В детстве меня привели на Ысыах — главный якутский праздник лета. Встреча солнца, земли и людей. Это как Новый год, только под палящим солнцем: с танцами, круговыми хороводами, с кумысом, конными скачками и конкурсами сказителей. На календарно-обрядовый праздник стекается весь город и ближайшие улусы (районы) — все в праздничной одежде и с улыбками.
Стою в толпе, на людей смотреть не мог— всё блестит. Женщины в национальных платьях, у каждой по килограмму серебра — на шее висит, в ушах качается, на руках звенит. Солнце отражается в этих подвесках так сильно, что щуришься, будто на тебя сошло не одно летнее светило.
Украшения разные: у кого-то на груди тяжёлая серебряная пластина с длинными цепочками. У других— ожерелья из круглых подвесок, похожих на маленькие зеркальца, звенящих при каждом шаге. Серебряные браслеты, широкие и гладкие, блестят на запястьях, а серьги тянутся до самого подбородка. И это — не просто красота. Каждая деталь имеет значение: знак рода, пожелание силы и богатства, оберег от дурного глаза.
Тогда я смотрела на это детскими глазами и думала: «У каждой женщины на шее — целая история, своя маленькая вселенная»
С годами я поняла: это и есть язык украшений. Якуты тысячелетиями создавали эти формы, превращая ремесло в искусство. Сначала — чтобы защитить себя, призвать удачу в охоте или в пути. Потом — чтобы показать достаток, статус семьи. И постепенно— чтобы оставить в серебре красоту, которую нельзя стереть временем.
Все эти украшения, как и гривна кылдьыы, были не только красивыми, но и магическими: защищали от злых духов, привлекали богатство, плодородие и здоровье. Гривна — самая древняя и устойчивая часть женского убора. Она могла быть витой или плоской, соединялась кожаными ремешками, и ее носили как замужние женщины, так и воины. В XIX веке гривна стала центральным элементом комплекта илин-кэлин кэбиhэр: на нее подвешивались передняя и наспинная части, а между цепочками висел большой серебряный диск — туохахта, солнце на груди. |