Юлия Хазова
Мой старший брат – Данила Багров!
Так хотел сказать едва ли не только каждый мальчишка, но и сотни людей первого постсоветского поколения, которые вместо престижных институтов оказались на чеченских баррикадах. Почему главный герой российского фильма о 90-х пример настоящего старшего брата?
Это было не просто потерянное поколение, но поколение потерявшее – ценности, правду, справедливость. Их отправляли на чужую войну, за чужие ценности, их развратили свободой и деньгами. Вся страна вдруг стала обиталищем «детей», которые остались без присмотра и получили безграничную свободу.

Таким «детям» нужен был правильный пример – старший брат, о котором с гордостью рассказывает мама, рассматривая детские фотографии в альбоме.
«Ехал бы к брату в Ленинград. Помру ведь я уже скоро, а он вместо отца тебе был. Это кровь твоя. Самый родной тебе человек на всём свете. Витенька мой!»
Чтобы лучше понимать, какой именно брат был нужен стране, вспомним, какими были девяностые в России: деньги обесценились, зарплату получают продуктами питания, на жилье выдают приватизационные ваучеры, во дворах бандитские разборки, любой мальчишка знает, как сделать самопал, между вчерашними дворовыми пацанами, которые вдруг становились банкирами, а то и депутатами, ведется борьба за сферы влияния. В то время, когда споры решали деньги и оружие, выживали сильнейшие (тут сразу вспоминается фраза Данилы):
«Вот скажи мне, Американец, в чем сила? Разве не в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я думаю, что сила в правде, у кого правда, тот и сильней».
Однако так считали далеко не все, оттого и побеждали зачастую деньги, и не было никакой правды. В стране, отвергнувшей старые ценности, но еще не установившей новые, произошло искажение реальности. Вот и ворчливый таксист подмечает:
«Были же люди, как люди, и вдруг все сразу стали кретины. Парадокс».
К слову, фильм «Брат» по праву считается ценным историческим памятником Новейшей России, в котором с удивительной частотой проглядываются многие социально-культурные и политические явления России 90-ых, последовавшие за распадом СССР.

Не даром Немец приводит Данилу на кладбище, символизирующее Россию, которая умерла и уже не будет прежней. В это время на улицах творится беззаконие, а единственный представитель власти в фильме – это одноклассник отца Данилы, который предлагает ему пойти работать в милицию. Бандиты возлагают на себя функции налогообложения и правосудия. Охотничье ружье, которое главный герой покупает у деда, стоит миллион. Сейчас такая цена кажется нам несоразмерной.

Нравственными ориентирами того времени как будто становятся поговорки, которыми фонтанирует бандит «Круглый». Никто из героев не работает, не ощущается социальной поддержки государства, все предоставлены сами себе. Страна стремится к западной модели ценностей, поэтому мы находим героиню Кэт, заплетенную в косички на африканский мотив, в Макдональдсе - символе Западного мира.
Во всем этом буйстве свобод, на пике отчаяния, где нет конца и края человеческой алчности, подлости и предательству, а братание лишь в угоду себе, должен появиться герой – брат.

И появляется Данила Багров – защитник идеи справедливости, братства и помощи каждому попавшему в беду. Ближний для него и немец, торгующий часами на рынке, который становится роднее старшего брата Виктора, и Света, терпящая побои мужа, и русская девушка Даша из Чикаго – это все, что брату остается защищать в руинах разваленных ценностей некогда великой державы.
Данила появляется перед нами как пророк под песню Наутилуса «Крылья» - «Мы все потеряли что-то на этой безумной войне. И всё здание будет в огне, мы погибнем без этих крыльев». Крыльями становится правда, за которую герой неистово будет бороться.
Антон Долин, кинокритик

Данила — в переводе «Бог мне судья» (не случайно же) — то ли карает нечестивых, то ли хранит жизни тех, кого взял под свое крыло. Явно посланник высшей воли, в которой сам разобраться не успел.

Фильм «Брат» в единственном числе называется не просто так. В нем есть только один человек, идущий против течения. В период, когда страна претерпевает переход от коллективного сознания к индивидуальному, вопросы братства отставлены на второй план. Балабанов предостерегает от последствий отречения единства.

Русские пословицы: «один в поле не воин», «братство дороже всякого богатства», «и лес шумит дружней, когда деревьев много» хранят в себе народную мудрость и традицию, наследником которой остался Данила Багров. В то же время остальные предпочли отнестись к этому пренебрежительно и высокомерно. Молодежь 90-х «похоронила» историю, забыв в чем их сила.

Простого человеческого эгоизма у Данилы нет, он остается частью своего народа.
«Вы что, гангстеры!? — нет, мы русские!»
В этом актер Сергей Бодров младший, «мальчик из интеллигентной семьи», кандидат наук, историк и искусствовед был солидарен со своим героем. Он призывал любить Родину за то, что она наша: «Она никогда не переставала быть нашей и не должна перестать, мы отвечаем за неё, какой бы она ни была. Иначе и в устах рокера, и в устах любого другого типичного представителя, например, партийного функционера 1970-х или энкавэдэшника 1930-х, все слова о Родине становятся спекуляцией. Всё равно мы все вместе, это наша страна и наши люди».
Алексей Балабанов, режиссер фильмов «Брат» и «Брат-2»

«Почему я должен стесняться того, что я русский? Почему француз гордится тем, что он француз, англичанин — тем, что он англичанин, а я должен, потупив глаза, бормотать: «Ну вот как-то да, Господь сподобил родиться русским, ну что поделаешь». Я хочу, чтобы перестали стесняться.

Фильм «Брат» характеризует новый мир и новые ценности. Главным героем стал молоденький парень с неловкой ухмылкой, в грубом свитере с «Уделки» и обрезом за поясом, убивающий направо и налево за правду и справедливость.
Надежда Васильева, художник по костюмам, вдова Алексея Балабанова

«Помню, рылась на Удельной в таких больших чанах, вытащила его и была счастлива просто. Говорю: «Вот оно!» Из‑за него и родился образ такой. Сначала Леша сомневался и говорил, что он больно какой‑то такой — артистически красивый. Думал, свитер будет сразу выдавать, что Данила герой. А я говорю: «Давай его испортим болоньевой курткой». И когда надели болоньевую куртку, страшненькую, синюю, Леша говорит: «Во. Вот так вот».

Данила Багров, живущий в эпоху глобальных перемен и выпавший из контекста. Не похожий ни на кого и схожий со всеми.

Для него каждый хороший человек – брат, но братом он называет не каждого. Напротив, герой резко противопоставляет себя любому, кто попытается с ним сойтись («Не брат ты мне…»).

В языке слово «брат» может означать семейное родство, национальную общность, разговорное обращение, обозначение родства в криминальном мире, в православии слово «брат» служит указанием духовного единства. У Данилы восприятие слова «брат» очень однозначное: так он обращается только к своему старшему брату Виктору.

При этом Данила не так часто употребляет это обращение, как его брат Виктор: «Даня, выручай, брат!», и «Даня» без лишних слов, как и подобает герою, приходит на выручку. На протяжение всего первого «Брата» от героя Сухорукова только и слышны просьбы о помощи. Кажется, он намеренно употребляет это слово, чтобы лишний раз подчеркнуть кровное родство и долг младшего перед старшим.

Эти два героя с самого начала противопоставлены друг другу. Начинает это сравнение их мать. Они не имеют ничего общего внешне, и в жизни полные противоположности. В конце фильма братья меняются местами: Данила едет в Москву, а Виктор возвращается домой и работает в милиции.
У братьев есть лишь общее прошлое, как и у всего русского народа, в этом и состоит мое обоснование того, что Данилу Багрова можно считать старшим братом всего поколения, круг замкнулся.

«Ты брат мой! Ты же мне вместо отца был. Я же тебя папой называл. Что ты? А помнишь, я на рыбалке ногу проколол? Ты меня тащил десять километров домой. А помнишь, я сома испугался, ...а ты смеялся надо мной? Помнишь ведь?».
Антон Долин, кинокритик

На самом деле, у Данилы Багрова не было никаких братьев. Он такой был один.

Данила Багров исключительный персонаж, принципиальный, честный и справедливый, каких не было во все 90-е. Он настоящий герой своего времени. Иначе не объяснить его популярность уже в нескольких поколениях. Подтверждение тому – майский номер журнала Esquire 2020 года с портретом Данилы Багрова на обложке, который был полностью распродан. «Это первый случай за 15-летнюю историю российской версии журнала, когда тираж допечатывается», – говорится на сайте издания.
Популярность имени Данил и Данила еще один показатель тотального совпадения фильма «Брат» и героя Сергея Бодрова со временем. Такой феномен можно сравнить с возросшей популярностью имени Юрий в 1961 году, когда детей называли в честь Юрия Гагарина. Космонавт стал настоящим супергероем, Балабанов же открыл миру нового супергероя.

В 1997 году количество детей, названных именем Данил, возросло почти в два раза, а к 2000 году их количество возросло уже в четыре раза.
Спустя почти 20 лет после выхода дилогии «Брат», «Брат-2» страна по-прежнему ищет нового героя, примеряя этот образ на выдающихся людей нынешнего времени. В 2019 году теннисист Даниил Медведев пробился в финал кубка большого шлема в Нью-Йорке. Между американскими болельщиками и Даниилом возникли разногласия, на что теннисист высказался в духе Данилы Багрова, чем вызвал национальное одобрение.
В моей школе в городе Омске тоже есть свой «Брат»: такой же мальчишка, ушедший на Чеченскую войну, но, к сожалению, так и не вернувшийся. Ежегодно второго февраля в школе несут вахту памяти и возлагают цветы к мемориальной доске Алексея Урусова - выпускника школы, погибшего при исполнении воинского долга.

По воспоминаниям учителей, Алексей был обычным мальчиком. Из тех, кто не сразу бросается в глаза. Таким как многие. Отличало его, пожалуй, умение держать себя в руках в сложной ситуации.

Алексей Урусов, выпускник школы №48, погиб при исполнении воинского долга в Чечне
Таким же простым предстал перед зрителем и Данила Багров, влюбивший в себя целые поколения.