Валерия Гоголева
Загадка картины
«Утро в сосновом лесу»
И.И. Шишкина
Какие секреты хранит самая известная картина Ивана Ивановича Шишкина?
Иван Иванович Шишкин – знаменитый русский художник-пейзажист, представлявший дюссельдорфскую художественную школу. Каждое полотно, написанное рукой Шишкина, завораживает своей таинственностью и красотой первозданной природы.

В поисках вдохновения художник часто выходил на прогулки в близлежащие леса и поля, где старался найти нетронутые человеком местности. В своих пейзажах Иван Иванович стремился передать прелесть каждого дерева и листочка, каждого блика и каждой тени, что словно погружает нас в картину.

За высочайшее художественное мастерство Шишкина ещё при жизни называли «певцом русского леса». Великолепные пейзажи Ивана Ивановича, которые по праву называют шедеврами, украшают стены музеев и картинных галерей как в России, так и за рубежом.


Иван Николаевич Крамской «Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина», 1880 год
Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище… Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы…
— И. Шишкин
Биография

Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в небольшом городке Елабуге, входившем в Вятскую губернию. Его отец, Иван Васильевич, был купцом-хлеботорговцем, который славился своей прагматичностью и разносторонними интересами. Он благоустраивал Елабугу: на собственные средства построил деревянный водопровод, неоднократно избирался главой города и даже выпустил книгу о его истории. Иван Васильевич, как и любой отец, мечтал дать детям всё лучшее. В первую очередь, образование, поэтому в возрасте 12 лет юного художника отправили на учёбу в Казань. Точные науки тяготили Ивана, поэтому вскоре он бросил обучение, объявив семье, что путь чиновничества ему не по душе. В те годы он уже интересовался искусством и стремился к уединению с природой, поиску прекрасного.



Портрет Ивана Шишкина в юности
Семья Шишкиных. Иван в верхнем ряду справа
Родители Ивана скептически отнеслись к решению сына. Мать расстраивала несерьёзность сына, она считала такое увлечение бесполезной тратой времени и «пачкотней бумаги». Отец, в свою очередь, поддерживал Ивана в его начинаниях, но всё же считал рисование лишь хобби. Иван Иванович часто рисовал по ночам втайне от родителей, чтобы они и вовсе не запретили развивать свои навыки.

Импульсом к тому, чтобы рисование стало профессией, послужил приезд в Елабугу живописцев из Москвы, которые занимались росписью иконостаса местного храма. Именно от них Иван Шишкин узнаёт, что есть специальные учебные заведения, где обучают рисованию. Будущий художник сумел убедить отца, и тот отправил сына в Москву, уже в надежде, что из него выйдет толк.

Посвятить себя живописи — значит отказаться от всяких легкомысленных занятий жизни. Изящные искусства ведут ко всему прекрасному, искреннему, благородному — ко всему, что зовется надеждою, советом и утешением.
— И. Шишкин
Образование

В Москве

С 1852 года Московское училище живописи и ваяния на четыре года стало вторым домом Ивана Шишкина. Его наставником стал художник-портретист Аполлон Мокрицкий. Главным требованием учителя была точность изображения предмета. Позднее этот принцип станет основой в творчестве Шишкина, который стремился изобразить максимально «живые» и естественные пейзажи.

Занимался Шишкин очень прилежно, проявлял выдающиеся способности к искусству живописи. И его старания не остались не замеченными: этюд студенческих лет «Сосна на скале», выполненный маслом на картоне, сегодня экспонат Государственного Русского музея.


«Сосна на скале» , 1855 год
«Вид на острове Валааме», 1858 год
В Санкт-Петербурге

После окончания училища в 1856 году Шишкин понял, что хочет совершенствовать свое мастерство, приобретать необходимые знания и навыки, поэтому в этот же год поступает в Императорскую Академию художеств. Здесь с первых занятий в классе Сократа Воробьёва Иван зарекомендовал себя как блестящий ученик с выдающимися способностями.

Иван Иванович с трепетом относился к каждой детали своей картины, он досконально изучал флору, исколесив все окрестности города. После первого года обучения Иван побывал на острове Валааме, куда его отправили на летнюю практику. За этюды красками и рисунки пером с Валаама в 1858 году молодой живописец получил большую серебряную медаль. Комиссия была в восторге от работ Ивана, они с уверенностью утверждали, что прежде не видели ничего подобного. В 1860-м удостоен максимально возможной награде: большой золотой медали и пенсионерской поездке за границу. Сам художник отзывался о медали восторженно, говоря, что «это просто прелесть, но главное, на ней надпись великолепная: «Достойному».

Путешествия за границу (1861-1866)

Вначале живописец поехал в Мюнхен, потом оказался в Цюрихе, затем в Женеве и Дюссельдорфе. Ивану Ивановичу с лёгкостью удалось удивить и европейских мастеров – рисование пером приводило их в восторг. Картиной «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», города, куда потом переехал Шишкин, художник заработал звание академика. После шести лет за границей художник решает вернуться на Родину.


«Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1865 год
После Европы вернувшись в Елабугу, я почувствовал воздух, сияние красок, глубину и высь неба.
— И. Шишкин
Дом-музей И.И. Шишкина
Мемориальный дом-музей И.И. Шишкина — памятник истории и культуры федерального значения. Дом был построен отцом знаменитого художника Иваном Васильевичем Шишкиным в 1835 году, в нём прошли детские и юношеские годы будущего пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898). Здесь он начал рисовать, с детства проявляя незаурядные способности, сюда приезжал в зрелые годы, черпая вдохновение в прикамских лесах и просторах.

На протяжении более чем ста лет дом принадлежал семье, а с 1940 года в нём стал функционировать музей.Елабужский музей художника имеет мировое значение, он является единственным в мире домом-музеем И.И. Шишкина и экспонирует только подлинные предметы декоративно-прикладного искусства, графики и живописи XIX века.

Экспозиция занимает два этажа особняка Шишкиных. В музее 16 экспозиционных залов. Первый этаж восстановлен таким, каким был при жизни семьи, здесь находятся большая и малая гостиные, кабинет отца, дорожная комната, буфетная и столовая; на втором этаже комната сестёр художника, а также спальня и мастерская Ивана Ивановича. В залах графики и живописи экспонируются подлинные офорты и картины Шишкина, среди которых самая ранняя его работа «Жатва» (1850-е гг.).
В экспозиции представлены не только вещи членов многочисленной семьи Шишкиных, но и личные предметы самого художника. Добротная дубовая мебель, множество музыкальных инструментов, знаменитый фарфор Гарднера и Кузнецова, многообразие напольных, настенных и каминных часов, изящные фарфоровые статуэтки, бронзовые люстры и канделябры — все они представляют образец купеческого быта среднего достатка.

Музей принимает до 50 тысяч туристов в год. Экскурсии проводятся на четырёх языках: русском, татарском, английском и немецком.
Тайны картины

Картина «Утро в сосновом лесу» – одна из самых известных работ Ивана Ивановича Шишкина. Написана маслом на холсте размером 139 х 213 см в 1889 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее.

Первое наименование картины – «Медвежье семейство в лесу». Так полотно было впервые представлено публике.

Сегодня картина демонстрируется под названием «Утро в сосновом лесу», но в народе она упоминается и как:

• Картина «Медведи в сосновом бору»;

• «Утро в сосновом бору» (бор – исключительно сосновый лес, а на полотне изображён разнообразный подлесок)

• Картина «Три медведя» (по инерции, хотя животных на самом деле четыре – аналогия с фольклором, когда важных героев и вещей всегда три);

• «Мишки на лесозаготовках» (мрачный юмор советского периода после 30-х годов).

«Утро в сосновом лесу», 1889 год
Мало кто знает, что «Утро в сосновом лесу» было написано в соавторстве с художником Константином Савицким. Именно его перу принадлежат образы медведей. Сам Шишкин был прекрасным пейзажистом, однако для изображения животных на своём полотне пригласил коллегу.

Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Шишкин как честный человек авторство себе приписывать не стал.

Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину.


Иван Николаевич Крамской «Портрет художника Константина Аполлоновича Савицкого», 1871 год
Ещё один малоизвестный факт о картине. Поныне в частной коллекции в Польше хранится её первая версия. Она называется «Туман в лесу». Об этом полотне известно немногим, однако именно оно вдохновило Шишкина на написание «Утра в сосновом лесу». Изначально на изображении присутствовали два медведя, но позднее художник решил добавить ещё двух животных, передав игровые моменты лесной жизни.

«Туман в лесу», 1888 год







«Картина с натуры должна быть без фантазии» – говорил мастер, влюблённый в русские просторы, особенно при их полуденном освещении. Иван Иванович Шишкин один из немногих, кто сумел, благодаря высокому мастерству и особому стилю, отразить красоту начала дня в лесу, передал бесконечную притягательность и особое волшебство дикой природы.

Иван Николаевич Крамской «Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина», 1873 год