Что, если мы вам скажем, что первый в истории клип начался с моря? Вы правильно скажете, что это большое преувеличение. Тема моря проявилась в «Синей вечности» Муслима Магомаева, но история советских протоклипов начинается с 1930-ых, а российская продолжается до сих пор. Путь от статики к динамике, от одного певца, стоящего монолитом на вершине холмов до того, какими мы знаем музыкальные видео сейчас.
Советский музыкальный видеоклип в современном понимании — автономный аудиовизуальный номер, созданный специально под песню. Его появлению предшествовала длительная линия экранных форм, которые можно определить как «протоклипы»: музыкальные эпизоды, лишённые сюжетной необходимости, но построенные на визуальном образе, ритме и эмоциональной композиции. В основном, подобная необходимость была в кино 1930-ых, когда “жить стало лучше и веселее”, как утверждал товарищ Сталин.
Существуют кинозаписи или видеозарисовки, где Магомаев исполняет эту песню на фоне моря — именно такие постановочные съемки по форме близки к тому, что мы сейчас называем «клипом» (съёмка на побережье, крупные планы, эпические планы моря, монтаж под музыку). То есть сама запись «на фоне моря» действительно присутствует в публичных видеозаписях и в сетевых архивах. Это — яркий пример протоклипа конца 1960-х в СССР: ролик снят специально (или как специально оформленный видеоматериал) и распространён в теле/кинокругах.
В целом, ни одну из записей того периода невозможно отнести к полноценному видеоклипу. Но со временем протоклип, по-советски говоря, «музыкальная съемка», со временем отразилась в массовой культуре, и в какой-то степени вдохновит на создание полноценного медиапродукта. В 1984 году Тамара и Владимир Максимовы придумали «Музыкальный ринг», всесоюзную передачу, где съемка выходит за пространство «концерта в студии». Цветные фильтры, символические планы, монтаж и ориентация на исполнителя как героя зарождают на отечественной почве жанр. Одними из первых исполнителей приглашают «Землян» с «Травой у дома», и романтические образы космонавтов взрывают сетку ТВ. В 1985 Жанна Агузарова вместе с группой «Браво» берет новую вершину: совокупность американского рок-н-ролла 1950-ых в духе Пресли вместе с советской романтикой. С 1986 Ленинградский рок-клуб правит бал, и «Кино», «Алиса», «Аквариум», «Динамик», «Наутилус помпилиус» приглашается к микрофону, без особого энтузиазма со стороны цензоров. Выбираются нейтральные песни, и скоро море исполнительских экспериментов заполнит сушу, и стихия протоклипа уж точно на это повлияла.
Итак, «стихийность» советского клипа чем-то напоминает бескрайнее море, о котором пел Муслим Магомаев. От «Веселых ребят» и налета бродвейности мы перешли к музыкальному производству именно благодаря протоклипам, зародившим бескрайнее море под названием клипмейкерство.