дарья синицына
Оскорбляющее искусство
Как искусство задевало чувства верующих и продолжает это делать до сих пор.
На самом деле искусство отражает не жизнь, а зрителя. – Оскар Уайльд
Искусство испокон веков являлось воплощением внутреннего мира самого творца. Оно способно передать не только его собственные чувства и представление о действительности, но и самые глубокие переживания, которые зачастую невозможно выразить одними словами. Музыка, литература, кинематограф и прочие виды искусства стали для человека одним из способов самовыражения. Но даже если полностью излить свою душу на полотно или в текст, всегда найдется человек, который увидит в этом совершенно иной смысл, отличающийся от того, что был заложен автором.

Все люди воспринимают реальность по-своему. Жизненный опыт, взгляды, ценности – все это влияет на целостное восприятие не только искусства, но и мира. Интерпретируя понимание искусства, основываясь на своем мировоззрении, человек может одновременно открыть его новые стороны, но в то же время далеко уйти от понимания истинной сути произведения. Было немало случаев, когда неправильное понимание творчества побуждало в людях негативные эмоции, которые в свою очередь заставляли массы людей обратиться против него. Многие же, наоборот, видя истинную суть творения, считали необходимостью ограничить круг лиц, которые могут увидеть это. Нередко причиной для такого отношения к тому или иному произведению послужили различные религиозные или политические взгляды, защищая которые, люди могут пойти на многое. Наиболее острая реакция наблюдалась у людей, обращенных к религии. На этой почве возникало много скандалов, связанных с оскорблением чувств верующих, в разных творческих направлениях. Рассмотрим наиболее яркие из них.
Оскорбление чувств как явление.
Пытаясь дать оценку ситуации, можно сказать, что большинство людей, не связанных с этой темой, считали, что такая реакция и последующие за ней запреты свойственны в основном религиозным фанатикам, которые всеми своими действиями лишь показывали свою повышенную чувствительность и идеологизированность в этой сфере. Многие творцы зачастую стали создателями того, что было нежелательным для демонстрации народу по тем или иным причинам. Находя в этом какую-то отсылку к религии, появилось такое понятие как оскорбление чувств верующих. Ведь запретить произведение искусства и избавиться от него намного легче, когда оно задевает чувства, связанные с чем-то более высоким и моральным, с тем, во что люди верят и чем живут. Размытость проблемы заключается в ее универсальности. Нет четких границ и оснований на то, что именно стало для человека оскорбительным, проблема становится идеальным инструментом для ограничения неуместного творческого потенциала. Оправдываясь защитой уязвимых групп от прямого влияния деструктивного творчества, многие религиозные организации неоднократно добивались запрета на их трансляцию в массы, пытаясь скрыть то, что не должно нарушить идеальный образ того, во что они верят.
Как искусство коснулось чувств верующих в далеком прошлом
Василий Петров «Сельский крестный ход на Пасхе».
Одним из наиболее популярных способов самовыражения в прошлом являлось изобразительное искусство. Немало художников того времени стали создателями картин, которые в свою очередь были поняты двусмысленно народом, а некоторым из авторов вскоре запрещалось писать картины подобного рода, чтобы люди не видели той правды, которую художник так ярко хочет передать на своем полотне. В основном картины носили сатирический характер, показывая даже некую абсурдность того, чем дорожили и во что верили многие люди.

Картины в оскорбительном и клеветническом ключе представляли духовенство в России, показывая тем самым его истинное отношение к народу, что могло прятаться за масками священнослужителей. Например, картина Владимира Маяковского «Освящение публичного дома» по словам критиков несла в себе оскорбление чувств, клевету, посягательство на честь, достоинство и деловую репутацию, возбуждение вражды и ненависти по принципу отношения к религии. Рассмотрев картины ниже можно также понять, что именно послужило недовольством со стороны аудитории. Даже самая маленькая и неприметная деталь может полностью перевернуть смысл картины и заставить взглянуть на нее и людей, изображенных там, совершенно другими глазами.
Кинематограф
Луис Бунюэль «Золотой век» (1930).
Кинематограф также оказал большое влияние на формирование общественной мысли в отношении к религии своими трудами. Многие фильмы произвели настолько сильное и бурное впечатление, что пару показов закончилось неоднократной смертью нескольких человек и отречением от церковного служения. Не обошлось даже без поджога кинотеатров и террористических актов во время сеанса.

Религиозные организации в прошлом старались контролировать то, что будет транслировать кинематограф и даже создавали определенные нормы морали и нравственности, в рамках которых должно было находиться произведение. Скандал, который произошел впервые на этой почве, был вызван демонстрацией в Нью-Йорке фильма «Поцелуй» в 1896 году. После этого показа рамки дозволенного в кино стали значительно расширяться, приобретая новые формы передачи мысли режиссеров.

Даже сталкиваясь с жесткой цензурой, во главе которой стояли религиозные организации, направленные на духовное очищение кинематографа, фильмы подобного характера не переставали выпускаться, напротив, становясь все более открытыми и раскрепощенными в глазах духовенства и многих верующих людей. Многие фильмы были запрещены к показу, пародируя какие-либо сцены из Библии. Произведения подвергались сильной критике, их показ народу ограничивался. Несмотря на это, со временем они все же находили свою аудиторию. Каким бы сильным ни был протест против искусства, его рамки от этого уже не становились.
Религия — это общечеловеческий навязчивый невроз.
— Зигмунд Фрейд
Возвращаясь к иным формам проявления искусства, можно отметить, что настоящим скандалом 90-х стал перформанс российского художника Авдея Тер-Оганьяна под названием «Юный безбожник», проведённый 4 декабря на выставке «Арт Манеж-98» в московском выставочном зале. Результатом данной акции стало возбуждение уголовного дела против автора перформанса, который призывал людей осквернять иконы. Своими действиями он лишь хотел показать свой взгляд и видение мира, противопоставленные исповедующим христианство.

Поняв, что желающих людей в зале нет, он сам принялся делать то, к чему побуждал действовать присутствующих. Но кроме осуждения за свой поступок ничего не получил. Вскоре ему пришлось покинуть страну, после чего художник получил статус политического беженца. Многие деятели искусств вступились за этот перфоманс и саму его задумку. Ведь задумка порою может кардинально отличаться от того, как автор воплощает ее в жизнь. Тот случай дал многим понять, что искусство не всегда может быть понятым и услышанным, особенно если в процессе разрушается и оскверняется то, что является важным для основной массы зрителей. Даже маленькая ошибка и деталь может позволить обернуть весь мир против художника, которому не хватит жизни, чтобы после оправдаться перед обществом.
Именно поведенческая рамка делает из сожжения рояля нечто более осмысленное, чем сожжение рояля. Если человек не видит этой рамки, он видит просто сожжение рояля. Без всяких, повторюсь, культурных обертонов. Перформанс Тер-Оганьяна с разрубанием иконы происходил не с иконой, а с её репродукцией. Но слишком многие люди не проводят границу даже между предметом и его изображением — например, «православные» идолопоклонники, которые преследовали Тер-Оганьяна или которые преследуют Ерофеева и Самодурова.
— Борис Филановский
Как искусство продолжает задевать чувства верующих в современном мире
Наиболее частой формой проявления искусства, о которой все больше начинают гласить заголовки статей про очередное оскорбление определенных религиозных взглядов, является музыка. Если до этого скандалы, связанные с этим редко встречались в музыкальной индустрии, то за последние несколько лет было немало случаев, когда даже внешний вид артиста и его поведение доводили до судебных исков. Основное внимание было уделено либо тексту, либо внешнему виду артиста.

Одним из наиболее ярких случаев, когда скандал разразился как вокруг образа, так и вокруг текста песен и клипов исполнителя, стала немецкая группа Powerwolf. Даже благодаря обложкам к своим альбомам, они заполучили особое внимание среди людей, находящих в них скрытый смысл, связанный с оскорблением верующих. Их образ позволил многим людям думать о том, что даже прослушивание одной их песни может стать грехом для человека. В основном в их песнях представлены сатирические образы и описания каких-либо религиозных деталей и взглядов, как и в картинах многих художников. При этом участники группы не подтверждают свою причастность к сатанизму, но и не причисляют себя к какой-либо вере. Они называют себя «наблюдателями, а не борцами на религиозной сцене».

Мы много поем о религии. Мы своего рода наблюдатели: мы поем о христианстве, Сатане, но мы поем о них, а не для них.
— Мэтью Грейвольф
Креативность творчества коллектива заключается в сочетании христианских мотивов с мрачными хоровыми вставками и органными партиями, также присутствует исполнение песен на латыни, что в свою очередь добавляет им определенный шарм. Образ, который создает группа, неразрывно связан со стилем музыки, обложек и клипов. Бывает так, что зачастую один исполнитель может пробовать себя в разных стилях, меняя при этом образ. У этой же группы он остается неизменным, приобретая со временем новые черты и детали, которые помогают слушателю более глубоко понять суть их творчества.
Многие считали, что образ оборотня в рясе священника имеет свой определенный смысл, указывая на то, что священнослужителям свойственно то же лицемерие и изменчивость, как и всем людям. На некоторых обложках святые имеют образ марионеток, что также указывает на то, что государство может управлять церковью и ее учениями для получения выгоды. Каждое изображение отображает в себе какую-то определенную проблему, о которой невозможно заявить вслух, но которую напрямую можно увидеть в каждой обложке.
Со временем скандалов и недопонимания стало становиться все меньше. Многие верующие люди не могли понять смысла их творчества, но именно на таких «фанатиков» это творчество и было направлено. Видя что-либо с другого ракурса, люди начинали думать о том, что раньше даже представить не могли и стали находить для себя новый смысл в привычных вещах.
В какой бы форме ни выражалось искусство, зачастую оно может нести в себе то, что общество может либо не так воспринять, либо понять все верно, но без осознания того, с какой целью это было создано. Зачастую целенаправленно или же напротив, зародилось большое количество произведений, начиная с изобразительного искусства и заканчивая музыкой, которые сыграли важную роль в религиозном восприятии общества, которое вызывало либо оскорбление, либо раскрывало глаза на новые вещи.

Не существовало практически ни одной эпохи с момента зарождения свободного творчества, когда чувства верующих в какой-то степени не были задеты. Со временем люди меньше начали обращать внимание на проявление творчества у людей в таком виде. В этом плане оно стало еще более свободное и толерантное. Стало меньше запретов и ограничений. Если раньше за подозрение в богохульстве произведение могли лишить лицензии, то сейчас это может вылиться лишь в скандал, который спустя месяцы или годы непонимания все же уляжется. Все зависит от тяжести произведения и от того, насколько бурной окажется реакция аудитории. Одно лишь с годами останется неизменным — смелость людей, решивших полностью отдаться творчеству без страха и сомнений не только перед собой, но и перед обществом.