На этом фрагменте Гёте, должно быть, нервно вздрагивает в гробу, но зритель смеется – радость оправдывает искажение классической красоты. Черт, улыбаясь, заигрывает с Солдатом, разрушает фаустианский мирок, лубочными прибаутками настраивает нас на счастливую концовку – но внимательный зритель услышит, как сквозь русскую плясовую прорывается чарующая мелодия кларнета, и танцор-солдат, пластически изгибаясь, пляшет именно под эту незаметную мелодию. Вот они, чаяния русского человека, Ваньки, который, казалось бы, вырос из дурачка и стал Иваном, солдатом, человеком, остаивавшим интересы своей Родины и торопившимся домой к семье и невесте. Можем ли мы его упрекнуть в том, что он захотел поменять скрипку на богатство, довольство и знание? Как часто мы сами отказывались от чего-то простого, в суете не заметив вечности: поменяли поэтов на менеджеров, запах сирени – на запах нефти? Болезненно-патриотическая фабула состоит в том, что жить хорошо даже трикстеру, Ваньке, выходящему из всех бед и перипетий, на Руси и тем более вне ее не получится. Можно только идти от одной войны с самим собой к другой, не соблазняясь на заманчивые предложения Черта. Этот Солдат – новый тип сказочного героя, и он, конечно, учит нас главному – счастливого финала не будет.