Анна полякова
Азиаты? Нет, австралийцы!
О движении «мультикультурализма» в Австралии
Кажется, мы всегда смотрели на Австралию как на другой мир – чего бы ни коснулись, всё представлялось не таким, как в остальной части земного шара. Сначала Зеленый континент имел ассоциацию с огромной тюрьмой, теперь же это страна, где цветёт движение мультикультурализма. Да, так уж сложилось, что проживают там не только аборигены и эндемики, но и… буквально все, азиаты – в особенности.
Будучи ещё вполне «белым», во время Второй мировой войны Зеленый континент дал убежище примерно 6 тысячам азиатов, сбежавших от японской оккупации, с расчетом на то, что впоследствии они вернутся домой. Только вот стихийными явлениями управлять невозможно… И уже после окончания войны правительство Австралии взяло курс на нормализацию отношений с соседними странами, так как «изоляция сделала страну уязвимой». Кроме того для безопасности и, в общем-то, выживания государства было бы неплохо поддерживать высокую численность населения. Как? Конечно же, за счёт иммигрантов. Рабочая сила ещё никому не мешала. Правительство Австралии наивно уповало на переселенцев из самой Великобритании, в то время как в страну хлынул поток из Западной и Восточной Европы, несмотря на все меры по стимулированию мигрантов из Британии.
В конце 1940-х гг. Австралия столкнулась с новой угрозой, исходящей из Азии, – коммунизмом. Для того чтобы остановить продвижение этой «красной угрозы» на юг, австралийское правительство в 1950 г. разработало План Коломбо – программу по поддержке демократических режимов и оказанию финансовой помощи для предотвращения появления коммунистических настроений в странах Азии. Помощь выдавалась также в виде грантов азиатским студентам для обучения в австралийских высших учебных заведениях. Позже многие из этих студентов, естественно, остались в Австралии.

Overseas students studying in Australia 1949-1954. Источник: Государственная библиотека Виктории
В 50-е гг. XX в. дальнейшее развитие получила иммиграционная политика. В 1958 г. Закон «об ограничении иммиграции» от 1901 г. был заменён на новый – он отменял "весёлый" «диктант из 50 слов», и вместо этого новоиспеченный австралиец должен был доказать, что владеет английским языком. Это упростило европейским иммигрантам въезд в Австралию, однако жесткие требования к азиатским переселенцам сохранялись.

В 60-х гг. общественное мнение к неевропейским мигрантам постепенно начало меняться. У обновившегося правительства была амбициозная программа реформ, одним из пунктов которой была отмена политики «Белой Австралии».
A Lao family is reunited at Melbourne Airport after arriving from Bangkok, 1977. Источник: https://www.destinationaustralia.gov.au/photographs/photograph-8292853
В 1973 г. были внесены изменения в иммиграционное законодательство, и с этого момента все мигранты, независимо от национальности, могли подать заявление на получение гражданства после 3 лет проживания на территории страны. Более того, в 1975 г. вышел Закон о расовой дискриминации, который запрещал несправедливое притеснение кого-либо по признаку их этнической принадлежности или национального происхождения. Вот они, первые шаги к активному движению мультикультурализма.

Эта концепция Австралии как «мультикультурного общества» впервые была упомянута в 1973 г. в речи министра иммиграции А. Грассби «Многокультурное общество будущего». Он заявил, что «миграция продолжает укреплять и обогащать характер нашего общества... Сейчас Австралия является одним из самых космополитических обществ на земле...».
Вот так с середины 1970-х гг. понятие мультикультурализм легло в основу миграционной политики страны. История помнит лишь одно правительство, которое отходило от этой концепции, в связи со всемирной угрозой терроризма начала нулевых. Тенденции они по всему миру тенденции. В феврале 2011 г. правительство выпустило политическое заявление под названием «Люди Австралии», в котором подтверждалась поддержка политике «культурно-разнообразной и социально сплоченной нации». Также был создан Австралийский поликультурный совет: постоянный и независимый орган, призванный консультировать правительство по вопросам политики. В то же время продвижение мультикультурализма происходит также через неправительственные организации, такие как Австралийский мультикультурный фонд или Австралийское партнерство религиозных организаций.
Из иммигрантских групп неевропейского происхождения на Зелёном материке особенно видны и значительны были, есть и, видимо, будут, именно азиаты, но и азиаты бывают разные. Да, с 1971 года их перестали определять по этносу при переписном учёте, поэтому сейчас их количество может быть установлено только посредством экстраполяции и учета существовавшего ранее соотношения между численностью представителей различных азиатских этносов и численностью родившихся в соответствующих странах Азии.
Immigrants arriving in Chinatown (Little Bourke Street), Melbourne, 1866. Источник: Государственная библиотека Виктории
Самой крупной азиатской группой являются китайцы. Во время «золотой лихорадки» в 50-е годы XIX в. их число в Австралии достигло нескольких десятков тысяч, но затем приток был приостановлен, и многих из них депортировали из страны. С тех пор китайская иммиграция в Австралию носила весьма ограниченный характер и численность китайцев увеличивалась в основном путем естественного прироста: на Зеленом континенте как-никак свободнее, чем в Поднебесной.

Положение несколько изменилось только с 70-х годов XIX в. Тогда в Австралию стали допускаться лишь те выходцы из Азии, которые имели высокую квалификацию и те специальности, в которых остро нуждалась страна. В последнее десятилетие из Сингапура и в меньшей мере из Гонконга приехало несколько тысяч китайцев, преимущественно представителей технической интеллигенции. Сейчас численность китайцев в стране составляет более 400 тысяч. Многие из них родились в Австралии, и это уже далеко не второе поколение иммигрантов.
Вторая по численности азиатская группа в Австралии – индийцы. Впервые они появились здесь в 30-е годы XIX в., а в середине 90-х годов XIX в. их численность уже составляла около 2 тыс. Сейчас их насчитывается более 150 тысяч человек. Расселены они, как и китайцы, преимущественно в крупных городах.

Особенно Австралию любят выходцы из Южной Кореи. И вряд ли это только потому, что первые помогли вторым в Корейской войне. Корейцы в принципе на сегодняшний день являются одной из самых быстрорастущих азиатских этнических групп в Австралии. Ещё во время Второй мировой войны неизвестное количество корейцев, арестованных в союзных странах Азиатско-Тихоокеанского региона, было перевезено в Австралию и интернировано вместе с японцами на время войны. Большинство корейских интернированных носили японские имена, поэтому их было трудно идентифицировать. Когда Корейская война закончилась, некоторые кореянки приехали в Австралию в качестве военных невест и детей-сирот, усыновленных австралийскими семьями. Ослабление иммиграционных ограничений в конце 1960-х годов предоставило первую возможность большему количеству корейцев въехать на Зеленый континент. В 1969 году первые корейские иммигранты прибыли в Сидней в рамках программы квалифицированной миграции. Однако на момент переписи 1971 года в Австралии проживало всего 468 человек корейского происхождения. В начале 1970-х ежегодно около 1000 корейцев приезжали на краткосрочное проживание – не унимающиеся студенты, куда без них – и около 100 приезжали на постоянное место жительства. Некоторые из этих новоприбывших впоследствии спонсировали членов своей семьи для миграции. С 1986 по 1991 год наблюдался дальнейший рост числа прибывающих поселенцев, в среднем около 1400 человек в год, многие из которых попадали под категории квалифицированной и деловой миграции. Уже по переписи 2016 года 123 017 человек, проживающих в Австралии, заявили, что имеют корейское происхождение.


Сейчас азиаты, за которыми, несомненно, будущее, и дело тут не только в том, что они задавят числом, продолжают прекрасно жить себе в Австралии. Что правда, то правда, азиаты ценят высокую трудовую активность и уровень образования. Весьма перспективные и энергичные ребята. И ничто их не пугает: ни местная живность, ни английский язык. Потому теперь они неотъемлемая часть этнической мозаики Зеленого континента.