Арда лушба
Выхода нет?
В секту не уходят от хорошей жизни, чаще всего она служит табличкой "выход здесь" для запутавшихся, беспомощных и слабых. Жизнь в социуме с общей идеологией кажется им вариантом мечты. Алексей Поляринов написал о сектах свой "Риф", и вот о чем он.
Мои отношения с современной российской прозой характерны своим практически полным отсутствием. Раз в год я могу прочитать какой-нибудь роман, чтобы выйти из своей литературной зоны комфорта, но обычно, разочарованная, в нее возвращаюсь. Тяжелая жизнь русской женщины, хтонь российской глубинки — эти темы меня не интересуют, и даже если я читаю хороший нашумевший роман вроде «Зулейха открывает глаза», он не особенно меня трогает, и, ставя книгу на полку, я практически тут же вычеркиваю ее из памяти.

Если бы я не наткнулась на новую литературную рубрику ютуб-канала «А поговорить?», я бы может никогда не взяла в руки «Риф». В видео автор романа, Алексей Поляринов, модератор Ирина Шихман, а также гости, которых отбирали неспроста, больше часа рассуждают о том, что такое секта, каковы ее признаки, чем она отличается от религии. Беседа, правда, очень интересная, и я советую ее послушать, даже если вам лень читать книгу.
«Риф» повествует об истории трех женщин, в разные периоды своей жизни столкнувшихся с харизматичным антропологом Юрием Гариным, и о том, что эта встреча изменила их жизнь совсем не к лучшему.
Изучив гору литературы (обширный список прочитанного автор выдает в конце книги), Поляринов не пересказывает нам рандомные факты о существующих или существовавших сектах, а использует их для того, чтобы как можно живее описать свою, выдуманную. «Риф» сложно назвать исследованием сект, как об этом кричит реклама, это скорее исследование сектантского поведения. Там есть и взгляд со стороны (Таня и ее мать), и достаточно достоверный взгляд изнутри с последующим анализом собственного поведения и болезненным освобождением (линия Лили).

Всегда найдется за что поругать даже самую лучшую книгу, и «Риф» не исключение. Линия северного города Сулим, пропитанная нотками шаманизма, была интересной и волнующей с самого начала, остальные раскачивались гораздо дольше. Повествование неровное — некоторые эпизоды, такие, как выход Лили из секты и ее последующая помощь таким же несчастным, были описаны достаточно полно, другие, например, быт гаринской секты в России, мне показались слегка недожатыми. Возможно, дело в контрасте — студенческая секта, которую он основал в Америке, была описана глубже и интереснее. Там у каждого аспиранта была цель, у каждого – своя личная, связанная с Гариным история. По российской общине автор как будто бы проходится по верхам – ну живут люди в избах, в рубахах ходят, ну луддиты, технологий не признают, ну крышует их кто-то... Но как организована их жизнь? Существует ли какая-то иерархия власти? Как Гарин манипулирует каждым из членов секты, как контролирует, если их гораздо больше, чем студентов?

Нельзя сказать, что роман шокирует, что действие там такое активное, что не успеваешь выдохнуть, что к героям привязываешься так, что все их невзгоды вызывают бурю эмоций, бешено колотящееся сердце, слезы из глаз. Это не тот тип повествования. Начав живо и очень бодро, Поляринов приводит читателя к скомканному и немного невнятному концу. По чувствам это схоже с американскими горками – вот ты на всей скорости несешься с огромной высоты, а вот в конце поездки ты ме-е-е-едленно едешь к станции и выгружаешься из вагончика, рассеянно спрашивая себя: «И это всё?». Но путь к цели всегда намного важнее самой цели. В пути книга задает читателю очень много вопросов и дает очень много ответов. Она предлагает пищу для размышлений – и это то, что делает хорошая литература. Каждый может анализировать прочитанное, исходя из собственного жизненного опыта.

Я живу в Абхазии, и, если вы интересовались ею хоть когда-нибудь или бывали здесь, вы можете знать, что на маленьком клочке земли, зажатом между горами и морем, уже долгое время уживаются христианство, мусульманство, традиционные верования, кришнаизм, иудаизм, и много, много всего. Религиозная сфера в стране никак не регулируется, здесь можно встретить кого угодно. Так, например, недавно во время прогулки на пирсе с нами завязал беседу дяденька-иеговист, который «раньше жил в Москве, но уже переехал в Сухум». И я даже знаю, почему он переехал. Мы мило поболтали и разошлись каждый по своим делам.

У Абхазии есть еще одна черта, которая в данном случае является неоспоримым плюсом. В Абхазии людям не плевать друг на друга. У каждого человека, помимо самых близких людей, есть еще двоюродные братья и сестры, дяди и тети, соседи и коллеги. Все они интересуются жизнью друг друга, возможно, иногда даже чересчур активно. Главные героини «Рифа», по сути, почти никому не были нужны. Они были одиноки и сломлены. Они были легкой добычей.

У Тани сложные отношения с матерью, на этом примере автор рисует конфликт поколений. Мать – суровая, авторитарная, оправдывающая свое поведение присказками, в которые заложена народная мудрость, и Таня, недостаточно сильная духом, чтобы ей противостоять. После ухода матери в секту Таня осознает, что один человек не обязан любить другого только по причине родства. И это знание освобождает ее. Она не обязана никого спасать, она может развернуться и уехать, окончить свою киношколу и жить спокойно. Но, осознав это, Таня находит в своей душе причины, чтобы любить мать. И продолжает попытки спасения.
Легендам об оленях посвящено много времени в линии, связанной с городом Сулим
Ответ на вопрос «Что может вытащить человека из болота» всего один, и это — любовь. Когда кто-то убегает от реальности, ему нужно, чтобы было к кому в эту реальность вернуться. Отношения могут быть сложными, напряженными, но о них нужно уметь говорить. Мама Тани, как и большая часть представителей ее поколения, предпочитала молчать, и предпочитала, чтобы молчали все вокруг нее. Она никогда ни с кем не говорила о произошедшем с ее матерью, не говорила и о многом другом, и груз накапливавшихся проблем в какой-то момент ее сломал. А «гаринцы», предлагающие философию того, что проблемы нужно просто забывать, оказались в нужное время в нужном месте.
Секта — это яма, это то, что у тебя в голове. Образование, жизненный опыт, материальное положение – все это не имеет никакого значения, достаточно лишь момента слабости, ниточки, за которую можно утянуть тебя в болото, в котором ты утонешь.
Человеку нужен человек. Тот, который протянет руку, если ты упадешь в яму, из которой не выбраться в одиночку. Секта — это яма, это то, что у тебя в голове. Образование, жизненный опыт, материальное положение – все это не имеет никакого значения, достаточно лишь момента слабости, ниточки, за которую можно утянуть тебя в болото, в котором ты утонешь. Это касается не только религии, о нет, секту можно организовать хоть на работе. Например, один мой друг некоторое время работал в языковой школе, в которой напрямую поощрялось стукачество и не поощрялась дружба сотрудников, ведь они могут дружить против начальства. В разговоре «А почитать?» упоминается, что это — одна из черт, по которым опознаются секты. Отдельная история – это многочисленные тренинги личностного роста, цифровой психологии, курсы бизнес-тренеров. С развитием соцсетей их количество немыслимо увеличилось, и многие из них действительно обладают характерными для сект чертами. Людям нравится причислять себя к какой-то общности, особенно закрытой, со своими ритуалами и символикой, той, членство в которой еще надо заслужить. Им нравится обладать «тайными» знаниями. А еще им нравится верить, что именно они избраны некими силами, и стоят на ступеньку выше всей остальной серой массы. Стоит ли говорить, что пока одни в это искренне верят, другие вовсю извлекают из этого свою выгоду?

До книги во мне жила твердая уверенность в том, что если я вдруг попаду на собрание какой-нибудь деструктивной секты, то буду постиронично хихикать над каждым постулатом. И эта уверенность в щепки разбилась о «Риф». После чтения романа я прослушала видео снова, по-новому взглянула на истории гостей встречи, многие из которых когда-то были сектантами. Книга вынудила меня задать себе вопрос: «Смогу ли я, человек образованный и критически мыслящий, не увязнуть в этой сектантской паутине?». И поняла, что не знаю ответа. Но я знаю, что есть люди, которые меня вытащат. Я благодарна им за это.

Не страшно искать спасение в вере. В конце концов, именно для этого она и нужна. Страшно, когда людской доверчивостью и людским отчаянием пользуются с недобрыми умыслами, заставляют порвать связи с реальным миром, вместо того, чтобы учить в нем жить. Любите себя. Любите тех, кто вас окружает. И не бойтесь просить помощи, если она вам нужна.

Больше о сериалах, книгах и фантастических мирах - в телеграм-канале "Вересковый мёд".