Илья Титаренко
«Не кончается синее море»
История советских протоклипов





Что, если мы вам скажем, что первый в истории клип начался с моря? Вы правильно скажете, что это большое преувеличение. Тема моря проявилась в «Синей вечности» Муслима Магомаева, но история советских протоклипов начинается с 1930-ых, а российская продолжается до сих пор. Путь от статики к динамике, от одного певца, стоящего монолитом на вершине холмов до того, какими мы знаем музыкальные видео сейчас.

Советский музыкальный видеоклип в современном понимании — автономный аудиовизуальный номер, созданный специально под песню. Его появлению предшествовала длительная линия экранных форм, которые можно определить как «протоклипы»: музыкальные эпизоды, лишённые сюжетной необходимости, но построенные на визуальном образе, ритме и эмоциональной композиции. В основном, подобная необходимость была в кино 1930-ых, когда “жить стало лучше и веселее”, как утверждал товарищ Сталин. 

Уже в 1930—1950-е годы в советских музыкальных фильмах и опереттах можно наблюдать вставные исполнительские эпизоды, во многом не связанные с развитием сюжета. Номера Леонида Утёсова в фильмах Григория Александрова («Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») демонстрируют монтаж, ориентированный на музыкальный ритм, а не на драматургию. В этих эпизодах песни существуют как самодостаточные аудиовизуальные партии, что сближает их с будущей клиповой формой. «Разгорелся наш утюг», «Марш веселых ребят», «Мэри едет в небеса» — дуэты Утесова с Любовью Орловой. В центре внимания не только артисты, но и массовка, эпизодические герои, влюбленные в главную героиню. Фильм «Цирк» заканчивается массовой сценой, где неподалеку от Кремля начинается парад, и Леонид Утесов поет знаменитую «Песню о Родине» И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача. Массовые музыкальные вставки в фильмах, концертных кинозаписях и кино-ревю (эстрадные программы, кинопарады) — все они формировали «прото-язык» музыкального видео: художественная съёмка на локации, монтаж, монтажная нарезка под текст и мелодию — то, что позже станет каноном видеоклипа.
Леонид Утесов и Любовь Орлова - Тюх-тюх
из к/к «Весёлые ребята» (1934)
Массовые эстрадные концерты и их кинескопные/кинозаписи часто содержали визуально оформленные номера: крупные планы, натурные съёмки на природе, монтажные вставки с «атмосферными» кадрами (пейзаж, море, дорога) — приём, который позднее активно использовали для создания видеоклипа. Эльдар Рязанов одним из первых создает фильм-концерт «Карнавальная ночь», где Людмила Гурченко под фонограмму исполняет песни, танцевальные и музыкальные номера, благодаря чему появляется определенный «канон», конфликтующий с традиционными новогодними выступлениями, где за столом сидят знаменитости и почти недвижимая Эдита Пьеха поет «Нашего соседа», Майя Кристалинская «Старый клен», а Тамара Миансарова — «Черного кота».
«Пять минут» – Людмила Гурченко
Песня из кинофильма «Карнавальная ночь», 1956 год
И совсем скоро, в 1969 году на берегу Каспийского моря одним из первых музыкальных клип снимает Муслим Магомаев. С Григорием Козловским они дружили еще в Баку, когда певец только начинал карьеру. Магомаев сочинил мелодию, выбрал тематику, и предложил подумать Козловскому над строчками. Песню полировали долго. Вот так звучит первый вариант припева: 

О, море, море, грудью о скалы
Ты разбиваешь и горе, и боль,
Море, возьми меня в дальние страны,
В дальние страны, к любимой Ассоль!
И вот, какой вариант дошел до нас: 

О, море, море, преданным скалам
Ты не надолго подаришь прибой
Море, возьми меня в дальние дали
Парусом алым вместе с собой.
Муслим Магомаев. «Синяя вечность»
Фрагмент фильма "Поет Муслим Магомаев". Азербайджанфильм

Существуют кинозаписи или видеозарисовки, где Магомаев исполняет эту песню на фоне моря — именно такие постановочные съемки по форме близки к тому, что мы сейчас называем «клипом» (съёмка на побережье, крупные планы, эпические планы моря, монтаж под музыку). То есть сама запись «на фоне моря» действительно присутствует в публичных видеозаписях и в сетевых архивах. Это — яркий пример протоклипа конца 1960-х в СССР: ролик снят специально (или как специально оформленный видеоматериал) и распространён в теле/кинокругах.

Морская тема проявится также и в пародии на клип, можно даже назвать этот отрывок бэкстейджем протоклипа. В фильме Леонида Гайдая есть сценические музыкальные эпизоды; особенно запомнившийся — номер «Звенит январская вьюга», исполняемый героиней — «Зиночкой». Этот фрагмент часто упоминают как пародию на эстрадные клипы и как «клиповую» вставку в кино: короткая, яркая песенная сцена на набережной, хореография, выразительный костюм — всё это придаёт номеру сходство с видеоклипом, и позже сама сцена использовалась как референс/пародия в поп-культуре, о чем говорит комический режиссер Якин (Михаил Пуговкин). Персонаж, кажется, снимает халтуру для советского телевидения, и у него вполне получается «модный» на то время почти недвижимый клип с красивой девушкой. Правда, до тех пор, пока Зиночка (Наталья Селезнева) в порыве ревности не убегает сниматься в новой версии «Ивана Грозного» от некого Бодимира Косого. С этого в истории с клипом о море появляется русский царь в исполнении Юрия Яковлева. 

В целом, ни одну из записей того периода невозможно отнести к полноценному видеоклипу. Но со временем протоклип, по-советски говоря, «музыкальная съемка», со временем отразилась в массовой культуре, и в какой-то степени вдохновит на создание полноценного медиапродукта. В 1984 году Тамара и Владимир Максимовы придумали «Музыкальный ринг», всесоюзную передачу, где съемка выходит за пространство «концерта в студии». Цветные фильтры, символические планы, монтаж и ориентация на исполнителя как героя зарождают на отечественной почве жанр. Одними из первых исполнителей приглашают «Землян» с «Травой у дома», и романтические образы космонавтов взрывают сетку ТВ. В 1985 Жанна Агузарова вместе с группой «Браво» берет новую вершину: совокупность американского рок-н-ролла 1950-ых в духе Пресли вместе с советской романтикой. С 1986 Ленинградский рок-клуб правит бал, и «Кино», «Алиса», «Аквариум», «Динамик», «Наутилус помпилиус» приглашается к микрофону, без особого энтузиазма со стороны цензоров. Выбираются нейтральные песни, и скоро море исполнительских экспериментов заполнит сушу, и стихия протоклипа уж точно на это повлияла. 

Итак, «стихийность» советского клипа чем-то напоминает бескрайнее море, о котором пел Муслим Магомаев. От «Веселых ребят» и налета бродвейности мы перешли к музыкальному производству именно благодаря протоклипам, зародившим бескрайнее море под названием клипмейкерство. 

В начало материала
Вернуться к теме недели