Наше бурное русское обсуждение привлекает внимание, и к нам подходит девушка-француженка, предлагающая пройти на концерт. На концерт мы идем через кухню, на которой готовят гречку с сосисками, которую потом будут продавать за 10 евро, спускаемся по каким-то бесконечным лестницам и попадаем в маленькую комнатку с сохранившейся исторической отделкой. Саксофонист играет Баха, и он вместе с живым Парижем кажется таким счастьем и светом после всего просмотренного — но впереди еще три часа. Мы возвращаемся в де ля Виль: мэтров уже нет, зато на входе раздраженно и нервно курит Леонид Парфенов, а в столовке в углу угрюмо что-то выпивает Хржановский. Мимо проходит девушка, один в один похожая на Нику Белоцерковскую — меня уже не удивляет ничего. Мы идем обратно к восковому Курентзису и его отражениям, в кабинки — смотреть несмонтированные отрывки из "Дау". В попытке наткнуться наконец на что-то шокирующее и скандальное я выбираю из мозаики кадр, полностью заполненный обнаженной натурой. Это Дау, его жена Нора и Катя — жена того самого физика, пытающегося разобраться в себе. Они пытаются разобраться, хотят ли они спать втроем или нет, любит Дау Катю или Нору, что он чтит больше: чувство эмоциональное или привязанное. К ним вбегает, полностью голый, еще один физик, и обсуждение включает еще и его и оттого становится окончательно бессмысленным. Я тыкаю наугад следующий: там Дау подарками подкупает буфетчицу, чтобы приручить ее и сделать из нее человека, но она в ответ на все его красивые фразы просит человеческого отношения. Задумка про то, как гений тянет из болота девушку, превращается в сюжет, в котором зарвавшегося горделивого интеллектуала щелкает по носу простая девчонка, это уже интереснее — но смотреть на Курентзиса, который на своих концертах умеет быть эмоциональным, а здесь похож на загримированное бревно, не хочется. Щелкаю дальше. Дау целуется с буфетчицей, курит с ней одну сигарету на двоих, собирается переспать, но тут появляется Нора и начинаются разборки. Скука. Щелкаю дальше. Дау спит со своей домработницей — и опять ничего нового. Поскольку сценария не было, диалоги тоже не прописывали, и герои мучительно пытаются что-то выдавить из себя, причем сделать это покрасивее. Опять скука. Щелкаю дальше: один из физиков пытается уговорить Нору на секс. Дальше. Кгбшник в камере прессует одну из пожилых домработниц, чтобы она доносила на своих хозяев. Ничего интересного — такие разговоры каждый день происходят в любых государственных учереждениях, где утомленные очередями люди устало соглашаются со всем, лишь бы их отпустили. В кабинках соблазнительно мигает кнопочка "следующий эпизод", поэтому как только мне становилось скучно, я перематывала дальше: мне уже было все равно, как там разовьются отношения физиков и женщин, я хотела скандальности и распиаренного треша. Наконец попадаю: по камере под усталые, вымученные приказы кгбшника — кажется, его "Дау" тоже утомил — ползает голая толстая женщина, которая пытается сохранить достоинство и не ползать, но потом без окриков, побоев или чего-либо (возможно, ей просто тоже хотелось побыстрее закончить съемки) целует парашу и по разрешению принимается одеваться. Мужу "повезло" больше — он наткнулся на эпизод с женщиной и бутылкой. До бутылки не досмотрел, потому что не смог смотреть, как по комнате мечется девушка, кричащая в камеру, чтобы ее оставили в покое, пока насильник пытался запихать ей пальцы в анальное отверстие. У меня же вдруг высвечивается эпизод философского диспута Дау и Капицы — тот самый, на который я не попала. Ученые будто соревнуются в том, кто скажет красивее и мудрее; получается не очень, и разговор больше напоминает бесконечное самоцитирование своих интервью из реальной жизни. Люди, чье мнение я уважаю, вдруг превращаются в павлинов, которые любуются собой и претенциозно говорят красивые фразы, за которыми совершенно теряется смысл. Мне становится противно, я щелкаю дальше, и попадаю на Марцинкевича: печально известную свинью уже зарезали, Тесак сидит в крови и с сожалением объясняет физикам, что хоть революция и отвратительна ему как акт насилия, эволюция — это утопия, поэтому он просто вынужден прибегнуть к своим методам. На фоне паноптикума из уставших буфетчиц, любовниц, чиновников, физиков и кгбшников лидер нацистов вдруг оказывается таким реальным, таким искренним и живым, что я завороженно слушаю его пропаганду, пока меня не выдергивает из кабинки муж.