Амогхасиддхи - Будда с севера Мандалы
О «северном Будде» в материале Лады Жиновой

В четвертой части Мандалы, на севере, сидит Будда Амогхасиддхи — Безошибочное Достижение

Амогхасиддхи – один из пяти Дхьяни-будд, олицетворяющих пять аспектов просветления (Будды Мудрости). Дхьяни-будды ассоциируются с пятью видами мудрости, которых можно достичь на пути к пробуждению благодаря трансформации эмоций. На Мандале каждый Будда отвечает за свой "сектор": Восток-Юг-Запад-Север и Центр

Трансформация 5 омрачнений ума при помощи мудрости
  • Гнев - Зерцалоподобная мудрость
    Ее символизирует Непоколебимый Будда Акшобья, сидящий на Востоке. Эта мудрость подобна зеркалу, поскольку в просветленном уме, как в зеркале, отражается все. Но предметы, отраженные в этом уме, не влияют на него. Если вы поставите перед зеркалом стул, будет ли зеркало отражать его всегда? Нет, отражение не липнет к зеркалу. Но человеческий ум совсем не такой, отражения предметов, вещей и событий залипают в нем.
  • Гордыня - мудрость Равностности
    Ее символизирует Драгоценный Будда Ратнасамбхава, сидящий на Юге. Эта мудрость не видит разницы между объектами, ведь просветленный ум воспринимает все с полной объективностью, он видит одну и ту же реальность во всем. У этого ума ко всем одинаковая любовь и сострадание: к мужчинам и женщинам, животным и растениям.
  • Страсть - Различающая мудрость
    Ее символизирует Будда Безграничного света Амитабха, сидящий на Западе. Зеркало отражает все предметы, но не смешивает и не путает их различительные признаки, детали. Просветленный ум видит вещи не только в их единстве или раздельности, но он видит то и другое одновременно. Он не сводит ни многообразия к единству, ни единства к многообразию, но видит и единство и вместе с ним множественность. Еднство не отменяет различия, а различия не отрицают единства.
  • Зависть - Всесовершающая/Всеисполняющая мудрость
    Ее символизирует Будда Безошибочного достижения Амогхасиддхи, сидящий на Севере. Просветленный ум посвящает себя деятельности во благо всех существ. При этом он изобретает множество «искусных средств» в помощь людям. Просветленный ум помогает существам естественно и неопосредованно. Он не задается вопросом: «А кому мне сегодня помочь?». Действие этого ума свободно, непосредственно и естественно.
  • Неведение - Интуитивная мудрость/Дхармадату
    Ее символизирует Лучезарный Вайрочана, сидящий в Центре. Она основная, а остальные четыре - ее аспекты. Термин дхармадхату сложен для перевода. Дхату означает «сфера», «область» или «поле», в этом контексте он относится ко всей Вселенной; дхарма здесь - «реальность», «истина», «окончательное». Таким образом, дхармадхату - Вселенная, которая рассматривается как сфера проявления реальности, или же эта Вселенная постигается как исполненная реальности. Это поле для проявления и выражения.
Будда Амогхасиддхи
Будда северного направления, связанный с элементом ветра и цветом зеленым. Он символизирует силу настойчивости и упорства, необходимые для достижения просветления, а также силу, преобразующую зависть во всесовершающую мудрость


Будда Амогхасиддхи связан с возникновением четырех медицинских текстов, которые даровал Будда Врачевания.


Когда Будда Шакьямуни явил себя как Будда Врачевания, он явил Дхъяни-будд. Из сердца вышел Акшобхья; из макушки — Вайрочана; из горла — Амитабха, который попросил дать учение; из пупка — Ратнасамбхава; а из тайного места — Амогхасиддхи. Акшобхья, Вайрочана, Ратнасамбхава и Амогхасиддхи проповедовали четыре медицинские тантры; однако же в действительности эти учения раскрыл сам Будда Врачевания, принявший облик этих будд четырех семейств. «Коренной тантре» учил Акшобхья, «Объяснительной тантре» Вайрочана, «Тантре устных наставлений» — Ратнасамбхава и «Последней тантре» — Амогхасиддхи. Амитабха, который являет собой сущность различающей мудрости, просил о даровании каждого из этих учений. То есть Будда Врачевания сначала излучил из себя Амитабху, который попросил его дать учение. В ответ на эту просьбу были явлены остальные четыре будды, после чего они дали соответствующие учения.

«Последняя тантра»/«Тантра заключительного смысла»/ Чи-Ма-Джюд


Медицинский текст, состоящий из 4 разделов, разбитых на 25 глав. Чи-ма-джюд посвящена методам диагностики различных заболеваний по пульсу, языку и моче, изготовлению лекарств - пилюль, порошков, лечебных масел и т.п., а также свойствам лекарств и методам дополнительной терапии - прижиганию, акупунктуре и т.д.

Иконография Амогхасиддхи
Бардо
Бардо - промежуточное состояние между смертью и новым рождением. В период бардо Амогхасиддхи появляется перед умирающим, чтобы помочь ему преодолеть страхи и сомнения и достичь просветления.



Из «Бардо Тодрол»

«На пятый день появится зелёный свет совершенно очищенного элемента Воздух. Тогда из зелёного северного измерения, называемого Всесовершенные Деяния, появится блаженный Амогхасиддхи вместе со своей супругой Самайя-Тарой. Его тело зелёного цвета, в руках он держит двойную ваджру и восседает на троне, покоящемся на птицах шанг-шанг, кружащихся в небе. Его сопровождают два бодхисаттвы, Ваджрапани и Ниваранавишкамбхин, и две бодхисаттвы, Гандха и Найведья. Всего в пространстве радужного света появятся шесть образов будд.
Зелёный свет скандхи понятия в её чистом измерении – Мудрость, Совершающая Деяния, ослепительно-зелёная, ясная, яркая, всепроницающая и устрашающая, украшенная дисками радужного света, будет идти к тебе из сердца Амогасиддхи с супругой…»