Андрей Юдин
Тень «Белого солнца пустыни»
Что осталось в тени фильма?
Художественный фильм режиссёра Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» для современного зрителя состоит из множества неясностей. Начиная с того, почему Красная армия находиться в пустыне, и до непонятных бандитов, именуемых басмачами.

И, конечно, загадочными остаются восточные женщины, которые ходят за героем фильма Федором Суховым как за своим господином и спасителем.

Но эти непонятные современному зрителю события раскрывают трагедию, разыгравшуюся на Востоке в революционные годы, трагедию, которую режиссёр Владимир Мотыль смог показать и трогательно, и горько, и смешно.
Кто такие басмачи?
Басмачество – партизанское, военно-политическое движение, которое зародилось в Средней Азии после революционных событий 1917 года. Буквально слово «басмач» означает «налетчик».

В основе басмачества лежали пантюркизм, течение, пропагандирующее необходимость объединение тюркских народов на основе религии, языка, культуры, возникшее в середине XIX века в противовес расширяющемуся господству России, и панисламизм – идея единения мусульман под главенством халифа.

Одним из лидеров басмаческого движения, который до последнего пытался продолжать борьбу с советской властью в Средней Азии, был Ибрагим-бек, прославившийся даже среди своих сподвижников жестокостью.

В конце 1920-х годов он попытался объединить под своим началом все еще остававшиеся басмаческие отряды. Но вынужденный воевать на два фронта – против Красной армии и правительственных войск Афганистана, – в конце концов потерял в боях большую часть своих сторонников.

С немногими оставшимися Ибрагим-бек в апреле 1931 года вновь вторгся на территорию советского Таджикистана, но это была последняя его эскапада.

Суд в Ташкенте 31 августа 1931 года приговорил Ибрагим-бека к расстрелу.

Ибрагим-бек – руководитель басмаческого движения в Таджикистане, Узбекистане.
Женский вопрос на Востоке
«Сними чиммат, открой лицо, для всех прекрасной будь,
Оковы на куски разбей, им неподвластной будь!
Невежеству кинжал наук вонзи глубоко в грудь,
Науке, мудрости мирской, всегда причастной будь!…»

Хамза Хаким Ниязи
узбекский поэт, революционер
На стыке XIX и XX веков восточные женщины были бесправными. Муж был властителем жены. В фильме это показывается через слова красного командира Рахимова: «Абдула решил уйти за гарнцу, а гарем стало быть в расход, что бы никому не достался... Он потому и разделаться с ними хотел, что связывали они его...».

В этой сложной ситуации женщины становились тенью своих мужей или семьи. Они были домохозяйками. Они знали об окружающем мире мало, и только со слов родных и мужей. На улицу они не могли выходить без сопровождения мужа, отца, или брата.
«Революция освободила вас. У вас нет теперь хозяина, нет господина... Вы будете свободно трудиться и у каждой будет отдельный супруг...»
На рубеже веков для стран Востока встаёт сложный вопрос о модернизации общества.
В системе мировоззрения мусульманина религия и государство не отделимы, так как шариат это часть священного Корана. В смысле юридической практики шариат - собрание законов, основанных на Коране.
Единство государства, религии и права делало любое исламское государство средних веков монолитным. Правитель, не живущий по закону шариата, это фактически предатель своего народа как в нравственном, как и религиозном плане. Народ же един в себе и един с властью, как носители единой религии, которая указывает путь к правильному образу жизни и межличностным отношениям. Но время менялись, и нужны были реформы.

Как раз на стыке XIX и XX веком появляется течение джадидизм. Это была прогрессивная интеллигенция Поволжья, Крыма и Срердней Азии.
В данном течении поднимались темы национального искусства и литературы, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальном языке. Джадидисты считали, что нужны реформы в культуре Востока, чтобы из отсталых стран двинутся в сторону передовых государств.
Февральская и Октябрьская революции вмешались в их планы. Некоторые джадидисты приняли сторону большевиков с и помогали в проведении эмансипации женщин востока уже со стороны Советской власти. Другие эмигрировали.



Исмаил-мирза Гаспринский - основатель джадидизма

«В результате победы революции Советская власть предоставила женщинам большие права. В первый же день, 26 октября 1917 г., был принят декрет «Об образовании рабочего и крестьянского правительства», который по существу провозгласил равенство мужчин и женщин в политических правах, в осуществлении государственного управления. А в первой Советской Конституции, принятой в июле 1918 г., было закреплено политическое равноправие женщин Советской России...» - пишет в статье «Что дала женщинам революция 1917 года в России?» доктор исторических наук Волкова Елена Юрьевна. С момента создания социалистического государства были поведены преобразования структуры общества, которые распространялись и на страны Средней Азии п мере их присоединения к СССР. Восточная женщина выходила из религиозного мира в мир светский, где над отношениями между людьми главенствует закон в виде Уголовных и Административных кодексов. Она становилась более свободной, могла действовать независимо от своего мужа или отца. Так же 28 декабря 1920 года был принят Декрет ЦИК и СНК КАССР «Об отмене калыма», запретивший традиционный для многих народов Средней Азии выкуп, вносимый женихом родителям невесты. Чем опасен был калым в начале XX века?

Самый простой ответ - это брак по расчёту. Девушку насильно могли выдать замуж за ту цену, которая устраивала семью. Следовательно, девушка фактически рассматривалась как вещь. Также в исламском праве есть такое понятие как «махр».
Махр - это выплата невесте, заключении брачного договора. Размер махра официально не установлен. Девушку насильно могли выдать замуж за ту цену, которая устраивала семью. Следовательно, девушка в браке по расчёту становилась разменной монетой. Она не имела прав, так как с одной стороны не могла перечить слову мужчине из-за религиозных законов. С другой стороны калым или махр, которые тоже связывал руки девушке.
Реформы старых порядков на Востоке были необходимы. Что бы Восток эволюционировал и вобрал новые достижения человечества. К этому стремились в СССР. Просветить Восток, женщин вывести из кухонного рабства.
О фильме
Художественная картина рассказывает о том, что настоящее зло кроется не за идеями и флагами. Зло есть зло, и оно объединяет против себя разных людей борющихся с ним.
Черный Абдула понимает, его время прошло, наступает новая эпоха, с которой он не хочет мириться. Сам Абдула умен, хитёр и безжалостен. Он готов убить любого, чтобы достичь своей цели - убраться с Красного Востока за границу.
Абдула хочет убить своих жён. Он мог просто бросить их в пустыне. Судьбы этих женщин для него ничего не стоят. Это тени, которые его окружали. Но к концу фильма девушки тоже меняются. Они не бегут от своего бывшего мужа, и по-прежнему не могут ему перечить. Но они уже соприкоснулись с другим взглядом на мир и с другим пониманием себя и ценности собственной личности.

Кто встает на защиту женщин?

Фёдор Иванович Сухов
Красноармеец Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени Августа Бебеля. Это идейный мудрый человек, который в трудную минуту не бросит нуждающегося. Он спасает бывших жён Абдулы. Охраняет их. В Педженте Сухов помогает обустроить женскую коммуну для жён Абдулы. Это человек, повидавший Восток. Он истосковался по родной Самаре, но не может отказать в помощи тем, кому без ее не обойтись. Так он неожиданно оказывается господином чужого гарема. Так свела его судьба и с Саидом.
Саид
Саид вырос на Востоке. И в его сердце кровная месть. Один из басмачей Джавдет убил отца Саида, разграбил дом. Поэтому Саид должен отомстить Джавдету. Он готов биться вместе с Черным Абдуллой, что бы достичь своей цели, но понимает, что иногда цель не оправдывает средств.

Он мечется между своей местью и Суховым. Так как понимает Сухову против Абдулы не выстоять. В конце фильма он делает свой выбор. Ведь Абдула такой же мерзавец, как и Джавдет. Он убьет своих жен и покинет Россию с награбленным. Как и поступил в свое время Джавдет.

Павел Верещагин
Бывший начальник дореволюционного таможенного поста. Человек дореволюционной России. Он потерял смысл жизни, так как его страны больше нет, а таможенный пост уже давно как не работает. Он мог не вступать ни на чью сторону и оставаться на стороне. Но: «Я мзду не беру мне за державу обидно...»- в этих словах сокрыт главный смысл Верещагина. Это солдат, награждённый двумя Георгиевскими орденами. Это человек чести, который на протяжении всей службы боролся с бандитами на границе своей Родины. Может ли он пропустить бандитов? Нет. Он боролся с ними и будет бороться.
Режиссёр через свою кинокартину смог показать жизнь востока на сломе веков. С одной стороны басмачи, борющиеся за сгинувшие идеалы прошлого. С другой стороны Красная Армия несущая освобождение странам Востока и новую эпоху. Владимир Мотыль показал сплочение разных людей против настоящего зла. Но это лишь тень от белого солнца востока.

К началу XX века, в восточном обществе копилось множество нерешенных проблем, которые стопорили прогресс на Востоке. Такой проблемой был и женский вопрос.

В конце XIX начала XX века явилась буря в виде противостояния старого новому. Резкое изменение культурной почвы Востока Советской властью вызвало реакцию. Басмачество стало самым жестоким проявлением нового, но были и сторонники прогресса Востока.
Джадидисты пытались решить наболевшие темы внутри Востока. Путем реформ они хотели помочь соплеменникам переосмыслить быт, но помешал исторический слом XIX века. В этом бурлящем котле зарождался новый Восток. Восток на сломе эпох.