты даже в ответ на изнасилование. Иногда этого достаточно.

Истинная избранность не может быть ненавистью. Если мы предполагаем, что есть некая сверхцивилизация, то мы признаем за ней априорное добро, потому что «сверх» в общечеловеческой философии созидательно. Может быть, миру не нужен богатырь, готовый в любой момент вскинуть щит и меч, но, как говорили в одном американском сериале, "раньше на картах писали "Здесь обитают драконы", а теперь – не пишут, но это не значит, что драконов больше нет". Может быть, сейчас совсем не время для драконов, но наша плохая память вовсе не означает, что все они истреблены. Драконы вообще существа невымирающие. И на каждого из них найдется свой богатырь. Вот такая мировая справедливость. Вот такая национальная идея – быть свечой во мраке мира, мечом, охраняющим царство людей, как в сказках. И это опять же – данность, как со всеми нашими идеями, потому что в мире темно, и – щелк – мы зажигаем свет.
Только пусть он сначала высветит наши собственные недостатки, чтобы было что исправлять, и наши собственные достоинства, чтобы научиться их любить.