Ирина Ликутова
Бруно Грёнинг — главный послевоенный Мессия
Война позади. Мир восстанавливал свои страны, а политики — справедливость. Денацификация в Германии превратилась в принуждение к искуплению грехов нацистского режима. И в момент, когда нация болела физически и духовно, появился тот, кто обещал избавить людей от страданий — целитель Бруно Грёнинг.
Рождение Мессии из Херфорда
Послевоенная Германия представляла собой не лучшее зрелище. Разруха после бомбардировок, чистки в рамках денацификации, витающие в воздухе чувство вины и постоянный страх. Сложно поверить, что эта страна совершит «экономическое чудо» уже к середине 1960-х.

Но в 1940-е немцы голодают. В стране нет денег не просто на восстановление городов, но даже на пропитание. Мир не спешит помогать — пусть Германия прочувствует то, через что прошли остальные.

В таком хаосе и всеобщей болезненности на фоне голода появился Бруно Грёнинг. Жилистый темноволосый мужчина с одним комплектом грязной одежды, в карманах которой были шарики из фольги. Но главное — он бывший нацист и военнопленный, так что для немцев Грёнинг «свой». Наверное, поэтому за исцелением сына семья Хюльсманов из Херфорда обратилась именно к нему.

У Дитера, их единственного ребенка, почти с рождения стоял диагноз: прогрессирующая атрофия мышц. Ему было девять, когда он уже не смог подняться с кровати, и ни один врач не смог выписать лечение. Безнадежность и привела Хюльсманов к Бруно Грёнингу.

Целитель вошел в дом Хюльсманов и решил взглянуть на Дитера. Он молчал, смотрел на мальчика, привычно сворачивал шарики из земли и передавал ребенку, чтобы тот сосредоточился на них. Удивительно, но спустя час после визита Грёнинга мальчик чувствовал свои ноги, а на следующий день — встал и пошел. В благодарность Хюльсманы предложили Бруно Грёнингу жить у них.

Они еще не знали, что сделали намного больше — положили начало мировой известности Бруно. Уже совсем скоро индивидуальные сеансы исцелений стали групповыми, а еще позже под окнами дома собирались целые толпы людей, нуждающиеся в исцелении души и тела.
Исцеление вопреки закону
Бруно Грёнинг стал первой послевоенной звездой. Такая популярность привлекала не только желающих исцелиться, но и органы власти, у которых возникали вопросы относительно законности деятельности целителя.

До прихода к власти нацистов целительство в Германии было обычной практикой.

Сам Отто фон Бисмарк однажды провозгласил в рейхстаге, что государство не имеет права запрещать оказание помощи теми, кто наделен «талантом исцелять, дарованным Богом и природой».
Моника Блэк, «Земля, одержимая демонами: Ведьмы, целители и призраки прошлого в послевоенной Германии»
Все изменилось, когда в 1939 г. в Германии был принят закон, по которому лечить можно было только после получения государственной лицензии. В результате все оккультные практики были запрещены на долгие годы. В стране, которая основывала свою политику на теории эволюции, распространение целительства было недопустимо.

Вероятно, с этим фактом связана такая популярность Бруно Грёнинга. Общество еще слишком хорошо помнило, что ограничения исходили от нацистской партии. Поэтому в рамках денацификации нужно избавиться и от ограничения на традиционную немецкую лечебную практику.

Но это не отменяло того, что Бруно Грёнинг своим целительством нарушал закон, и вскоре это послужило поводом для судебного разбирательства. В начале 1950-х Бруно Грёнингу запретили проводить врачебную деятельность без лицензии. А когда целитель попытался ее получить, просьбу отклонили из-за отсутствия в Грёнинга нужного образования.

Новый суд случился уже в 1955 году, когда Бруно Грёнинга обвинили не просто в нарушении закона о лечебной практике, а в непреднамеренном убийстве девушки с воспалением легких. Сначала целителя признали невиновным в смерти девушки, но суд второй инстанции признал вину Грёнинга. Целитель был условно приговорен к лишению свободы на 8 месяцев и к штрафу в 5000 марок. После этого звезда славы Бруно Грёнинга начала закатываться.
Закат славы
После войны у немцев была потребность в искуплении грехов, которые резко свалились на них. В этом смысле Бруно Грёнинг, проповедовавший целительство от Бога, был подходящим символом. Тем более, что он был бедным человеком, у которого не было даже собственной крыши над головой — чистая христианская добродетель. И когда этот образ начал рушиться, к Грёнингу начинали относиться все осторожнее.
Фото: bruno-groening-film.org
Сначала дали трещину отношения с семьей Хюльсманов. Хельмут Хюльсман, отец мальчика, быстро понял, что такая популярность целителя может принести ему деньги в непростое время. Поэтому из благодарности проживание Бруно Грёнинга в доме Хюльсманов довольно быстро превратилось из жеста благодарности в коммерческую необходимость. Это и привело к тому, что целитель со скандалом покинул дом, где с балкона проводил первые сеансы группового исцеления.

Но это не решило проблему. Его следующий «агент» — Отто Мекельбург — был обычным просителем, когда заболела его жена. Стоило ей выздороветь, как он создал «Общество по изучению лечебных методов Грёнинга» и мечтал открыть настоящую клинику.

Образ альтруиста рассыпался, и Бруно Грёнинга не спасали даже заявления о том, что все финансовые махинации от имени целителя совершали его деловые партнеры. Популярность Бруно стремительно уменьшалась, а судебные процессы и вовсе заставили общество отвернуться от целителя, в котором раньше видели Мессию.

Даже если он и обладал даром целителя, это не спасло его самого. В 1959 году Бруно Грёнинг умер во время операции по удалению злокачественной опухоли, оставив после себя газетные статьи и даже последователей. Последние оказались самыми долговечными — «Круг друзей Бруно Грёнинга» существует до сих пор. Даже несмотря на то, что врачи справедливо считают Бруно Грёнинга шарлатаном.