Роман Долгополов
Конфликт творчества
с государством
Или как авангард второй половины ХХ века прошел путь от подвала до самого знаменитого аукциона мира
Ни для кого не секрет, что в СССР власть стремилась к тотальному контролю над всеми сферами жизни общества, в том числе, к контролю и над искусством. Однако постепенно советские художники смогли получить свободу слова, а главное – выйти на западную сцену и повлиять на нее.
«И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» А.М. Герасимов

Картина написанная в жанре Соцреализма, восхваляющая вождя и несущая патриотические идеи
Коммунистические идеи рассматривают художественное искусство как нечто буржуазное, неподходящее для нового времени. Придя к власти, Ленин сразу начал пропаганду идей новой коммунистической культуры. Одним из самых броских проявлений Ленинского плана по продвижению коммунистического искусства стали плакаты. Они демонстрировали трудящихся ради всеобщего блага людей с кричащими, острыми лозунгами. История советского авангарда заканчивается в конце 30-ых годов, и единственным допустимым стилем живописи для членов творческих союзов становился социалистический реализм, что было закреплено в 1934 году на I Всесоюзном съезде советских писателей. Соцреализм противопоставлялся как реализму XIX века, так и абстрактному искусству и тотально доминировал в живописи.
Художники, создававшие свои произведения в рамках других стилей, исключались из союзов, подвергались репрессиям. Их искусство не проходило в массы, деньги за свои работы они не получали. Но все стало меняться с приходом к власти Н.С. Хрущева, период правления которого называют «оттепелью». Никита Сергеевич хотел разрушить культ личности Сталина, была ослаблена политика репрессий и даже появлялась некоторая свобода слова. Тогда неофициальное искусство СССР разрешили, но за ним тщательно следили власти, контролируя его массовость тотально.

Перемены ознаменовал VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, который прошел 28 июля 1957 года. На фестиваль приехало огромное количество современной молодежи из других стран. Коммуницирование с иностранцами для наших граждан стало эйфорией, они были в восторге. Но с приездом этих людей, была привезена и визуальная, и музыкальная культура. Например, на этот фестиваль приехал известный абстракционист Джеймс Поллок, который писал свои картины, просто расстилая холст на полу.



Также западные люди привезли с собой новые жанры искусства, которые сильно вдохновили советских людей. Ведь что можно было писать после таких трагичных событий, как война, репрессии? Соцреализм с "воодушевляющими" лозунгами не был интересен для художников. Но другое искусство было запрещено, поэтому стали организовываться так называемые подпольные группы деятелей искусства, среди которых была Лианозовская школа. Художники этой школы часто устраивали мероприятия, подобные квартирникам, они проводили выставки и общались не в обширных, величественных галереях, а были вынуждены делать это в маленьких подвалах, студиях или комнатах своих же домов. Такая атмосфера была по душе художникам. Существовали разные группы, многие из них были аполитичны и лишь хотели творить свободно, а некоторые честно говорили, что имели политические взгляды на искусство, действовали для того, чтобы изменить отношение к искусствув России.


Например, участник группы "Коллективные действия" рассказывал в своей лекции в одном из московских музеев: "Да, мы были аполитичны, мы просто смещали точку сборки, стремясь уйти от повседневности". Были художники, которые принципиально не ходили на ту же "Бульдозерную выставку" или выставку в "Пчеловодстве".
Участник и один из лидеров Лианозовской школы Оскар Рабин, наоборот, имел свои взгляды на распространение и свободу его творчества, поэтому и сделал такой смелый шаг, как первая в истории СССР выставка неофициального искусства, которая изменила многое в жизнях и деятелей искусства, и людей в целом. Есть целый репортаж на радио "Свобода", в котором участвует и Оскар Рабин, и знаменитый коллекционер картин советских нонконформистов. Его имя Александр Глезер, он рассказывает о многих репрессиях по отношению к Лианозовцам и к нему самому. Например, коллекционера часто допрашивала полиция, его жену просили развестись с ним, а когда она ответила отказом, его уволили, сняли с должности редактора газеты.
Вставить сюда отрывок из его интервью с озвученными выше идеями
Александр Глезер
Оскар Рабин – одна из центральных фигур неофициального искусства 1960-1970-х годов. И хотя слово "лидер" контрастирует со скромным характером этого художника, он был стержнем движения нонконформизма, организовав в 1974 году знаменитую выставку, ставшую известной как "бульдозерная". В пространстве контролируемого общества он смог утвердить свое право на свободу творчества. Рабина интересовало всё, что находилось за рамками общепринятого, что существовало вне канонов эстетики. Он ввел в живопись бараки, помойки, зеленые бутылки водки – словом, весь тот сор, который не допускался в официальном искусстве. Он не пытался выразить красоту сего мира через «розовые очки», а писал, переосмысляя весь мир вокруг. Критики писали о его картинах следующее:
Самый важный образ в творчестве Рабина — это изображение бараков. Эти многочисленные деформированные дома с покосившимися крышами означали для художника гораздо больше, чем просто убогую реальность. Ведь за изображениями коммунальной жизни в бараках стоял человек. Но его никогда не было видно на картинах.
О. Рабин "Оптимистический пейзаж"
Легко узнаваемый, немного нервный, но невероятно экспрессивный пластический язык Рабина особенно проявляется в картине "Оптимистический пейзаж" 1959 года из собрания Государственной Третьяковской галереи. По воспоминанию Владимира Немухина, именно с этой работы Рабин определился со стилем: "Это был прекрасный барак, освещённый солнцем. Он смотрел на тебя как какое-то невероятное существо". Так простой пейзаж становится размышлением о жизни, где сквозь тёмную мглу неизбежно пробивается яркий свет.

Особенность творчества Рабина проявляется главным образом в его мощной, почти что суггестивной в своём мрачном пафосе живописи. Это черный, резкий контур, смелые деформации. Художник создает одновременно мир бедный, убогий и в то же время одухотворенно-прекрасный. Что же в нём прекрасного? Художник показывает не внешнюю, а внутреннюю суть вещей. Искусствовед Анна Чудецкая отмечает: "Его взгляд — взгляд внимательного исследователя, тонкого психолога и истинного философа".


Выставка и переломный момент

Мощный перелом в жизни Рабина произошел в 1974 году, когда с друзьями-художниками он организовал неофициальный показ картин на пустыре. Дело в том, что все независимые творцы, не состоявшие в Союзах художников, не могли выставлять свои картины в галереях или тем более в музеях. А пустырь лучше всего подходил для их задумки: художников не могли обвинить в том, что они что-то загораживают или мешают проходу пешеходов. "Никаких особо мудрых замыслов у нас не было. Было просто желание выставить свои картины, жить как художник, а не как техник на железной дороге", — рассказывает в одном из интервью Рабин. В назначенный день на этом самом пустыре собралась кучка художников, окружённая со всех сторон милицейскими машинами. Шёл дождь, и, распаковав свои картины, художники не могли их никуда пристроить, поэтому им пришлось их держать в руках. А затем началось то, что в истории сохранилось под названием "бульдозерной выставки": у художников стали вырывать картины, которые затем кидали под нож бульдозера. Все участники этой выставки отделались минимальными наказаниями (Рабину пришлось заплатить 20 рублей за "хулиганство", последствия этого мероприятия эхом отдавались в последующие четыре года.

Выставка обернулась для Рабина вынужденной эмиграцией: в 1978 году, во время поездки Рабиных по гостевой визе во Францию, Указом Президиума Верховного Совета СССР он был лишён гражданства, и, стало быть, возможности вернуться на родину. В Париже у Рабина начинается новый творческий период. Его картины наполнились образами религиозной тематики. Во Франции художник часто обращается к технике коллажа, используя куски дерева и гофрокартона. Предметы словно впечатываются в живопись, растворяясь в ней. И в то же время в одном из интервью он говорит: "Я продолжаю рисовать Россию, но на расстоянии все выглядит иначе, чем вблизи, стало меньше сарказма, иронии, появилось больше лиричности".

Долгая жизнь Оскара Рабина отражена в его невероятно цельном творчестве, Сквозь призму собственного жизненного пути он рассказывает о социальной драме отечества. Его мрачный экзистенциальный мир — это мир советского человека, живущего в эпоху после Второй мировой войны, пережившего многие лишения и потерявшего веру в ценности социализма. Поэтому экспрессия, через которую он выражает свое впечатление о среде, его окружающей, — это не средство для самовыражения, но максимально подходящий язык для передачи реалий того времени.

"Бульдозерная выставка" собрала вокруг себя огромное число иностранных журналистов, которых, по словам очевидцев, было больше, чем художников. Так и пришла известность советских художников-нонконформистов на западной сцене, и аукцион Sotheby's ознаменовал ее. На этом аукционе в 1988 году была продана за рекордные 200 000$ картина "Фундаментальный Лексикон" Григория Брускина – советского художника-нонконформиста.
Седьмого июля 1988 года Sotheby's провел в московском Совинцентре (ныне — Центр международной торговли) аукцион "Русский авангард и современное советское искусство", правительство советского союза официально согласилось на это, тем самым неофициальное искусство прошло путь от подвальных выставок до всемирной известности, нашими художниками заинтересовались на западе, а в стране стали проходить многочисленные выставки неофициального искусства, люди получили свободу творчества.