Кристина есина
Всё о культуре отмены
В борьбе за нравственность в медиапространстве хороши все средства. Культура отмены – одно из них. Разбираемся, в чем суть этого феномена и с какими проблемами связано его использование.
Что такое cancel culture
Культура отмены – cancel culture в английском языке – способ привлечь медийного человека к ответственности за правовые или этические нарушения через отказ от поддержки или публичное осуждение в соцсетях. Исследователь Юлия Филиппович справедливо сравнивает этот феномен с бойкотированием. Хотя «разница в том, что бойкотируют личность целиком, а не отдельное действие», – замечает она.

Тот, кто транслирует оскорбительные или дискриминационные взгляды, отменяется – иначе говоря, лишается внимания. Профессор Илья Быков и его коллега Юлия Ахмедова пишут об этом: «Общество способно исключить любое лицо, мнение которого не согласуется со сложившимся и которое пересекает невидимую грань».
Как правило, это отражается на карьере «отменённого» человека – бренды отказываются от сотрудничества с ним. Кинокомпании расторгают контракты с провинившимися актёрами. Подобное происходило с Джонни Деппом: когда бывшая супруга обвинила его в избиениях, «Warner Bros. Entertainment» отдала главную роль в фильме «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» Мадсу Миккельсену. Блогеры теряют подписчиков и, как следствие, возможность зарабатывать на рекламе. Например, Пьюдипай лишился части аудитории на YouTube после того, как выпустил видео с антисемитскими высказываниями. Платформа в наказание удалила парня из программы «Google Preferred», с помощью которой он получал дополнительный доход.
Менее уязвимыми профессор Мередит Кларк считает тех, у кого нет рекламодателей, – политиков и бизнесменов. Это подтверждает и кейс ресторанов «Тануки».

SMM-отдел компании опубликовал несколько сообщений, которые вызвали общественное недовольство: в первом высмеивались люди с лишним весом, а второе содержало очевидную отсылку к убийству афроамериканца Джорджа Флойда. Сеть обвинили в бодишейминге, сексизме и расизме. Вскоре провокационные посты были удалены, а на их месте появились извинения за «неуместный креатив». При этом количество посетителей заведений не уменьшилось. Наоборот, рестораны «Тануки» получили всемирную известность. «Пока о тебе говорят, ты существуешь», – объяснил директор по продвижению и маркетингу Андрей Фрольченков.
История канселлинга
Публичное высмеивание – это инструмент социального контроля, который существовал всегда. Так, ещё в Древней Греции на агоре люди собирались, чтобы заслушать, какое политически важное решение было принято, или осудить чей-то проступок. Но когда возникла культура отмены в современном понимании термина?
1
1950 год
Исследователи сходятся во мнениях, что явление зародилось среди афроамериканцев, которые боролись за свои гражданские права: например, они отказывались от поездок в общественном транспорте, тем самым выражая протест против сегрегации.
2
1991 год
На экраны вышел боевик «Нью-Джек-Сити» режиссёра Марио Ван Пиблза. По версии медиа «Афиша Daily», слово «канселлинг» впервые появилось именно здесь – гангстер Нино Браун толкнул свою подругу после нервного срыва, произнеся: «Отмените эту ***, я куплю другую».
3
2011 год
Поссорившись с коллегой по реалити-шоу «Любовь и хип-хоп: Нью-Йорк», Циско Розадо повторил знаменитую фразу из фильма. «Ты отменена», – сказал он. Выражение тут же проникло в соцсети и стало активно использоваться в шутках: «Meg loves orange. She's cancelled».
4
2015 год
В более серьёзном контексте понятие «cancel culture» встретилось в так называемом «Чёрном твиттере» – в постах о проблемах афроамериканцев. Это были твиты, посвященные полицейской жестокости (#BlackLivesMatter), харассменту (#YouOKSis) и сексуальному насилию (#IAmJada).
Российское общество почувствовало силу культуры отмены в 2020 году. Регина Тодоренко, давая интервью изданию «PeopleTalk», сказала: «Что ты [женщина, пострадавшая от домашнего насилия] сделала для того, чтобы мужчина тебя не бил? А что ты сделала для того, чтобы он тебя ударил?».

Пользователи посчитали, что телеведущая занимается виктимблеймингом, то есть обвиняет жертву. Негодование аудитории было настолько сильным, что крупные бренды поспешили отозвать рекламные контракты: так, от сотрудничества с блогером отказались «PepsiCo» и «Pampers». А журнал «Glamour» и вовсе лишил её звания «Женщина года». Вскоре Регина Тодоренко публично извинилась – она сняла документальный фильм и пожертвовала деньги центру «Насилию.нет», который пытается решить проблему.
Те, кого отменили или пытались отменить
В 2020 году отменили писательницу Джоан Роулинг – она неоднократно высказывалась против трансгендерных людей. Фанаты переосмыслили её творчество и даже стали заклеивать имя автора на обложках книг. Подобным образом в России была запятнана репутация некоторых журналистов, блогеров, актёров, спортсменов.
Например, Ксению Собчак обвинили в расизме и дискриминации после поста в Instagram: она опубликовала чёрный квадрат и раскритиковала акции в поддержку движения «Black Lives Matter». Последствия этого провокационного заявления оказались ощутимыми: компания «Audi» разорвала рекламный контракт с блогером.

«Из-за высказываний, которые становились всё более вызывающими, она больше не вписывалась в имидж марки», – так представители бренда прокомментировали своё решение. После общественного порицания Ксения Собчак не извинилась – она лишь назвала публикацию «остроумной шуткой» и пообещала подать в суд на немецкие медиа за клевету.
Существенные репутационные потери понесла и блогер Инстасамка, которая выгнала визажистов, опоздавших на работу из-за пробок, и выкинула их вещи. После скандала она опубликовала видео, где назвала мастеров «обслуживающим персоналом, на который мерзко смотреть», и сожгла заработанные ими деньги.

Пользователи соцсетей возмутились и потребовали кинокомпанию «Ten Letters» отказаться от сотрудничества с девушкой. Так, её голос был удален из звуковой дорожки мультфильма «100% Волк». «К сожалению, мы не можем отследить поведение актёров, блогеров и прочих творческих людей в быту и вне студии дубляжа», – извинился перед аудиторией гендиректор Дмитрий Можаев.

Любопытно, что о скандале сказал PR-специалист Антон Богославский: он назвал произошедшее «постановкой для подогрева ненависти», на которой основывается популярность блогера. Если это и правда так, то Инстасамке удалось использовать культуру отмены в свою пользу.
В целом, не все попытки отменить медийную личность в России можно считать удачными. Сергей Простаков – бывший шеф-редактор издания «МБХ медиа». Он покинул пост после нескольких твитов, в которых девушки обвиняли его в домогательствах.

Журналист принёс публичные извинения тем, кому его поведение показалось оскорбительным. «Я искренне раскаиваюсь в том, что так себя вёл с вами. Я никогда не хотел никого обидеть», – написал он в соцсетях. Но, несмотря на общественный резонанс, уголовное дело против него (статья 133 УК РФ – «Понуждение к действиям сексуального характера») так и не было возбуждено.
Ещё один провальный пример – история комика Ивана Абрамова. В интервью YouTube-каналу «Макарена» он рассказал о том, какие требования предъявляет к жене после рождения детей: «Я сразу ей сказал: "Я изменю на 100% отношение к тебе. Я, возможно, тебе не изменю, не отомщу за дополнительные килограммы, но буду относиться хуже". <...> Будет держать себя в форме, будет такой же кроткой, красивой, умной и так далее – без вопросов».

Отрывок из этого видео быстро завирусился. Пользователи осуждали взгляды комика на брак, называли его «разочарованием» и даже призывали отменить, но он по-прежнему выступает со стендап-концертами и участвует в телепрограммах. Так же не сработало публичное осуждение футболистов Александра Кокорина и Павла Мамаева, ведущего Марата Башарова, игрока «Что? Где? Когда?» Михаила Скипского и других медийных личностей.
Противоречия канселлинга
Формально культура отмены – это «инструмент общественного контроля над элитами, чтобы они не отрывались от реальности, преисполняясь ощущением собственного превосходства и тотальной безнаказанности». Об этом, рассуждая о пользе феномена, пишет журналистка Ирина Алкснис. На самом же деле всё не так однозначно.
Карьера Кевина Спейси была разрушена из-за того, что 15 человек – коллеги по театру и кино, журналисты, бармены и другие – обвинили его в сексуальных домогательствах. Не дождавшись разбирательств, общество признало актёра виновным и отменило: телестудия «MRC» исключила мужчину из сериала «Карточный домик», а сцены с его участием в триллере «Все деньги мира» пришлось срочно переснять.

Но канселлинг оказался голословным, потому что все иски пострадавших были отклонены из-за недостатка улик или отозваны ими самими. Более того, он противоречил основным правам человека, в том числе нарушал принцип «презумпции невиновности». Ущерб репутации Кевина Спейси оказался настолько огромным, что к работе он смог вернуться только через пять лет после скандала: в 2021 году актёр принял участие в съёмках драмы «Человек, который нарисовал Бога».
В харассменте также обвинялись поп-исполнитель Джастин Бибер, комик Луи Си Кей, режиссер Бретт Ратнер… Но результат всегда был разным – культура отмены не предполагает одинаковых санкций за одинаковые поступки, а потому нельзя определить, какой ущерб она нанесёт в каждом конкретном случае: будет это потеря нескольких десятков подписчиков в соцсетях или смерть карьеры?
Специалисты digital-агентства «PRO-движение» справедливо сравнивают отмену со «стихией, которую нельзя контролировать».
Нельзя однозначно ответить на вопрос: за что медийный человек подвергается канселлингу. Блогера Дженну Марблс пытались отменить за расистские высказывания, а электронного диджея Пегги Гу – за нарциссизм и за то, что «она не здоровается с соседями по лестничной клетке». Как бы там ни было, у медийных личностей больше нет права на ошибку. Если их поведение не является социально одобряемым, то они получают по заслугам.

У контента в интернете нет срока давности – это доказывает кейс комика Кевина Харта, которого затравили и вынудили уйти с поста ведущего премии «Оскар» за резкие твиты об ЛГБТ-сообществе, опубликованные ещё в 2011 году. Но никто не рождается с настройками, как у персонажей из игры «The Sims», которые не меняются в течение жизни – все мы развиваемся, трансформируемся.
Тогда, 11 лет назад, действовали другие правила: люди смеялись, когда смотрели сериал «Теория большого взрыва» (в России – сериалы «Моя прекрасная няня» и «Счастливы вместе», например), где были и сексизм, и расизм, и бодишейминг, и другие явления, которые сегодня неприемлемы, так как этическая парадигма сменилась.
Культура отмены может рассматриваться как показатель консолидации общества: аудитория объединяется, имея схожие ценности, и, выступая как строгий цензор, заставляет инфлюэнсеров удалять из медиапространства недопустимые материалы. Так было, когда в сети появилось юмористическое шоу, в котором комик Дэйв Шапелл неудачно пошутил о трансгендерах. Навязывание одних взглядов и ограничение других – недопустимо, если мы хотим жить и высказываться, не опасаясь агрессии.

У людей есть базовое представление о мире, согласно которому всё можно разделить на хорошее и плохое, белое и чёрное, доброе и злое. Но жизнь находится посередине. Когда медийная личность оступается, мгновенное желание аудитории – наказать её, чтобы она одумалась. Отсюда – такие перегибы канселлинга. Культура отмены несовершенна, потому что ещё не сформирована окончательно, и прежде, чем она заработает как надо пройдут годы.