Маргарита князева
Известные храмы мира
Эти величественные постройки являются архитектурными достопримечательностями, интересными своей многовековой историей или современными идеями.
Предлагаю «приоткрыть дверь» в 7 из них.
Храм Василия Блаженного (Покровский собор)
Православный храм на Красной площади в Москве.
Построен в 1555—1561 годах.
Храм Василия Блаженного был построен по приказу царя Ивана Грозного в память событий Казанского похода.
Собор в народе именовался Покрова на Рву: он был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля. Позднее в одном из приделов храма был похоронен Василий Блаженный, благодаря которому собор приобрел свое новое название.
интересный факт
Согласно легенде, Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, ходил голым круглый год и сам собирал деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал через правое плечо. Никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью отдал их Ивану Грозному — на строительство храма. Сам царь потом нес его гроб.
Храм Василия Блаженного
Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих Постника и Барму, которые, вполне вероятно, строили собор вообще без чертежей.

Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору.
Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек — Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост.

Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.
интересный факт
Входит в российский список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является филиалом Государственного исторического музея.
Пантеон (Pantheon)
Так называемый «Храм всех богов», выдающийся памятник истории и архитектуры древнего Рима.
Построен между 118 и 128 годами н. э.
Пантеон в Риме служит напоминанием о могуществе и силе некогда царствовавшей империи.
Этот храм считался одним из монументальных в городе: до VII века здесь возносили молитвы язычники, после – христиане. Сейчас Пантеон входит в список главных достопримечательностей Рима.
интересный факт
Это единственное в мире святилище, которое дошло до наших дней практически в первозданном виде.
Пантеон в Риме


Инициатива возведения главного храма Римской империи принадлежала полководцу Марку Агриппе.

Государственный деятель развернул масштабную строительную кампанию после разгрома флота Клеопатры и Антония в сражении при мысе Акций в 31 году до н. э.

По задумке полководца Пантеон должен был стать частью архитектурного комплекса на Марсовом поле. Как гласит легенда, храм возвели на том самом месте, откуда вознёсся на небеса один из основателей Рима – Ромул.
Архитектура Пантеона
Главное святилище Рима построено в виде ротонды и ведущего к ней портика.
1. Портик
На первых изображениях Римского Пантеона заметен лестничный пролёт, ведущий ко входу в храм. Со временем возле здания образовалась насыпь, и надобность в отдельной лестнице отпала.

2. Ротонда
Через окулус в помещение храма проникает свет. Этот свет носит название «Око Пантеона».

3. «Око Пантеона».
Со знаменитым куполом храма связана удивительная легенда. Так, его идеальные очертания и солнечный свет, проникающий в «жерло» окулуса, вдохновили Николая Коперника на окончательную формулировку гелиоцентрической теории.






Напротив Пантеона на Площади Ротонда находится фонтан, созданный в 1711 году.

В его композиции использован египетский обелиск, найденный на месте, где в древности находился храм Исиды.

интересный факт
За римским храмом до сих пор закреплён рекорд самого монументального в мире неармированного купола из бетона.
Захоронения
В стенах святилища нашли своё последнее пристанище выдающиеся умы, правители и даже святые Италии. К первым причисляют деятелей искусства: скрипача Арканджело Корелли, скульптора Фламинио Вакку, архитектора Бальдассаре Перуцци, а также живописцев Джованни да Удине, Таддео Цуккаро, Аннибале Карраччи, Перино дель Вага.

Особое место отводят саркофагу Рафаэля Санти, причисленного к лику святых, и его жены Марии Биббиены. Пантеон в Риме стал усыпальницей и некоторым августейшим особам. Здесь захоронены король Виктор Эммануил II, его сын Умберто I с супругой Маргаритой.

На страже покоя королевских особ стоят волонтёры из Национального института почётной охраны, учреждённого во второй половине XIX века.

Храм Неба (Temple of Heaven)
Храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе, — Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба).
Комплекс был построен в 1420 году.
Храм возведен во время правления под девизом «Юнлэ» династии Мин.
На открытой террасе в самую длинную ночь в году император приносил жертвы Небу и его элементам (созвездиям, погодным явлениям) в рамках многочасового ритуала, сопровождаемого музыкой, а весной в северном храмовом зале он просил о погоде, благоприятной для хорошего урожая: потому-то этот комплекс и зовется Храмом Неба.
интересный факт
Храм Неба занесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества.
Храм Неба в Пекине
Обширная территория, на которой расположен ансамбль храма, обнесена двумя рядами глухих стен и образует в плане квадрат, символизирующий Землю.

Круглые здания беломраморного резного алтаря и храмов, увенчанных синими коническими крышами, символизируют Небо (круг — знак солнца или Неба). Такое сочетание квадрата и круга обозначает союз неба и земли.

Беспрерывно варьируясь и повторяясь, эти знаки круга и квадрата вместе с остроконечными синими вершинами конических крыш — символами Неба — как бы напоминают о беспрерывном круговороте стихий.
Храм Неба — это непревзойдённый шедевр китайской архитектуры и ландшафтного дизайна, имеющий большое значение для развития одной из величайших цивилизаций мира.
Китай более двух тысяч лет находился под властью императорских династий, а Храм Неба являлся подтверждением законности этой власти. Его символическое оформление оказало огромное влияние на архитектуру Дальнего Востока.
Парфенон (Parthenon)
Знаменитый древнегреческий храм, которому более 2,5 тысяч лет.
Построен в 447−438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438−431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.
Парфенон гордо стоит на вершине Акрополя и виден почти с любой точки города.
Создавая Парфенон, греки посвятили его любимой богине – Афине. Так они отблагодарили могучую дочь Зевса за покровительство городу, а также за его спасение во время персидских войн.
интересный факт
В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.
Парфенон в Афинах
В течение своей жизни Парфенон был греческим храмом, казной, церковью, мечетью, крепостью... Внутри здание делилось на две части. В западной располагалась казна, а восточная сторона служила храмом – там была установлена скульптура Афины.

Туристы не могут оценить всю красоту Парфенона – античное сооружение разрушили. Его преображали и в христианскую церковь, и в мечеть. Большую часть скульптур украли. В 1687 году в здание попал снаряд, взрывом снесло крышу и частично колоннаду. Оставил «след» в истории и посол Англии лорд Эльджин, который побывал здесь в начале XIX века. С разрешения турок, которые захватили это место, он увез множество скульптур. Местные жители растащили мраморные блоки.

1. Вид на Парфенон из Пропилеи. 1821 год.

2. Иллюстрация Парфенона, опубликованная в 1688 году.
Потерянные статуи
Британский музей «Скульптура Диониса восточного фронтона Парфенона»
Парфенон был украшен разнообразными скульптурами и рельефами. Лишь на фронтонах располагалось около 50-ти скульптур. Древние греки любовались сценой рождения Афины, изображением спора с Посейдоном за власть над Аттикой. Самой главной считалась скульптура Афины Парфены, которую вырезал знаменитый мастер Фидий. Во время праздников ее торжественно выносили на улицу, чтобы шедевром мог полюбоваться каждый.

Основную гордость храма туристы увидеть не смогут – 12-метровая статуя пропала более 900 лет назад. До нас дошли поздние копии, оригинал утрачен.
Полномасштабное воссоздание древней скульптуры можно посмотреть в Нэшвилле, США. Там есть и полноразмерная копия самого Парфенона, построенная к международной выставке в 1897 году.
Реставрация
До 1832 года здание было заброшено, лишь после провозглашения независимости Греции принялись за восстановление. Сначала территорию избавили от «варварского присутствия» – снесли строения, не имевшие отношения к грекам. Парфенон стали восстанавливать, руководствуясь описаниями, оставшимися с древних времен.
Благодаря проведенным работам, туристы могут увидеть северную колоннаду – ее заново соорудили в начале XX века. По возможности восстановили и фронтонные скульптуры. В 50-х отреставрировали пол здания. Оригинальные статуи передали в музей и заменили на копии. Сегодня ведутся переговоры с Британским музеем, чтобы вернуть в страну вывезенные остатки храма.
Храм Го́ра (Temple of Edfu)
Храм в Эдфу (Египет).
Строительство шло в 237-57 годах до н.э.
Храм был построен в эпоху правления Птолемеев и посвящен Го́ру, богу с головой сокола.
Легенда гласит, что храм построен на том месте, где Го́р отомстил Сету за смерть своего отца Осириса. Данный комплекс лишь последний из множества, сооруженных на этом месте. Считается, что первоначальная постройка, где помещалась статуя Го́ра, была доисторической травяной хижиной. Последний храм, сооруженный в Эдфу, сложен из песчаника на месте храма меньшего размера.
интересный факт
Второй по величине храм Древнего Египта после Карнакского (и крупнейший храм в честь Го́ра и Гатор).
Храм Го́ра в Эдфу
Шедевр почти полностью был занесен песками, так что был виден лишь входной пилон. В ходе раскопок обнаружилось, что храм сохранился почти в идеальном состоянии.

Храм в Эдфу был построен в классическом египетском стиле и мало изменился после перестройки.

Каждое лето священнослужители храма Дендеры — центра поклонения богине Гатор, отправляли ее статую на специальном корабле — церемониальной барке — в храм в Эдфу, что означало, что Го́р и Гатор обмениваются супружескими визитами.
Каждую ночь бог и богиня, как полагалось, уединялись. До сих пор сохранилась колоннада в мамиссе, или доме рождения, и рельефы, изображающие рождение Харсомта, сына Го́ра и Гатор.
интересный факт
Храм выделяется среди древнеегипетских культовых сооружений высокой степенью сохранности.
У входа в храм стоит потрясающая статуя Го́ра высотой 3 м.
На всех стенах внутри и снаружи имеются многочисленные надписи и изображения: миф о Го́ре, покоряющем врагов (внутренняя часть западной ограды), гимны Го́ру (внутренняя часть северной стены), отчет о постройке, календарь и устав местных праздников, дарственные записи и т. п.
Белый храм (Wat Rong Khun)
Буддистский храм, расположенный неподалеку от города Чианграй в Таиланде.
Построен в 1997 году.
Автором проекта этого необычного храма стал тайский художник и дизайнер Чалермчай Коситпипат (Chalermchai Kositpipat).
Храм выполнен в нетрадиционной буддийской манере, отличается тем, что его убранство выполнено преимущественно материалами белого цвета.
интересный факт
5 мая 2014 года храм был серьезно поврежден землетрясением.
Первоначально создатель храма заявил, что строение восстановлению не подлежит, и храм будет оставлен в разрушенном виде, однако потом было принято решение восстанавливать храм в первоначальном виде.
Храм Ват Ронг Кхун в Таиланде
Абсолютно белые стены и скульптуры буддистского культового здания сделаны из алебастра и инкрустированы изящной зеркальной мозаикой.

Считается, что лучшее время для осмотра Белого храма – предзакатные часы или время на утренней заре. В мягком розовато-золотистом свете солнечных лучей Ват Ронг Кхун смотрится особенно эффектно.

Не менее волшебно выглядит отражение буддистского храма в глади расположенного рядом декоративного пруда.

Белый храм в Таиланде уникален, и поэтому он давно стал тайской национальной достопримечательностью.
Идея художника
Автор проекта Белого храма, Чалермчай Коситпипат, построил его на собственные деньги и стал единственным владельцем необычного архитектурного сооружения. Художник получал предложения от других спонсоров и тайского государства, но отверг их, так как не хотел постороннего вмешательства в реализацию своих творческих замыслов.

Средства, на которые был создан храм Ват Ронг Кхун, Чалермчай Коситпипат собирал в течение двух десятков лет, продавая собственные картины. Будучи убежденным буддистом, художник верит, что Белый храм – гарантия его вечной жизни. Мечта художника – построить большой буддистский центр, где можно будет обучать медитации всех людей, практикующих Дхарму, а также каждого, кто интересуется буддизмом.

Ват Ронг Кхун интересен тем, что представляет собой смесь традиций буддистского искусства и современных дизайнерских решений. Несмотря на многочисленную религиозную символику и изображения Будды, традиционные буддистские каноны в оформлении Белого храма соблюдены лишь отчасти. Здесь можно увидеть много сюрреалистической живописи и символических авторских прочтений буддистского учения.
Интерьер Белого храма
Перед входом в Ват Ронг Кхун, по буддистской традиции, необходимо снять обувь. Внутри фотографировать нельзя. Помещение полупустое. Посредине храма установлена скульптура буддистского монаха. Во многих тайских храмах есть подобные изображения. Их делают очень правдоподобными, и у посетителей создается впечатление, что перед ними сидит живой человек. Многие считают, что такие «живые» скульптуры – это мумии. Однако, на самом деле их делают из воска и других материалов.

Стены Белого храма расписаны самим художником и его помощниками в золотистых тонах. Основная тематика фресок Белого храма – эта вечная борьба со злом. В буддизме зло, как правило, олицетворяет демон Мара, которому приписывают попытки сбить с пути просветления самого Будду.

Любопытно, что живописные сюрреалистические картины включают героев художественных фильмов «Звездные войны», «Аватар» и «Матрица». На фресках можно также увидеть виды современного Бангкока, сцены из буддистской жизни, человека-паука, Джека Воробья, панду, Майкла Джексона, космические шаттлы, планету Земля и террористический акт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Авторские росписи были сильно повреждены в результате землетрясения, и сейчас их восстановление продолжается.

Одна из стен занята под алтарь. На ней изображен Будда, сидящий в позе лотоса. А перед ним установлены скульптурные изображения Будды.
Звартно́ц (Զվարթնոց)
Храм раннесредневековой армянской архитектуры, расположенный близ Еревана и Вагаршапата.
Построен в 640 — 650 гг. н.э.
Звартно́ц, что в переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов», от армянского звартун — ангел.
Сегодня территория Звартно́ца – это археологический заповедник и открытый в 1937 году музей, в котором можно увидеть модели-варианты реконструкции храма, многочисленные скульптурные фрагменты, впечатляющие размерами. Хорошо сохранились огромные каменные плиты с высеченными на них фигурами, солнечными часами, гроздьями винограда и плодами граната.
интересный факт
В 2000 году руины храма и археологическая территория вокруг него включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Макет храма в местном музее «Звартно́ц в VII веке»
Храм Звартно́ц был построен по приказу католикоса Нерсеса III Tайеци (названным также «Строителем») в период с 641 по 661 года, решившим перенести свою резиденцию из Двина в Вагаршапат.

Византийский император Констант III, посетивший Армению в 652 году, участвовал в церемонии освящения Звартно́ца. Он был настолько поражен его красотой, что пожелал построить такой же в Константинополе. Однако зодчий, который направился с императором в столицу, по дороге умер, и подобный храм так и не был построен в Константинополе.

В X веке Звартно́ц был разрушен. О причинах этого события мнения исследователей разделяются: большинство склоняются к версии о землетрясении и некоторых конструктивных недостатках; другие – видят причину в арабском нашествии.

Лишь спустя тысячу лет начались восстановительные работы в Звартно́це. Под руководством архитектора Тороса Тораманяна в 1901—1907 годах были извлечены руины храма, и представлен проект Звартно́ца. На сегодняшний день почти полностью восстановлен первый ярус храма.
Архитектура храма
Звартно́ц представлял собой круглую трехъярусную купольную конструкцию высотой 49 метров и диаметром первого яруса 35,75 м, построенную из туфа с оттенками от светло-серого до черного. Частично сохранился ступенчатый пьедестал, окружавший площадку, на которой находился храм.

В основании храма выложен крест, вписанный в круг. Именно этот крест заполнял внутреннее пространство храма. Все сооружение опиралось на четыре колонны (пилона) двадцатиметровой высоты. Второй ярус Звартно́ца с трех сторон был сквозным. Его стены опирались на шесть пилонов. Вся композиция завершалась пирамидальным куполом.

В храм вели пять входов.

Символика Звартно́ца
Считается, что прототипом Звартно́ца являются храмы Великой Сирии (храмы в Апамее, Босре и в Селевкии). В основании храма Звартно́ц из экседр выложен равносторонний крест. Экседры скреплены свободно стоящими пилонами таким образом, что крест и пилоны вписаны в окружность. Подобная планировка несет цельный философский смысл. Круг – это совершенная законченная форма. Он олицетворяет Цикл проявления, символизируя одновременно и начало и конец. Вертикальная линия креста олицетворяет мужское начало, а горизонтальная – женское начало. Крест в круге означает проявление Мира.

Наличие 3-ех ярусов символизирует «Иерархию», как идею иерархии начал.

Первый ярус содержит 64 грани (пилона), второй – 32 и третий – 16. Как видно, все грани Звартно́ца кратны числу 8. Именно это число заложено в основу храма. Из восьми граней получается 8-ми конечная звезда, которая представляет собой шестиконечную звезду Вишну (печать Соломона и Давида) с развернутым 7-мым принципом.

Завершает конструкцию пирамидальный купол, как символ завершенного локального миропорядка.
Другие достопримечательности Звартно́ца
Руины храма до реконструкции
К юго-западу от храма «Небесных ангелов» расположены руины патриаршего дворца Нерсеса III и его жилых помещений. Дворец католикоса состоял из двух частей, соединенных длинным коридором. Эти части располагались под прямым углом друг к другу. В западном крыле находились залы для торжественных приемов и совещаний, в восточном – хозяйственные помещения (включая кладовые и баню) и кельи служителей храма.

Дворец Нерсеса III был самым крупным из гражданских сооружений Армении VII века.

Также здесь можно увидеть руины винодавильни. На ее территории выложены керамические изделия различной емкости (вплоть до 500 литров), в которых хранили вино.