Елизавета Ильминских
Хаяо Миядзаки: гений анимации
Человек, изменивший индустрию мультипликации и подаривший детство многим поколениям.
Хаяо Миядзаки – всемирно знаменитый японский аниматор, режиссёр и сценарист. Обладатель премии «Оскар» за лучший анимационный фильм «Унесенные призраками». Награждён «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф.

Наиболее известные его работы: «Ходячий замок», «Ветер крепчает», «Рыбка Поньо на утесе», «Унесенные призраками», «Ведьмина служба доставки» и другие.

Хаяо Миядзаки в процессе работы
Важные факты биографии Миядзаки
1
5 января 1941 года
День рождения Хаяо Миядзаки
2
1963 год
Первая работа в сфере анимации в студии «Тоэй»
3
1964 год
Знакомство с Акэми Ото (будущей женой) и Исао Такахатой
4
1979 год
Создание первого анимационного фильма «Люпен III. Замок Калиостро»
5
1985 год
Создание студии анимации «Гибли» совместно с Исао Такахатой
Анимация — это не то, когда ты берешь карандаш и рисуешь ровную, правильную линию. Анимация — когда ты пытаешься отыскать ту линию, которая скрыта внутри тебя самого. Если, беря в руки карандаш, ты собираешься использовать только ум, только рассудок, результат не может получиться удачным. Так работает, увы, 90% аниматоров. Но есть и те, кому удается оживить свое подсознание. Среди молодых их совсем немного — они слишком уж увлечены виртуальной реальностью.
Хаяо Миядзаки
Рассмотрим, в чем уникальность картин Хаяо Миядзаки
Для того, чтобы рассказать нам убедительную и впечатляющую историю, автор должен создать погружающую в себя вселенную, в которой разворачивается сюжет. Главная цель - преодолеть недоверие, вовлечь нас в повествование. Посредством искусной анимации и внимания к деталям Миядзаки регулярно создает глубокие и уникальные произведения, удерживающие сложный баланс между вымыслом и реальностью. Построение вселенной крайне важная часть работы, так как каждая видимая деталь на экране создается с чистого листа. Его анимации демонстрируют мастерскую технику и строгое внимание к деталям в каждом кадре, формируя задуманную автором вселенную такой, какой он себе ее представляет, оживляя ее. Мир в этих произведениях всегда выглядит реалистично и осязаемо.

Обратите внимание, как его персонажи бегают и взаимодействуют с окружающим миром, как их одежда и волосы движутся – иллюзия физики. Анимация должна создавать чувство пространства, гравитации, веса и перемещения из кадра в кадр, чтобы изобразить работу законов физики там, где их нет. Это уникальная задача анимации: передать живой мир через неживые, по сути, инструменты. Мультфильмы Миядзаки позволяют нам погрузиться в изображаемую реальность.
Тот, у кого недостаточно опыта и наблюдений, вряд ли может называть себя аниматором. Однажды, когда мы разрабатывали сцену с горящим огнем, часть моих сотрудников призналась мне, что они никогда не видели горящих дров. И я сказал им: «Останавливаем работу. Поезжайте и посмотрите».
Хаяо Миядзаки
Невозможно описать всю многогранность того, что в своих мультфильмах воплощает Хаяо Миядзаки. Любое движение, каждая смена кадра, звук, фон, персонаж имеют свою особую роль в произведении.
Мы видим созданный мир через свою собственную перспективу. Например, в «Унесенные призраками» нам не рассказывают, что думает Тихиро о мире духов, а просто демонстрируют факт ее прибывания там, или о чем размышляет Кики в «Ведьминой службе доставки», сидя у прилавка. Мы сами пытаемся понять вселенные, которые показывают.

Миядзаки избегает персонажа, с которым зрители могли бы себя ассоциировать. Главным героем его произведения всегда предстает именно мир, в котором происходит событие, а не конкретное лицо. Создавая своих персонажей, он никогда не ставит основных выше второстепенных. Каждый прохожий и его очертания важны, какую бы роль он не играл. Поэтому, встречая нового персонажа, мы задумываемся о том, кого он из себя представляет и о чем думает. Именно это делает миры автора живыми. Миядзаки утверждает, что аниматоры должны быть актерами, они обязаны понимать и сопереживать их персонажам, уметь решать какова мотивация у них в данной сцене. В основе мультфильмов много мотивированных героев, которые вдохновляют на действия: персонажи не склонны сидеть и просто прокручивать мысли в уме снова и снова. Вне зависимости от того, с чем они сталкиваются, они просто идут вперед.
Во многих моих фильмах есть сильные героини – храбрые, самодостаточные девочки, которые не думают дважды, прежде чем броситься защищать то, во что они верят всем сердцем. Им нужны друзья или соратники, но не нужны спасители. Любая женщина может быть героем, как и любой мужчина.
Хаяо Миядзаки
В каждом фильме есть элемент уважения к миру природы, независимо от сюжета, но эта тема регулярно выходит на первый план наряду с прямой или косвенной критикой экологических проблем. Миядзаки утверждает, что мы являемся частью природы и необходимо найти гармонию с ней. В его картинах окружающая среда не бывает просто фоном, она является персонажем и может дать отпор. Восхищение природой, преклонение перед ней ощущается во всех фильмах режиссера, — наиболее полно, пожалуй, в «Навсикае из Долины ветров», где деревья жертвуют собой, чтобы очистить мир от ядовитых веществ, произведенных человеком. В «Тоторо» бабушка говорит: «Природа нас кормит». В творчестве Миядзаки ключевую роль играют гуманистические и общечеловеческие идеи, и концепции экологии принадлежит не последнее место.
Напоследок — самое вкусное
Особое внимание в мультфильмах Миядзаки уделено еде. Он считает, что рисуя еду, вы рисуете историю и культуру страны. Пища в японской культуре — связующее звено. Японская кухня тесно переплетена с традиционными праздниками, во время которых проходят совместные трапезы, люди разделяют природные дары, тем самым укрепляя связи внутри семьи. Сцены с приготовлением еды и обменом ею тесно переплетаются с историями персонажей или сюжетной линией. Например, в начале фильма «Унесённые призраками» родители Тихиро объедаются угощением для привидений и превращаются в свиней — так возникает конфликт, который должна разрешить героиня фильма. Сосредоточенность на приготовлении пищи и наслаждение ею, связь еды с историями и эмоциями героев оживляет анимационные миры Миядзаки.
Благодаря вниманию к деталям, попыткам изобразить иллюзию физики, донести проблемы человечества в своих работах, Хаяо Миядзаки стал популярным аниматором. В его картинах нет места насилию, есть лишь искреннее желание автора показать придуманные им миры, подтолкнуть зрителей к действиям и уверить в том, что добро всегда побеждает зло.
Несмотря на пессимизм, я не собираюсь делать фильмы, которые говорят: отчаивайся, беги и прячься. Все, что я хочу сказать — это: не бойся, когда-нибудь все встанет на свои места, и где-то тебя точно поджидает что-то хорошее.
Хаяо Миядзаки