Андрей Юдин
Белый образ с чёрными скелетами
Полемика вокруг генерала Андрея Власова
Историческая память начинает действовать только тогда, когда в обществе формируются определенные ориентиры — комплекс оценок, норм и ценностей. Этот комплекс оценок и создает медиадискурс, который возникает вокруг конкретной исторической темы.

В этой теме особое значение приобретает понятие «точка коммеморации» — это фрагмент, из которого составляется целостная картина исторической памяти о событиях и эпохах прошлого. Исторические журналы играют важную роль в формировании взгляда на историческое прошлое у граждан России. Они также способствуют развитию определенной исторической памяти на основе таких точек коммемораций.

Одной из таких точек стал Андрей Андреевич Власов, вокруг которого разгорелся дискурс между журналами «Дилетант» и «Родина».

Позиция журнала «Дилетант»
Генерал РОА Андрей Андреевич Власов (14.09.1901 — 01.08.1946) проводит смотр частей РОА. (Сайт «Военный альбом»: https://waralbum.ru/343661/)
Журнал «Дилетант» придерживается неоднозначного подхода к личности Власова. Это подтверждается заголовком статьи Константина Котельникова «Мы не были предателями».
В своей статье автор отмечает, что Власов был талантливым генералом, который упорно сражался летом 1941 года и получил орден Ленина. Он также успешно участвовал в обороне Москвы, о чём писали центральные газеты.

Однако поражение под Ленинградом заставило Власова предать советскую власть, которую он тайно ненавидел. «Затем было неудачное наступление вверенной Власову 2-й ударной армии в болотах под Ленинградом, окружение и, наконец, плен в июле 1942 года», — пишет Котельников.

Он считает, что Власов был одним из многих советских людей с «двойным дном» — внешне лояльным, но внутренне готовым поддержать любые антисталинские начинания. Когда немцы предложили ему стать главой русского антикоммунистического движения, он согласился.

Автор продолжает развивать идею борьбы Власова и Русской освободительной армии (РОА) на стороне Гитлера: «Весной 1943 года Власов призвал русских присоединиться к его движению за освобождение России. Однако Гитлер использовал его прежде всего в целях пропаганды, но не для серьезных боевых действий. Власову поступали тысячи заявлений на приём в РОА (Русскую освободительную армию), из русских формировали отдельные незначительные соединения, но к формированию армии приступить не позволяли…».

Таким образом, автор пытается показать, что Власов — герой. Чтобы усилить эту идею, он пишет, что сразу после формирования первых частей РОА в 1944 году они начали отлично проявлять себя в бою: «Быстро сформировали Первую дивизию в 20 тысяч человек и в январе 1945 г. начали формировать вторую. Чтобы оправдать формирование русской армии и показать, что это было не ошибкой, 9 февраля 1945 г. «Гиммлер послал в бой особую боевую группу добровольцев из состава сторожевого батальона Власова, как первого подразделения РОА». […] Эта маленькая часть [в 150 человек] была послана для выполнения боевого задания на фронт, который уже тогда находился на Одере, то есть во время, когда война была уже потеряна. Бойцы оправдали себя во всех отношениях. Советские танки были подбиты, и взяты пленные. Весть о присутствии власовской части на фронте распространилась на советской стороне с быстротой ветра и смутила красноармейцев. Появились перебежчики, которые искали власовскую часть. И это в феврале 1945 года!».

Уже на основе этой статьи можно сделать вывод, что «Дилетант» стремится создать героический образ предателя Власова. По мнению автора, русские на стороне нацистской Германии храбро побеждают советских солдат. Однако проблема заключалась в том, что РОА начала воевать только в 1944 и 1945 годах, а не раньше. Именно поэтому Германия проиграла Вторую мировую войну.
Ещё одна работа — это интервью с историком Алексеем Кузнецовым. Историк Кузнецов утверждает, что генерал-лейтенант Власов был хорошим военным РККА, о чём писал Георгий Жуков:

«Совершенно верно. Для доказательства процитируем человека, который, мягко говоря, сведущ в этом вопросе. По итогам наступления под Москвой маршал Жуков дал Власову такую характеристику: «Генерал-лейтенант Власов командует войсками 20-й армии с 20 ноября 1941 года. Руководил операциями 20-й армии: контрударом на город Солнечногорск, наступлением войск армии на волоколамском направлении и прорывом оборонительного рубежа на реке Лама. Все задачи, поставленные войскам армии, тов. Власовым выполняются добросовестно. Лично генерал-лейтенант Власов в оперативном отношении подготовлен хорошо, организационные навыки имеет. С управлением войсками армии — справляется вполне. Должности командующего войсками армии вполне соответствует».

Георгий Константинович не был человеком, щедрым на похвалу, особенно в эти критические недели…». Историк подтверждает, что Власов был одним из важных генералов во время обороны Москвы.

Генерал русской освободительной армии (РОА) А.А. Власов (1901-1946) на учредительном собрании комитета освобождения народов Росии (КОНР) в пражском замке. (Сайт «Военный альбом»: https://waralbum.ru/378991/)
Однако главной заслугой историка является введение интересного документа «Приказ войскам Ленинградского фронта № 0055. 22 сентября 1941 г.», в котором сам Георгий Жуков говорит о плохой обстановке в армии Ленинградского фронта: «В штабах и на командных пунктах командиров дивизий, полков имеется много женщин, под видом обслуживающих, прикомандированных и т. п. Ряд командиров, потеряв лицо коммунистов, просто сожительствуют…». Тем самым показывая, что среда, в которой находился генерал Власов, располагала к моральному разложению. И логика предательства налицо. Власов — безыдейный распущенный человек, готовый на предательство. Но это мало вяжется с событиями во время боев за Петродворец (Петергоф), где солдаты и командиры проявили доблесть, защищая подступы города.

Историк высказывается о генерале Власове, известном как предатель: «Из всех, кто попал в немецкий плен, он занимал самую высокую должность — был заместителем командующего фронтом. Кроме того, Власов, по-видимому, действительно склонялся к тому, чтобы занять эту позицию».

Алексей Кузнецов упоминает человека, который оказал на Власова огромное влияние. Это Вильфрид Карлович Штрик-Штрикфельдт — русский и немецкий офицер, который много часов и даже дней провел с Власовым. Некоторые исследователи предполагают, что ряд идей, которые наш герой позже высказывал письменно и устно в своих выступлениях, были подсказаны ему Штрик-Штрикфельдтом.
Эти слова Кузнецова добавляют к образу Власова идею о стечении обстоятельств. Он утверждает, что Власов удачно попал в плен и именно его должность привлекла немцев для создания сильного пропагандистского образа. Также Кузнецов считает, что Штрик-Штрикфельдт навязал Власову свои идеи, которые тот озвучивал в своей публицистике.

Поэтому, несмотря на героический образ Власова, созданный на основе исторических фактов, необходимо внести некоторые правдивые детали, которые помогут лучше создать героический образ реального человека.

Позиция журнала «Родина»
В статье Анатолия Пономарева «Какая он свинья…» убедительно доказывается, что Власов был предателем. Пономарев, основываясь на документах, утверждает, что Власов не участвовал в обороне Москвы, так как был болен.

«Начало Московской битвы генерал встретил в госпитале с диагнозом «воспаление среднего уха». И весь самый тяжелый её период он лечился. По его утверждению, он был принят Сталиным и по его указанию назначен в ноябре 1941 года командующим формировавшейся 20-й армией. Однако, как следует из документов, Власов вступил в командование значительно позже.

28 ноября генерал-майор Л. М. Сандалов был вызван к начальнику Генерального штаба Красной армии Б. М. Шапошникову. Узнав о своём назначении начальником штаба этой армии, он поинтересовался у маршала:

— А кто назначен командующим армией?
— Недавно вышедший из окружения один из командармов Юго-Западного фронта генерал Власов, — ответил Шапошников. — Но учтите, что он сейчас болен. В ближайшее время вам придётся обходиться без него».

Таким образом, «спаситель Москвы» никакого участия в обороне столицы не принимал.
Орден Ленина Власов не получил, так как был награждён по «второму разряду» — орденом Красного Знамени. Генерал-лейтенантом он стал не в начале января 1942 года, как прославленные защитники столицы Лелюшенко и П. А. Белов, а позднее. Да и не отметить хоть и фиктивного, но формально командующего наступающей армии было нельзя. Чтобы погасить слухи о том, что 20-я армия идёт вперёд без своего командарма, 16 декабря Совинформбюро организовало даже интервью Власова одному из американских журналистов якобы из штаба армии. В действительности же беседа велась в госпитале, где генерал долечивался».
В середине февраля 1942 года войска Западного фронта продолжали вести упорные бои, стремясь выйти к железной дороге и автостраде западнее Вязьмы. Однако ударная группировка 20-й армии, сформированная из соединений и частей других армий, почти не продвигалась вперёд. В этой связи Жуков направил командарму следующий приказ:

«При докладе тов. Сталину Вы, тов. Власов, обещали прорвать оборону противника, если Вы только получите людей. Людей Вам дали - 5500 человек, дали танки, а прорыва все нет и нет. Мало того, Вы понесли громаднейшие потери в людях и танках, погубили людей, погубили танки, не добившись никакого успеха. Разобрав Ваши действия по прорыву, считаю их абсолютно неверными и несерьезными. Не разрушив огневых точек противника, а ограничившись бутафорской шумихой, Вы бросили на ПТО [противотанковую оборону] и сохранившуюся систему огня танки и пехоту… Вы не жалеете людей, не жалеете танки, погубили много людей, погубили танки. Приказываю: 1. Разрушить артиллерией укрепления противника; 2. Разбить систему огня противника; 3. Дать пехоте орудия сопровождения в роты; 4. Дать танкам орудия танковой поддержки. Только когда будет подготовлена пехотная атака, бросать [вперед] пехоту при поддержке танков; 5. Запретить легкомысленные броски танков и пехоты на укрепленные полосы противника. Исполнение донести…».

Генерал РОА Андрей Андреевич Власов (14.09.1901 — 01.08.1946) во время выступления. (Сайт «Военный альбом»: https://waralbum.ru/376275/)
Из этого можно сделать вывод, что Власов не был великим стратегом. Напротив, это был обычный тщеславный человек, который хотел нравиться людям и казаться умным.
Побывавший в 20-й армии в конце февраля 1942-го Ортенберг позднее писал: «Видели мы Власова в общении с бойцами на передовой и в тылу с прибывшим пополнением. Говорил он много, грубовато острил, сыпал прибаутками. Кривицкий (сотрудник "Красной Звезды") запомнил и записал: "При всём том часто оглядывался на нас, проверял, какое производит впечатление. "Артист!" — шепнул дивизионный…"
Мы пришли к выводу, что каждый ведёт себя в соответствии со своей натурой, и это не самый большой грех».

Эти факты разрушают образ Власова как героического борца с большевизмом. На его место приходит образ тщеславного человека, который работает не за идею, а за признание и любовь к похвале власти.

Это подтверждают слова писателя Богомолова из статьи: «…Волею судеб (Власов. — А. П.) попал под колесо истории и оказался жертвой основного на войне инстинкта — самосохранения. Он скрывался в лесах и деревушках, понимая, что у своих пощады не будет, у немцев же ему уготована жалкая участь заключённого в лагерь для военнопленных, а третьего не дано. Однако третье, совсем неожиданно, возникло и показалось тщеславному генералу значительным и достойным. Образ "освободителя" России "без большевиков и капиталистов"… был ему придуман спустя месяц после пленения немецкими спецслужбами, и Власов с радостью принял и стал исполнять эту роль».
Генералы РОА Ф.И. Трухин, Г.Н. Жиленков и А.А. Власов на митинге КОНР в Берлине (Сайт «Военный альбом»: https://waralbum.ru/221742/)
Эта идея находит подтверждение и в статье Никиты Пивоварова и Ольги Чагадаевой «Блеф Власова». Авторы утверждают, что, когда Власов перешел на сторону фашистов и возглавил РОА, он вводил в заблуждение своих подчинённых.
В статье упредставлен протокол допроса коллаборациониста Анатолия Захаровича Ворохова, который, попав в плен в феврале 1943 года, добровольно согласился сотрудничать с немцами. Он прошёл школу пропагандистов РОА и с июля 1944 года служил при Власове. В конце 1944 года Ворохов был завербован германской разведкой и в числе 16 диверсантов заброшен в советский тыл, где был арестован органами «СМЕРШ» в марте 1945 года.

На допросе он подробно рассказал о «штаб-квартире» Власова, о взаимоотношениях советского генерала-предателя с немецким командованием и о настроениях, царивших в стане коллаборационистов в связи с неизбежным поражением рейха. Чтобы поддержать боевой дух соратников в августе 1944 года, Власов, по словам Ворохова, «кормил своё окружение откровенными небылицами…».

Также в статье Дениса Передельского «Генерал Власов хотел помочь США и Англии в войне против СССР» говорится, что Власов был готов поддержать США, Англию и Францию в борьбе против СССР. Он предполагал, что на последней стадии войны произойдет кризис в англо-американско-советских отношениях, и в таком случае скомплектованная им трёхмиллионная русская армия станет единственной военной силой, на которую могут положиться англичане и американцы в их борьбе против большевизма.

На основе фактов из статей журнала «Родина» можно увидеть совсем иной, более правдивый образ предателя генерала-лейтенанта Андрея Власова. Это тщеславный человек, который был обласкан советской властью. Для него на первом плане стояла не война с немецко-фашистскими захватчиками, а получение поощрений от вышестоящего начальства. В этом и скрывается его предательство, которое не может быть героическим, как и работа на нацистскую военную машину как словом, так и оружием в годы Второй мировой войны.
В исторической памяти современной России идет переосмысление личности Андрея Андреевича Власова в современном историческом медиапространстве. В частности, журнал «Дилетант» пытается представить его в идеализированном свете, изображая его как героя, который освободил Россию от большевизма.

Эта ситуация вызывает беспокойство, поскольку она может привести к искажению исторической памяти о Великой Отечественной войне. Личность Власова становится важным элементом в понимании этого периода. Если в обществе укоренится образ Андрея Власова как героя, борца с большевизмом, то все герои Великой Отечественной войны, сражавшиеся с немецко-фашистскими захватчиками, могут быть представлены как предатели. Это может повлечь за собой пересмотр всего советского прошлого современной России и потерю важной эпохи, в которой был заложен ценный исторический опыт для будущих поколений.